Накануне заседания совета директоров МВФ Президент Петр Порошенко подписал законопроекты, необходимые для получения денег Фонда. Помимо изменений в госбюджет, которые предусматривают очередное увеличение доходной и расходной часть, с 1 апреля вступают в силу ограничения на пенсионные выплаты, однако, эта норма будет временной.
Накануне заседания совета директоров МВФ Президент Петр Порошенко подписал законопроекты, необходимые для получения денег Фонда. Помимо изменений в госбюджет, которые предусматривают очередное увеличение доходной и расходной часть, с 1 апреля вступают в силу ограничения на пенсионные выплаты, однако, эта норма будет временной. Кроме того, пересмотрены критерии для применения сниженной ставки ЕСВ. Все это не реформы, считают эксперты, а лишь разовые меры для "снижения неопределенности" в стране.
Вчера вечером пресс-служба Президента сообщила о том, что Петр Порошенко подписал пакет экономических законопроектов, принятие которых является одним из условий предоставления Украине кредита со стороны МВФ. Совет директоров Фонда сегодня во второй половине дня намерен рассмотреть вопрос предоставления Украине первого транша финансирования.
Министр финансов Наталья Яресько неоднократно заявляла, что страна может получить значительную часть денег от общей суммы кредита в 17,5 млрд долл. Сегодня министр финансов уточнила, что речь идет о сумме первого транша в размере 5 млрд долл. Программа финансирования рассчитана на четыре года.
Первоапрельские шутки
Таким образом, накануне принятия решения МВФ Порошенко согласился с изменениями в бюджет, которые в прошлый понедельник, 2 марта, утвердил парламент на внеочередном заседании. Помимо того, что доходы и расходы бюджета будут в очередной раз увеличены - на 22,5 млрд грн и 35,7 млрд грн, соответственно, депутаты пересмотрели и объем госдолга. Средств на его обслуживание из-за девальвации понадобиться больше.
Также увеличено финансирование для вынужденных переселенцев и сумма жилищных субсидий в результате повышения тарифов на газ и тепло для населения. Результатом рассмотрения поправок в бюджет в профильном парламентском комитете стало увеличение расходов, в частности, на строительство шахты "Нововолынская", ремонт дорог на западной Украине, завершение реконструкции Львовского областного перинатального центра.
Как ранее сообщал РБК-Украина, рост доходов бюджета ожидается за счет пересмотра рентных ставок на добычу газа госпредприятиями - "Укргаздобыча" и "Укрнафта" - с 20% до 70%. Дополнительный доход в размере 9 млрд грн будут направлены на финансирование субсидий.
Кроме того, после согласования с советом коалиции поправок в бюджет и Налоговый кодекс, депутаты решили исключить из налогообложения рентой применение понижающего коэффициента для железной руды, а также установить минимальный платеж за транзитную транспортировку аммиака. Сейчас ставка ренты за транспортировку составляет 0,64 долл./1 т и при изменении тарифов к ставке ренты применяется корректирующий коэффициент. Новая норма предусматривает, что, вне зависимости от изменения тарифа, ставка рентной платы за транзит аммиака не должна быть менее 2,4 долл.
По словам директора департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономических исследований Артема Рудыка, подходы к секвестированию бюджета не меняются - все так же правительство закладывает дутые расходы и доходы. "К бюджету как были вопросы и тогда, когда он принимался ночью, так они остаются и сейчас. Закладываются цифры с учетом пожеланий депутатов и под это уже рассчитываются остальные показатели. Неожиданным опять стало увеличение доходной части, при том, что все проблемы, например, с переплатами по налогам, остаются. Чисто символичным оказалось уменьшение плана по отчислению прибыли от НБУ", - сказал Артем Рудык.
Следствием завышенных показателей, не соответствующих экономическому состоянию в стране, в конце года окажется скрытый дефицит и сам бюджет уже который год подряд будет не выполнен. Уже сейчас Госказначейство засекретило обнародование оперативных данных по ежемесячному выполнению госбюджета. Артем Рудык расценивает это как нежелание правительства показывать все проблемы с госфинансами.
Сложнее всего в парламенте проходило голосование за правительственный законопроект, ограничивающий пенсионные выплаты. Его смогли принять только с пятой попытки. Этот же документ претерпел и наибольшее количество изменений.
С 1 апреля вступают в силу ряд ограничений для работающих пенсионеров. Пенсия им будет начисляться лишь в размере 85%, если такие категории граждан примут решение продолжать работать. Госчиновникам-пенсионерам, продолжающим работать, пенсия выплачиваться не будет.
Депутаты настояли на временном характере этой нормы, а также исключениях. Она будет действовать до 1 января 2016 года и не распространяться на инвалидов 1-3 групп, участников боевых действий, в том числе, участников АТО, членов семей погибших, а также пенсионеров, которые получают пенсию в размере менее 1423 грн.
Кроме того, до 1 мая премьер-министр Арсений Яценюк пообещал разработать законопроект об отмене всех спецпенсий и введении единого правила начисления выплат для всех категорий пенсионеров. При рассмотрении в сессионном зале пенсионного законопроекта Яценюк заявил, что речь также может идти о накопительной пенсионной системе.
Новый подход к пенсионным выплатам, как настаивали депутаты, может быть принят к июню. Также при голосовании была исключена норма, на которой настаивал Кабмин, предусматривающая замораживание среднемесячной зарплаты для начисления пенсий на уровне 2012-2014 годов.
