О причинах переноса Евробаскета, ликвидации госконцерна "Спортивные арены" и планах реформирования министерства по вопросам молодежи и спорта в интервью РБК-Украина рассказал глава этого ведомства Дмитрий Булатов.
РБК-Украина: Давайте начнем с отмены Евробаскета-2015, подготовкой которого активно занимался предыдущий Кабмин.
Дмитрий Булатов: Я переформулирую - не отмены, а переноса с 2015 на 2017 год. Отмена Евробаскета негативно сказалась бы на нашем имидже. Задача, которая стояла перед нами, - не отмена, а именно перенос чемпионата.
Очевидно, что в нынешнем положении - война на востоке страны, нестабильная финансовая ситуация - говорить о своевременной подготовке к чемпионату в 2015 году крайне сложно. С момента моего прихода на пост министра, ни копейки бюджетных средств на Евробаскет израсходовано не было.
Дополнительный аргумент в пользу переноса - вопрос безопасности проведения Евробаскета в следующем году. Этот аспект очень внимательно изучался Европейской федерацией. Состоялась встреча президента ФИБА-Европа Тургая Демиреля с одной стороны, премьер-министра Арсения Яценюка, генсека Федерации баскетбола Украины Александра Ларина, президента Федерации баскетбола Украины Александра Волкова и меня - с другой стороны. На этой встрече мы обсудили текущую ситуацию.
Руководство ФИБА предложило перенести чемпионат на 2017 год, поддержав наше намерение. Мы считаем такое решение нашей большой победой. Кроме того, к 2015 году объекты вряд ли были бы готовы. А так, у инвесторов и застройщиков есть время сдать объекты, обкатать их в эксплуатации, чтобы выявить и устранить недостатки, и подготовиться к чемпионату на должном уровне.
РБК-Украина: И когда будет принято окончательно решение о переносе Евробаскета на 2017 год?
Дмитрий Булатов: В ближайшее время. В целом, решение принято, контракт будет подписан, финансовые обязательства будут оплачены частично правительством, частично спонсорами. Данное решение может быть изменено только в случае форс-мажора.
Важно то, что мы изменили сам подход к организации Евробаскета. Предыдущая власть заложила в бюджет десятки миллионов на инфраструктуру в Украине и пропаганду Евробаскета за рубежом. Предполагалось создание интернет-портала за бюджетные деньги, дорогостоящие PR-мероприятия и т.д. В такой организации ряд моментов явно нес в себе коррупционную составляющую. Изменив подход, мы избавились от нее.
Еще весной было понятно, что денег в бюджете нет, и в ближайшее время едва ли стоит ожидать больших поступлений. То, что мы сделали - провели финансовый анализ проекта, цикл круглых столов о привлечении внешних, негосударственных ресурсов на достройку инфраструктуры, в том числе - с международным сообществом.
РБК-Украина: Речь идет о внешних коммерческих вливаниях или внутренних? И что значит "коммерческая основа" в данном случае?
Дмитрий Булатов: Мы работаем с несколькими местными инвесторами, которые начали или начинают строить многофункциональные арены. Эти объекты можно будет использовать под проведение баскетбольных, волейбольных матчей, и под соревнования по зимним видам спорта, и под концерты. Ранее, по сути, речь шла о беспроцентной ссуде на строительство площадок именно под Евробаскет. Мы же понимаем, что эти объекты должны работать, и приносить прибыль.
РБК-Украина: Коль речь идет о многофункциональных аренах, участвует ли в подготовке к Евробаскету, как инвестор, Борис Колесников?
Дмитрий Булатов: Изначально планировалось, что четыре объекта (Киев, Днепропетровск, Одесса, Львов) построит UBI (United Basketball Investments) Игоря Коломойского, в Донецке «Кальмиус Арену» построит Борис Колесников. А в Харькове строительством займется Сергей Курченко.
РБК-Украина: Курченко выпал из раскладов. Александр Ярославский (харьковский предприниматель) едва ли захочет принимать участие в спортивном проекте...
Дмитрий Булатов: Пока Харьков, как город для проведения Евробаскета, не рассматривается. Переговоры с Колесниковым, из-за ситуации на Донбассе, заморожены. Донецк рассматривается как город для проведения одного из этапов чемпионата - на одной из наших арен, которая нуждается в косметическом ремонте. В Киеве строительство многофункциональной арены, кроме UBI, ведет компания DeVision Дмитрия Буряка. Этот проект не был приурочен к Евробаскету, но если будет готов к 2017 году - возможен разговор о его использовании в чемпионате.
