Правительство сделало масштабный шаг в сфере дерегуляции. Буквально за час на заседании Кабмина были отменены 360 документов, большинство из которых были приняты еще во времена СССР, но проверки и штрафы по соблюдению этих нормативов применялись и сейчас. Некоторые из документов датировались 20-30 годами прошлого века. Помимо законодательной декоммунизации, проведено упрощение процедур аренды госсобственности, автоматизация процесса нормативной оценки земли, отменена минимальная стоимость нотариальных услуг. В декабре Кабмин планирует рассмотреть еще один пакет дерегуляционных законопроектов, что позволит Украине к 2018 году войти в ТОП-30 стран по легкости ведения бизнеса. Сможет ли бизнес воспользоваться новыми процедурами уже в следующем году, будет зависеть от парламента. Пока что, как показывает практика, дерегуляция не является топ-темой повестки депутатов. Подробности в материале РБК-Украина.
Кабмин взял на себя обязательство "пачками" отменять регуляторные акты, которые мешают украинскому и иностранному бизнесу работать и развиваться в Украине. Правительственные "дни дерегуляции" станут традиционными, а ввести новые правила, оставить или вернуть старые ограничительные нормативы станет сложно, пообещал вчера на заседании правительства премьер-министр Владимир Гройсман.
"Если министерство хочет что-то оставить, то пусть с трибуны скажет почему. Но, я думаю, что тяжело это будет доказывать, - заявил он. - Будем уничтожать регуляции, а тех, кто против, будем выводить из нашего правительства. Я 10 лет был в предпринимательстве, и понимаю, насколько непросто развиваются отношения бизнеса с государством. Государство создает искусственные барьеры, а бизнес начинает выдумывать, как их обходить, потому что любой чиновник может прицепиться, как к столбу, к любому бизнесу из-за того, что у него есть сотни, тысячи регуляций, и сказать, что бизнес нарушил такую-то норму".
Вчера был принят ряд решений, которые можно разделить на два блока. Во-первых, речь идет об отмене "здесь и сейчас" 367 документов. Это нормы, постановления, инструкции приказы министерств и ведомств, действовавших при СССР. Весь этот перечень нормативно-правовых актов регулировал разные сферы деятельности страны и граждан - от выдачи мыла на дом для определенных категорий работников до инструкций по борьбе с вредителями хлебных запасов. Некоторые документы датированы еще 1923 годом. "Мы даже думали сохранить его, как историческую память", - иронизирует первый замминистра экономического развития и торговли Максим Нефьодов.
По словам Гройсмана, некоторые документы "из далекого прошлого" применялись и сейчас. "Тогда не было бизнеса, а сейчас есть и бизнес, и независимая страна, а регуляции остались еще с СССР. Если мы посмотрим, сколько по ним было проведено проверок и выписано штрафов, то мы за голову возьмемся! От каких бессмысленных вещей страдает украинский бизнес", - возмущался премьер.
Например, до сих пор действовал запрет на хранение товара в вагонах и контейнерах. "Может, они и были актуальны 50 лет назад, но сейчас точно не соответствуют ситуации. Бизнес реально могут оштрафовать, если докажут, что товар лежит там не во время транзита, а за то, что его там хранят, - рассказал Нефьодов. - До сих пор на АТС действуют нормы, как должны храниться и ремонтироваться старые запчасти, хотя мы понимаем, что сейчас никто не обтачивает эти карданные валы и в автомобилях они просто меняются".
Был в силе и запрет на смешивание зерна разных сортов. Норма странная: зерно на экспорт может идти одной партией, но хранится, транспортироваться разными, чтобы не смешивалось. "Отмена - большой плюс. Нужно хранить зерно отдельно, а если хозяйство выращивает несколько сортов? Вы представляете сколько нужно хранилищ иметь, чтобы не смешивать его? - отмечает аналитик информационной компании "ПроАгро" Ярослав Левицкий. - А на более высоком уровне - уровне трейдеров - еще сложнее. Это все зерно мало того что нужно отдельно хранить, так еще и отдельно перевозить. А если партия в один вагон не влезает, то приходилось брать еще один вагон и он, полупустой, шел, что, конечно, сказывалось на цене".
По оценкам МЭРТ экономия только на логистике составит около 15%. Замглавы стратегической группы советников при Кабмине Павел Кухта добавляет, что экономический эффект от одного решения по снятию запрета составит 10 млрд гривен до 2020 года или 0,5% от ВВП. "Если мы сможем ускорить все реформу дерегуляции, то это даст дополнительный экономический рост", - считает Кухта.
Тем не менее, согласно постановлению о "законодательной декоммунизации", отмена всех документов будет только с 1 января 2017 года.
В рамках первого блока дерегуляции, правительство отменило минимальную цену на нотариальные услуги. Государственные нотариусы за заверку сделок взимают 1%, и эти деньги идут в бюджет. У частных нотариусов есть тот же 1%, но столько стоит сама услуга. В случае с крупными сделками, оказанная услуга могла стоить колоссальных денег. Нефьодов напомнил, что при продаже "Криворожстали" государству пришлось заплатить за переоформление права собственности 250 млн гривен. "Регулирование цен приводит к появлению "серого" рынка. Какая-то часть денег возвращается плательщику, условно, "под столом", - пояснил чиновник.
