Запрет на полеты самолетов российских авиакомпаний над Украиной не остался незамеченным на отечественном авиарынке. В результате действия санкций доходы "Украэроруха" снизились на 70%, а уровень воздушного трафика над страной уменьшился более чем наполовину. При этом воздушные трассы соседних стран испытывают серьезные перегрузки - через них Украину облетают российские самолеты. О ближайших планах "Украэроруха" и о попытках возобновить полеты над Черным морем, которые государство запретило в связи с оккупацией Крыма, директор госпредприятия "Украэрорух" Дмитрий Бабейчук рассказал в интервью РБК-Украина.
Запрет на полеты самолетов российских авиакомпаний над Украиной не остался незамеченным на отечественном авиарынке. В результате действия санкций доходы "Украэроруха" снизились на 70%, а уровень воздушного трафика над страной уменьшился более чем наполовину. При этом воздушные трассы соседних стран испытывают серьезные перегрузки - через них Украину облетают российские самолеты. О ближайших планах "Украэроруха" и о попытках возобновить полеты над Черным морем, которые государство запретило в связи с оккупацией Крыма, директор госпредприятия "Украэрорух" Дмитрий Бабейчук рассказал в интервью РБК-Украина.
РБК-Украина: После введения тотального запрета на полеты между Украиной и Россией у "Украэроруха" стало меньше работы?
Дмитрий Бабейчук: На предприятие возложены обязанности по обеспечению безопасности полетов, и мы будем их выполнять вне зависимости от количества самолетов в воздушном пространстве Украины. Все наши центры работают в штатном режиме. Знаете, это как в самолете, где 300 посадочных мест. Сколько бы человек не летело, один или триста, экипаж будет в полном составе. Несмотря на запрет транзита для самолетов РФ, в украинском небе находятся воздушные суда других государств, и мы обязаны предоставлять им аэронавигационные услуги на уровне европейских стандартов.
РБК-Украина: Как запрет на транзит российских авиакомпаний через Украину отразится на финансовом состоянии "Украэроруха"?
Дмитрий Бабейчук: Последние два года являются самыми сложными для предприятия. Например, в 2015 году мы предоставим аэронавигационные услуги немногим большему количеству воздушных судов, чем в 2002 году. Это так называемый "отложенный эффект" - последствия событий 2014 года: временная оккупация АР Крым, вследствие чего мы закрыли воздушное пространство над полуостровом, катастрофа боинга Малазийских авиалиний, повлекшая введение запрета на осуществление полетов над зоной АТО и буферной зоной. В совокупности эти запреты привели к падению воздушного движения над Украиной на 55-60% и доходов "Украэроруха" - на 70%.
Что касается фактического отказа от сотрудничества с РФ в вопросах авиасообщения, то, по нашим оценкам, мы потеряем порядка 30-35 млн евро в год. Это потери от частичного ограничения на выполнение транзитных полетов в Болгарию, Турцию, Египет, Грецию и Израиль самолетами "Аэрофлота" и "Трансаэро" (август 2014 года), введение запретов на авиасообщение между Украиной и Россией (октябрь 2015 года) и на выполнение российскими авиакомпаниями транзитных полетов в воздушном пространстве Украины (ноябрь 2015 года).
РБК-Украина: Как эта ситуация повлияла на принятие финансового плана "Украэроруха" на 2016 год?
Дмитрий Бабейчук: Финансовый план предприятия был согласован с Министерством инфраструктуры, Министерством экономического развития и торговли, Министерством финансов и Министерством юстиции Украины, но в связи с введением запрета на транзит для самолетов РФ, мы сейчас пересматриваем его и вносим корректировки с целью оптимизации расходов "Украэроруха".
РБК-Украина: Хватит ли средств, запланированных в финплане на обеспечение операционной деятельности "Украэроруха"?
Дмитрий Бабейчук: В проекте финплана на 2016 год предусмотрен доход до 2 млрд грн. На обеспечение работы предприятия этих средств хватит. Кроме того, мы сейчас работаем над мерами по оптимизации расходов и программам развития, проводим переговоры с авиакомпаниями и международными авиационными организациями по возврату движения в западной части Украины и юго-западной части Черного моря. Уверен, эти шаги дадут свой положительный результат.