РБК-Украина: В контексте многофункциональности будущих арен. Сегодня ни одна арена в стране не сертифицирована должным образом под проведение масштабных концертов, что является одной из основных причин малого количества гастролей звезд мировой величины. Что Минспортом совместно с Минкультуры делается для того, чтобы изменить эту ситуацию?
Дмитрий Булатов: Этот вопрос периодически поднимается на заседаниях Кабмина. Насколько я знаю, Министерство культуры уже обратилось к международным экспертам, чтобы собрать весь набор требований и понять, насколько украинские объекты могут их выполнить. Надеюсь, к осени у нас будет полное видение ситуации и путей ее решения.
РБК-Украина: Как будет происходить управление большими спортивными объектами в контексте ликвидации госконцерна "Спортивные арены"?
Дмитрий Булатов: Госконцерн "Спортивные арены" ликвидирован постановлением правительства. Им руководил человек, приведенный Николаем Азаровым, сам концерн не выполнял ни одной полезной функции. По сути, это был институт смотрящего за тремя стадионами, тремя автономными юридическими лицами. Госконцерн даже не выполнял функции перекрестного финансирования между объектами, съедая при этом на своем обслуживании 2,4 млн грн.
Стадионы, спортивные объекты, должны приносить государству прибыль. Если они не приносят прибыли - это проблема неграмотного менеджмента. На том же НСК "Олимпийский", например, можно запустить массу новых сервисов, кое-что можно достроить. Даже "Арена Львов" можно сделать безубыточным предприятием.
Спортивные объекты - речь не только о стадионах - часто находятся в коммунальном, профсоюзном управлении. Потому у нас мало менеджеров, которые умеют управлять спортивными объектами, где важна не только прибыль, но и спортивная составляющая, социальная составляющая. Одна из наших задач, в том числе - вырастить таких профильных менеджеров.
РБК-Украина: Вполне понятно, как мотивировать менеджмент в бизнесе - бонусы, проценты и пр. Но как мотивировать управленца в госсекторе, где коммерческие инструменты мотивации не только не работают, но и выглядят как коррупционные?
Дмитрий Булатов: Нематериальная мотивация не слабее материальной. При нормальной зарплате - а на государственных объектах, имеющих статус хозрасчетных предприятий, зарплаты достойные - нематериальная мотивация является ключевой.
РБК-Украина: Вы об удовлетворении амбиций?
Дмитрий Булатов: Амбиции - чаще хорошо, чем плохо. Менеджер с нормальной зарплатой, перед которым стоит задача сделать объект безубыточным, нарабатывает связи, опыт, повышает самооценку. Я, как руководитель, должен выстроить лояльность менеджера к госкомпании, донеся до него важность его личной репутации.
РБК-Украина: Репутация, увы, очень быстро обесценивающаяся валюта.
Дмитрий Булатов: Есть немало специалистов, для которых их репутация является очень твердой валютой. И именно таким людям самое время управлять государственными объектами. Чтобы подобрать именно таких, мотивированных менеджеров, мы сотрудничаем с негосударственными организациями, которые задействованы в работе по созданию прозрачного электронного процесса трудоустройства в министерство.
РБК-Украина: С этого момента подробнее.
Дмитрий Булатов: Сейчас прием на работу в министерство зависит от решения руководителя. И все так называемые открытые конкурсы не являются такими. Даже там, где как бы есть общественный фильтр, он существует только на бумаге. Этот процесс необходимо делать абсолютно прозрачным - от момента подачи заявления и по всем, даже мельчайшим пунктам и шагам. И любой журналист, если захочет, сможет прийти к нам и получить все информацию по карьере любого из сотрудников.
РБК-Украина: Почему бы не поступить еще проще - выложить весь этот процесс в открытый доступ.
Дмитрий Булатов: Но в документах обязательно будут данные, защищенные законом о персональной информации. И не каждый, кто идет в госслужбу, согласится публиковать, например, данные о своем месте проживания, мотивируя опасениями преследований.
РБК-Украина: Довольно слабый аргумент. Найти можно кого угодно. А если идешь на госслужбу, то, будь любезен, покажи все.
Дмитрий Булатов: Если со стороны человека будут законно обоснованные требования что-либо не показывать - это его право. А со стороны министерства вся открытая информация будет доступной.
Открытость рождает доверие. И только через открытость мы можем быстрее интегрироваться в Евросоюз, более эффективно работать с международными организациями. Ведь ждать, что европейцы помогут нам, деньгами в том числе, только потому, что нам плохо - наивно. Необходимо зарабатывать доверие, чтобы сотрудничать с европейскими, мировыми лидерами полноценно, а не с позиций просящего.
РБК-Украина: И сколько стоит построение прозрачности в Минспорта?
