Верховная Рада Украины приняла во втором повторном и как закон правительственный законопроект № 9337 от 24 октября 2011 г. об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования. За соответствующий законопроект проголосовали 232 народных депутата из минимально необходимых 226.
Верховная Рада Украины приняла во втором повторном и как закон правительственный законопроект № 9337 от 24 октября 2011 г. об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования. За соответствующий законопроект проголосовали 232 народных депутата из минимально необходимых 226.
Закон запрещает отчуждения акций создаваемой компании: "В госсобственности находятся 100% акций общества, которые запрещено отчуждать, передавать в управление, залог". Планируется, что документ, в случае его подписания главой государства, вступит в силу со дня опубликования.
Общество создается как публичное акционерное, 100% акций которого закрепляются в государственной собственности на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования, которые реорганизовываются путем слияния.
Закон запрещает приватизацию или отчуждение магистральных железнодорожных линий, станций, сооружений, которые прямо вовлечены в процесс обеспечения перевозок, контактной энергосети, систем контроля перевозок.
ВР также приняла сегодня во втором повторном чтении законопроект № 9377 от 1 ноября 2011 г. инициированный Кабинетом министров Украины о внесении изменений в закон Украины "О железнодорожном транспорте" (относительно разграничения функций государственного и хозяйственного управления отраслью). "За" принятие соответствующего закона проголосовали 239 народных депутата из минимально необходимых 226.
Так, согласно закону, изменениями "Укрзализныця" определяется, как центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры.
Кроме того, управление процессом перевозок во внутреннем и международном сообщениях производится централизованно и относится исключительно к компетенции АО "Укрзализныця".
Магистральные железнодорожные линии общего пользования и размещенные на них технологические сооружения, передаточные устройства, которые непосредственно используются для обеспечения процесса перевозок, а именно железнодорожные станции и пути общего пользования, тяговые подстанции, контактная сеть и другие устройства технологического электроснабжения, системы сигнализации, централизации, блокировки и управление движением поездов, объекты и имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ, являются государственной собственностью, закрепляется за АО "Укрзализныця" на праве хозяйственного ведения и не подлежат приватизации.
Данные законодательные акты парламент отправил на повторное второе чтение 13 февраля с. г. Проект закона, позволяющего акционировать железнодорожный транспорт Верховная Рада Украины в первом чтении и за основу приняла 9 декабря 2011 г.
О реформировании "Укрзализныци" говорят уже давно. Еще в 2009 г. возглавляющий тогда ведомство Михаил Костюк заявлял, что наилучшей формой реформирования "Укрзализныци" является ее акционирование. По его мнению, реформирование ведомства может осуществляться через постепенное акционирование 6 железных дорог, входящих в ее состав в качестве отдельных госпредприятий.
Ранее Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заявлял, что готов к сотрудничеству с "Укрзализныцей" и готов удвоить финансирование своих проектов при условии реформирования железнодорожного транспорта Украины. О направлениях реформирования не сообщалось.
В настоящее время в структуру "Укрзализныци" входят шесть региональных железных дорог, 22 тыс. км железнодорожных путей, 7 заводов по ремонту состава и производству шпал и около 20 других предприятий и центров. "Укрзализныця" является монополистом в сфере железнодорожных перевозок. Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины была создана в 1991 г. и является органом управления железнодорожным транспортом общего пользования.