Должен сказать, что ситуация не такая печальная как кажется. У нас есть запас прочности, который позволяет нам быть уверенными в завтрашнем дне. В качестве иллюстрации хочу сказать, что с 1 декабря 2015 года мы подняли заработную плату представителям основных профессий предприятия, а также рассматриваем вопрос премирования сотрудников.
РБК-Украина: Из-за снижения доходов планируются ли сокращение персонала "Украэроруха"?
Дмитрий Бабейчук: Основной капитал предприятия - высококвалифицированный персонал - авиадиспетчеры, инженерно-технический персонал. Это специалисты с профильным высшим образованием, отличным знанием английского языка. Наша задача сохранить его. Поэтому к вопросу сокращения операционного персонала мы подходим очень ответственно. Мы делаем все для того, чтобы процесс уменьшения численности персонала проходил естественным путем - люди уходят по собственному желанию или в связи с выходом на пенсию.
РБК-Украина: Может быть, из-за кризиса в украинской авиации ваши сотрудники уже ищут работу в европейских предприятиях по обслуживанию воздушного пространства?
Дмирий Бабейчук: Это единичные случаи. В Европе такие службы как наша являются довольно закрытыми структурами. К примеру, может потребоваться гражданство страны трудоустройства. Текучесть кадров не является угрозой для работы предприятия. Для многих сотрудников, которые сегодня выходят на пенсию, "Украэрорух" - единственное место работы. Кроме того, у нас достаточно большой "лист ожидания" на открывающиеся вакансии со стороны выпускников вузов.
РБК-Украина: Наши соседи - страны, через которые российские авиакомпании облетают Украину - в выигрыше?
Дмитрий Бабейчук: У наших соседей, у тех же Турции, Болгарии, Румынии, трафик значительно вырос и доходы, соответственно. Но это, скорее, создает им дополнительные трудности. Закрытие воздушного пространства и рекомендации международных авиационных организаций облетать Украину привели к перегрузке воздушных трасс у государств-соседей. Аэронавигационные системы многих из них сейчас работают на пределе.
РБК-Украина: Может, тогда стоит открыть для полетов воздушное пространство над востоком Украины?
Дмитрий Бабейчук: Пока территории на востоке не будут полностью взяты под контроль Украиной, этого категорически нельзя делать. Кроме того, открытие воздушного пространства над зоной АТО не решит вопрос перегрузки систем у наших соседей. Необходимо работать над возобновлением движения в юго-западной части Черного моря. Этим вопросом мы сейчас заняты.
РБК-Украина: Из-за того, что воздушные трассы соседних стран перегружены, не испытывает ли Украина давления со стороны какого-либо из этих государств, с требованием снять запрет на полеты над востоком или Крымом?
Дмитрий Бабейчук: Нет, такого давления нет.
РБК-Украина: Так что тогда мешает снять ограничение на полеты над юго-западной частью Черного моря? Ведь мы же сами его и ввели.
Дмитрий Бабейчук: Ввести ограничения на полеты легко, а вот снять их намного сложнее. В первую очередь необходимо вернуть доверие авиакомпаний, пилотов, пассажиров и авиационных властей других стран.
Специалисты "Украэроруха" совместно с экспертами международных авиационных организаций ICAO (Международная организация гражданской авиации), Евроконтролем (Европейская организация по безопасности воздушной навигации), ЕАSA (Европейское агентство авиационной безопасности) и IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) разработали документ (safety case), в котором изложен детальный анализ всех возможных рисков и угроз, а также пути сведения их минимуму.
Кроме того, мы провели встречи с авиакомпаниями. Уже есть результаты. С момента публикации соответствующих документов 25 августа 2015 года, на данных трассах авиакомпании выполнили более 3 тыс. полетов. Это первые результаты, но они очень важны. Кроме того, нами постоянно осуществляется постимплементационный мониторинг. Думаю, после публикации анализа результатов внедрения safety case, рекомендации, связанные с облетом этого района, будут изменены.
РБК-Украина: Если результаты мониторинга будут одобрены, насколько увеличится трафик по данным трассам?
Дмитрий Бабейчук: Мы прогнозируем постепенный возврат движения по этим трассам, что позволит нам в перспективе повысить свои доходы на 20-30%.
РБК-Украина: Есть ли какие-то подвижки в том, чтобы российские авиакомпании, которые летают в Крым, были наказаны международными организациями, к примеру, Евроконтролем, ICAO?