Дмитрий Булатов: Мы уже работаем над тем, чтобы максимально снизить нагрузку на бюджет. Например, привлекаем для сотрудничества общественные и волонтерские организации, международные фонды. В планах - создать прозрачную приемную при министерстве, чтобы собирать всю информацию о проблемах. Это возможно при минимуме средств и максимуме желания помочь реформировать министерство, собирать информацию о проблемах и искать пути их решения.
РБК-Украина: Реформировать что-либо в одном министерстве, не затрагивая всю исполнительную власть, невозможно. На уровне премьера ваша идея нашла поддержку?
Дмитрий Булатов: Премьер-министр, как и Президент Украины, поддерживают идею электронного правительства во всех его составляющих, но при соблюдении двух условий: опытных и проверенных разработчиках, а также достоверности информации, наполняющей систему.
РБК-Украина: Как на идею электронного паспорта чиновника, назовем идею прозрачного прохождения госслужбы так, восприняли в Нацгосслужбе?
Дмитрий Булатов: Мы пока на этапе работы с экспертами, создаем рабочую группу, дорабатываем концепцию, с которой уже пойдем по министерствам и в Нацгосслужбу. Думаю, все правильно воспримут эту идею.
Попутно мы работаем над электронным паспортом спортсмена.
РБК-Украина: Ваши разработки идут в русле проекта электронного правительства, которым занимается вице-премьер Владимир Гройсман?
Дмитрий Булатов: Мы работаем параллельно. Понятно, что все электронные системы и процессы должны быть легко интегрируемы друг в друга.
РБК-Украина: Какие еще элементы реформирования вашей отрасли будут представлены в ближайшее время?
Дмитрий Булатов: Следует условно разделить работу нашего ведомства на две составляющие: молодежную политику и спортивную политику.
29 июля пройдет международный форум, инициированный нами и UNDP, на котором будет представлена концепция молодежной политики, собраны рекомендации и пожелания от участников форума. На основе этих предложений и нашего концепта будет разработана новая государственная молодежная политика - не придуманная чиновником, а собранная из реальных инициатив и направленная на удовлетворение реальных общественных потребностей. И уже под новую молодежную программу будет отформатирован соответствующий сегмент законодательного поля.
В спорте другая ситуация. Главная проблема в том, что за 23 года до реформ ни у кого не дошли руки. Система осталась советская, по которой спорт зависит от государственного бюджета. Отдельные федерации, олимпийские и не олимпийские - сами нашли или находят спонсоров. То есть, понимают, что "как в СССР" уже никогда не будет. Но таких мало. За год или два мы не сможем перейти на европейскую модель, когда спорт - в том числе и высших достижений, олимпийский - поддерживает бизнес, а не государство. Но идти по этому пути необходимо - работать и с федерациями, и с крупными компаниями.
Сегодня мы начинаем общаться с федерациями не как чиновники, а как партнеры. Министерство не может вмешиваться во внутреннюю жизнь федераций, которые являются частью международных организмов. Здесь речь идет о партнерстве общественного и государственного секторов.
То же, кстати, и в молодежной политике - мы привлекаем общественные организации в центре и на местах, которые занимаются обучением и воспитанием. Общественный активист всегда будет впереди любого госслужащего или сотрудника коммунального предприятия.
РБК-Украина: То есть, в реализации государственных молодежной и спортивной политик коммунальные предприятия не будут задействованы?
Дмитрий Булатов: Нет. Коммунальным может быть помещение - и не более того. А все проекты будут отданы общественным или коммерческим организациям.
Один из проектов, кстати, который готовится, - электронная карта спортивных объектов в Украине с приложениями для смартфонов. Благодаря ей любой пользователь сможет посмотреть объекты, найти тот, который ему удобен. Проект реализовывается на грант UNDP.
К проектам по отдельным видам спорта мы намерены привлекать федерации, в том числе и финансово. Нам сейчас нужны аналитики, менеджеры, но ждать, пока государство даст денег... Знаете, есть притча: ученик спросил у Мастера: "Долго ли мне ждать признания?". Мастер ответил: "Если ждать, то долго". Мы не можем ждать.
Мы ищем ресурсы в других плоскостях, которые позволят, как минимум удвоить бюджет министерства.
РБК-Украина: Речь о лотереях?
Дмитрий Булатов: В том числе и о них. Эксперты, украинские и зарубежные, оценивают рынок лотерей в Украине в 5-6 млрд долл., хотя в прошлом году он принес в бюджет всего 1,2 млрд грн. От этой суммы на долю Минспорта досталось всего 24 млн грн. А при правильной работе мы можем получить только в бюджет министерства дополнительный миллиард гривен. При нынешних 900 млн грн общего годового бюджета министерства - очень хороший плюс.
Беседовал Илья Иванов