"Это даст возможность назначать трудовые пенсии в соответствие с действующим законодательством (пенсия начисляется, исходя из зарплат, с которых уплачены страхове взносы, за три календарних года перед годом обращения за назначением на пенсию, - РБК-Украина). Никаких ограничений в нынешнем варианте закона не будет", - пояснил депутатам министр соцполитики Павел Розенко.
Из социальных правок на внеочередной сессии Верховной Рады были пересмотрены и подходы к начислению единого соцвзноса. В правительстве и парламенте признали, что попытка, предпринятая в конце 2014 года, снизить нагрузку на фонд оплаты труда и вывести зарплаты из тени ничего не дала. Предложенные условия оказались неинтересными, а в большинстве случае просто невыполнимыми для работодателей.
Напомним, для того чтобы применить пониженную ставку ЕСВ (16,4%) бизнес должен выполнить ряд критериев. Среди них - увеличение зарплаты минимум на 30%, по сравнению с 2014 годом, база начислення должна в 2,5 раза превышать средний показатель начисления ЕСВ за 2014 год, средний платеж на одного застрахованого сотрудника после применения коэффициента должен составить не менее 700 грн, а средняя зарплата - не менее трех минимальных зарплат.
После согласований в течение нескольких месяцев возможных условий, был вынесен депутатский законопроект. Хотя в Минфине отмечали, что будет предложен альтернативный вариант.
В итоге критерий роста зарплаты сокращен до 20%, минимальный платеж по ЕСВ должен быть не меньше, чем средний платеж в 2014 году, а базой исчисления-не общий фонд оплаты труда, а база начисления ЕСВ на одного застрахованного человека.
"Этот маленький шаг позволит бизнесу легализовать зарплаты своих сотрудников, в 2016 году выйти на снижение ставки ЕСВ на уровне 15% - это задача минимум. А как максимум - отмена ЕСВ и уплаты исключительно налога на доходы физлиц", - заявил в парламенте один из соавторов принятого законопроекта Андрей Журжий ("Самопомич").
Ни денег, ни реформ
Однако, эксперты скептически отнеслись и к такому варианту снижения нагрузки. "За счет каких денег бизнес должен пусть даже на 20% повышать зарплату? Денег нет. О какой легализации мы говорим, - возмущена завотделом соцполитики Национального института стратегических исследований Ольга Пищулина. - Какую проблему мы вообще решаем? Валюты в стране нет, как и золотовалютных резервов, налогов нет, безработица растет, крупные капиталы все в офшорах. Сейчас о стратегии речь вообще не идет, все склоняются к тому, как бы ночь простоять да день продержаться".
Если правительство хочет решить проблемы Пенсионного фонда, добавила она, то не этими методами, даже в стабильные экономические времена Украине не удавалось вывести на бездефицитный уровень пенсионную систему.
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер не может назвать реформами, принятые и уже подписанные Порошенко законы, так как новые нормы не меняют подходов. Скорее, это разовые меры необходимые для получения кредита МВФ и снятия напряжения в стране, "снижения неопределенности". Однако, в целом неопределенность никуда не девается - не то что простые украинцы, но и само правительство не может ответить на вопрос когда же закончится военный конфликт на востоке.
"То, что принято, конечно, важно. Но нет решительных шагов, хотя я не хочу сказать, что реформы не проводятся, они просто не так глобальны, как, например, проведенные разными правительствами в 1994-2000 годах. Тогда была проведена земельная реформа - уничтожены колхозы и землю получили люди, введена упрощенная система налогообложения, которая дала миллионы рабочих мест, массово проведена приватизация. МВФ - это хорошо, но их деньги на стабилизацию ситуации, а реформы - это хорошие вложения, которые принесут доход не сразу, через годы", - сказал Александр Пасхавер.
Он напомнил о необходимости пенсионной реформы и, как одном из ее элементов, введении накопительной системы, о чем в парламенте упомянул Яценюк. В целом реформирование социального сектора - здравоохранения, медицины, соцльгот, ЖКХ - наиболее актуальны сейчас, считает эксперт. Пересмотр подходов позволит сократить госрасходы на содержание этих отраслей.
"Мы не в состоянии иметь бесплатную медицину и по факту мы ее и не имеем, нам не нужно государственное бесплатное образование и по факту и его нет. Нужно легализовать плату, а помогать только тем, кто действительно в этой помощи нуждается", - пояснил Александр Пасхавер.
Помимо этого необходима замена бюрократического аппарата, особенно в судебной системе, параллельно с антикоррупционными проектами. Однако, чиновники не могут даже написать, что необходимо делать и где. Шанс представить проект реформ был на донорской конференции, но ее проведение откладывается уже несколько раз. А то, что написали в Кабмине совместно с Администрацией Президента, и назвали "Планом спасения Украины" - не более, чем требования дать денег, но куда, подо что и каков результат - никому не понятно, подчеркнул эксперт.
Власть за год даже не определилась, кто же в стране отвечает за реформы и за кого спросить. Повесив написание стратегий, планов и программ на профильных министров, результата не получили. "Пока министр остается начальником аппарата, у которого помимо реформ еще тысяча дел, изменений придется ждать долго", - резюмировал Александр Пасхавер.