Дмитрий Бабейчук: Евроконтроль - эта организация, выполняющая технические функции по обеспечению безопасности аэронавигации и сетевого менеджмента, поэтому в ее полномочия, как и в полномочия ICAO, не входит наказание или запрет. Такие права есть у национальных авиационных властей и у некоторых других международных органов, например, таких как Комитет по безопасности полетов Еврокомиссии. Они могут за нарушения внести ту или иную авиакомпанию в так называемый blacklist - список перевозчиков, которым запрещено летать в Евросоюз.
Теоретически российские авиакомпании за нарушение норм авиабезопасности могли бы попасть в такой список Евросоюза. Ведь они нарушают запрет Украины на полеты в АР Крым.
РБК-Украина: Каковы планы "Украэроруха" по инвестициям?
Дмитрий Бабейчук: В будущем году мы планируем инвестировать в безопасность воздушного движения около 20 млн евро. Часть из этих средств будет предоставлена Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) в рамках финансирования проекта модернизации аэронавигационной системы Украины.
РБК-Украина: Из-за снижения доходов не рассматривается ли вопрос повышения единичной ставки платы авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание?
Дмитрий Бабейчук: Это непростой вопрос. Сегодня ставка за аэронавигационное обслуживание в Украине составляет 45,56 евро, тогда как средняя ставка в зоне Евроконтроля - 59 евро. Безусловно, если исходить из экономических показателей, то ее нужно повышать, но, с другой стороны, удорожание услуг может привести к уходу с нашего рынка ряда международных авиакомпаний.
Кроме того, повышение ставки негативно отразится на количестве полетов, выполняемых украинскими авиакомпаниями, доля которых сегодня составляет 21,5%. Мы заинтересованы в том, чтобы они не только оставались на рынке, но и наращивали обороты.
РБК-Украина: В Министерстве инфраструктуры вернулись к идее объединения всех украинских государственных аэродромов под крышей единого госпредприятия. В одной из версий рассматривается идея создания его на базе "Украэроруха". Как вы относитесь к этой инициативе?
Дмитрий Бабейчук: Этот вопрос обсуждается на протяжении многих лет в различных интерпретациях. Считаю, что сейчас необходимо сосредоточиться на развитии аэропортов, инфраструктура которых была модернизирована к Евро-2012 - "Львов", "Харьков", "Киев" (Жуляны). Остается вопрос очень перспективного аэропорта в Одессе. В будущем году мы планируем приобрести автоматизированную систему управления воздушным движением, которая будет установлена в Одесском районном диспетчерском центре. Также рассматриваем вопрос строительства в Одессе новой аэродромной диспетчерской вышки.
РБК-Украина: Насколько вы довольны сотрудничеством с международными авиационными организациями?
Дмитрий Бабейчук: Как я уже говорил, специалисты ICAO, Евроконтроля, EASA, IATA оказали нам техническую поддержку в подготовке safety case. К примеру, совместно с провайдерами из Польши и Литвы, а также с одним из производителей аэронавигационного оборудования - испанской компанией Indra, мы принимаем участие в тендере на разработку централизованных сервисов "Согласование планов полетов и слотов аэропортов (CS1) и "Сервис по поддержке усовершенствованного менеджмента воздушного пространства" (CS4).
Кроме того, в рамках программы поддержки Украины, Евроконтроль сейчас предоставляет консультационные услуги "Украэроруху". И это только малая толика проектов сотрудничества с международными авиационными организациями. Мы постоянно ведем диалог с ними.
РБК-Украина: Разрешилась ли проблема со вступлением в силу соглашения о едином авиационном пространстве Украины с ЕС? Решился ли "вопрос Гибралтара"?
Дмитрий Бабейчук: Это международная политика. Украина еще в ноябре 2013 года парафировала Соглашение об Общем авиационном пространстве. Однако его подписание и ратификация по инициативе Европейского Союза, к сожалению, были отложены. Причиной стал многолетний спор между Великобританией и Испанией по Гибралтару.
Для Украины подписание соглашения является очень важным вопросом. Ведь формирование общего авиационного пространства между ЕС и нашим государством предполагает не только соблюдение европейских правил в сфере безопасности полетов, авиационной безопасности, управления воздушным движением, но и увеличение количества европейских авиакомпаний на рынке авиаперевозок Украины. Поэтому мы надеемся на скорейшее подписание и ратификацию Соглашения об Общем авиационном пространстве.
Беседовал Дмитрий Уляницкий