Полноценная налоговая реформа в Украине вновь не состоялась. После долгих дискуссий и обсуждений, которые закончились конфликтом между Министерством финансов и профильным комитетом парламента по вопросам налоговой и таможенной политики, власти приняли решение отложить масштабный пересмотр действующей налоговой системы на 2016 год, а в году уходящем ограничиться лишь "точечными" поправками в Налоговом кодексе.
Полноценная налоговая реформа в Украине вновь не состоялась. После долгих дискуссий и обсуждений, которые закончились конфликтом между Министерством финансов и профильным комитетом парламента по вопросам налоговой и таможенной политики, власти приняли решение отложить масштабный пересмотр действующей налоговой системы на 2016 год, а в году уходящем ограничиться лишь "точечными" поправками в Налоговом кодексе.
Члены парламента не медлили, и уже 24 декабря проголосовали за законопроект № 3688 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году".
Причем, невзирая на прежние споры и размолвки, в этот раз все были единодушны, и новации в НКУ получили поддержку 251 депутата.
Однако изменения в налоговом законодательстве оказались отнюдь не "косметическими". Только сравнительная таблица к законопроекту насчитывала свыше 200 страниц мелким шрифтом.
Кроме того, обсуждение документа в парламенте затянулось на несколько часов, а количество правок, которые вносились "с голоса", превысило несколько десятков. И хотя идеологически реформы действительно не произошло, 2016 год принесет налогоплательщикам немало сюрпризов.
Нужно отметить, что в целом обновленный НКУ содержит в себе немало тех норм и предложений, которые активно лоббировал Кабмин еще с сентября месяца.
Но в то же время самые радикальные инициативы (например, такие как повсеместное увеличение ставок ключевых налогов или "убийство" упрощенной системы налогообложения) из проекта изъяли.
К тому же, окончательная версия кодекса-2016 до сих пор не обнародована. Поэтому не исключено, что часть правок осталась за кадром, и они станут известны лишь после того, как президент подпишет закон, и он будет опубликован.
Одно из ключевых изменений - унификация ставки подоходного налога. Если ранее размер НДФЛ составлял 15% и 20%, в зависимости от суммы полученного дохода, то теперь базовая ставка налогообложения составит 18%. Исключение составляют лишь дивиденды - как и прежде они будут облагаться по ставке 5%.
Налоговая социальная льгота также остается на уровне 50% минимальной зарплаты. Возрастет лишь уровень дохода, необходимый для ее получения, с 1705 гривен до 1930 гривен.
Еще более радикально депутаты подошли к пересмотру единого социального взноса. Причем, это новшество было очень ожидаемым, поскольку отныне ставка ЕСВ составляет 22% (В том числе, для физлиц-предпринимателей) вместо действовавшей долгое время "вилки" 36,7%-49,7%.
Не менее позитивная новость и в том, что упразднен единый соцвзнос, который сотрудники уплачивали из своей зарплаты в размере от 2 до 6,1%. Но есть и неприятный момент: максимальная сумма для начисления ЕСВ повышена с 17 до 25 минимальных зарплат.
Малый бизнес также получил своеобразный "тайм-аут". Основные перемены грядут для предпринимателей на 3-й группе единого налога.
Во-первых, предельный годовой оборот для них снижен с 20 до 5 млн гривен. Во-вторых, вернули ставки, которые действовали до 2015 года - 3% с уплатой налога на добавленную стоимость или 5%, но уже с учтенным НДС.
Не обошли власти вниманием и сельхозпроизводителей, которые работают на упрощенке. Так, с одной стороны, единый налог для них с 2016 года возрастет в 1,8 раза. Вместе с тем, депутаты упразднили коэффициент индексации денежной оценки земли, который применялся аграриями при расчете базы налогообложения.
Налог на прибыль останется пока что в рамках действовавших правил - ставка сохраняется на уровне 18%, а механизм взимания не меняется. Поэтому налогообложения распределенной прибыли, за которое так ратовал украинский бизнес, увы, в 2016 году не будет.
Единственное, чему могут порадоваться налогоплательщики, так это отмене авансовых взносов. Правда, для этого им потребуется разово уплатить аванс до конца 2016 года в размере 2/9 налога на прибыль, рассчитанного за 9 месяцев.
В части НДС радикальных изменений тоже нет. Причем, новации больше в пользу налогоплательщиков.
Например, из НКУ исключена возможность аннулирования сотрудниками Государственной фискальной службы свидетельства об уплате НДС в случае отсутствия юрлица по месту регистрации (пресловутый "9 стан"); порог для регистрации повышен с 1 млн до 2 млн гривен; законодательно закреплен овердрафт по данному налогу, а также появится полноценный реестр плательщиков НДС.
Тем не менее, без "пилюли" все равно не обошлось, и для представителей сельскохозяйственной отрасли значительно сузили возможность применения спецрежима по НДС (напомним, он дает возможность пользоваться суммами данного налога для покрытия части производственных затрат, что равносильно автоматическому возмещению).
Зерновые компании с 2016 года будут вынуждены 85% НДС перечислять в бюджет, и смогут оставлять в своем распоряжении лишь 15%, для животноводов соотношение составит 80% и 20% соответственно, а для производителей остальной продукции - 50% на 50%. Хотя с 2017 года даже эти послабления будут ликвидированы. И в итоге все аграрии перейдут на общий режим уплаты НДС.
Увеличится давление со стороны акцизов, как на бизнес, так и на потребителей. В частности, акциз на алкогольные напитки и спирт возрастет на 50%, на пиво и вина (кроме натуральных виноградных) - на 100%, на слабоалкогольные напитки - на 300%.
Табачные акцизы увеличиваются на 40%, кроме того, Кабмин будет регулировать минимальные цены на табак и продукцию из него. Снова подорожает и топливо, поскольку ставка акцизного сбора для горючего увеличена на 13% (на альтернативное топливо она и вовсе возрастет на 42%).
Правда, радует, что Верховная Рада все-таки отменила специальный импортный сбор в размере 5/10%, который действовал в 2015 году, и вместе с девальвацией привел к росту цен на зарубежные товары.
Частично пересмотрены налоги на имущество, но они коснутся по большей части состоятельных украинцев. Собственникам квартир площадью свыше 300 кв м и домов метражом более 500 кв м придется дополнительно каждый год уплачивать в бюджет 25000 гривен.
Аналогичная сумма налога будет взиматься и с владельцев авто, стоимость которых составляет 750 минимальных зарплат и более (приблизительно от 1,03 млн гривен), а также возрастом до 5 лет.
Впрочем, не стоит забывать, что 2016 год - это своеобразный переходный период. И упомянутые новации далеко не окончательные.
Более того, кардинальных улучшений в администрировании налогов также нет, а учитывая планы привлечь в течение следующего года в бюджет около 495 млрд гривен налоговых поступлений, вполне очевидно, что налоговые органы будут действовать старыми методами.
Надежда лишь на то, что и правительство, и депутаты продолжат работать над полноценной реформой, и в 2017 году налоговая система действительно будет перезапущена, предложив национальной экономике весомые аргументы и стимулы.