По словам руководителя сектора "Строительство" Офиса эффективного регулирования Елены Шуляк, при заверке сделок купли-продажи, мены, дарения объем "откатов" (нелегального возврата части сумм исполнителем заказчику) могут доходить до 70%.
"Бизнес обращается к нотариусу за заверением договора. И тут вступают в силу рыночные правила - спроса и предложения. Исходя из обычной экономической целесообразности, заинтересованный в экономии собственных средств, бизнес начинает требовать снижения цены. А фактически - сколько от 1% вернется заявителю. И чтоб остаться на конкурентном рынке нотариальных услуг и не потерять клиента, нотариусы, как правило, уступают. А клиент заверял документы у того, кто мог предложить больший "возврат". Конкуренция между нотариусами выстраивалась на принципе "кто больше вернёт клиенту". Государство, грубо и неэффективно вмешавшись в ценовое регулирование рынка, создало условия для злоупотреблений. Рынок, в большинстве случаев, - это живой механизм, который сам определит границы цен. Государство в таких случаях - слон в посудной лавке", - поясняет Шуляк. По оценкам МЭРТ, на отмене минимальной стоимости нотариальных услуг бизнес сэкономит 1 млрд гривен.
Также вчера правительство пересмотрело ставки аренды госсобственности для мобильных операторов, снизив ее с 40% до 18%, и упростило процедуру ввода в эксплуатацию легкосборных конструкций.
"Мобильные операторы - одни из наибольших инвесторов в экономику Украины. Мы хотим облегчить им жизнь в двух сферах, исправив несоответствие в законодательстве относительно того, как рассчитывается аренда помещений госсобственности для вышек мобильной связи. Иногда крыши домов считаются так же как и помещения для офисов, - пояснил Нефьодов. - Также хотим упростить процесс введения в эксплуатацию легкосборных конструкций. Сейчас они нередко вводятся по такой же процедуре, как и полноценное строительство. Хотя мы понимаем, что они собираются три дня, а получение документов занимает в 10 раз дольше". Таким образом, в правительстве рассчитывают, что государство станет более конкурентным на рынке аренды имущества, что позволит дополнительно привлечь в бюджет до 50 млн гривен в год.
Среди решений - автоматизация процесса нормативной оценки земли, пересмотр правил подготовки к эксплуатации газовых и нефтяных месторождений.
Второй блок дерегуляции требует изменений в законодательство и одного решения правительства недостаточно. Законопроект с изменениями уже разработан и сейчас стартует информационная кампания по его обсуждению с бизнесом. В декабре МЭРТ планирует его вынести на рассмотрение Кабмина.
Правительство решило упростить процедуру регистрации бизнеса: исключить требования о наличии печати на документах, упростить процесс регистрации новосозданных юрлиц-плательщиков НДС. Также Кабмин намерен инициировать пересмотр правил получения разрешительной документации на строительство. Планируется отменить паевое участие в инфраструктуре населенного пункта. Вчера на заседании Кабмина министр энергетики Игорь Насалик попытался заявить о нецелесообразности данного решения, так как эти средства являются дополнительными доходами местных бюджетов, однако Владимир Гройсман считает, что это повод для коррупции.
Действующее законодательство предусматривает дополнительный сбор с застройщика при строительстве или реконструкции объекта недвижимости - так называемое паевое участие в развитии инфраструктуры населенного пункта. Его размер колеблется в пределах до 10% от сметной стоимости для нежилой недвижимости и до 4% - для жилой. Предусмотрены также не менее 10 исключений, которые позволяют не платить такой взнос.
"Вот именно эти "до" и исключения, в совокупности с отсутствием четкой процедуры определения размера и необходимости уплаты паевого взноса, стали раем для коррупции. Один чиновник, в закрытом режиме, может определить, кто из застройщиков будет платить, а кого освободить. Паевое участие застройщика в развитии инфраструктуры города превратилось в средство контроля над "входом на рынок" и стало "кормушкой" для коррупционеров. А инфраструктуры как не было, так и нет. Но, главное, все меньше инвесторов хотят вкладывать деньги. По нашим оценкам, потери бизнеса от коррупции при начислении паевого участия превышают 2 млрд гривен в год. А по факту - страдает простой гражданин Украины, который вынужден смотреть на засилье "своих" для чиновника застройщиков, освобожденных от уплаты паевого участия", - говорит Елена Шуляк.
Исключив этот компонент, стоимость строительства должна снизиться втрое. Также для строительной отрасли будет отменено требование получения информации у ГСЧС.
Также законопроектом предполагается усилить защиту прав миноритарных акционеров, расширить возможности получения кредитов путем открытия информации о добропорядочности заемщиков и введения института доверительной собственности, как способа обеспечения выполнения взятых обязательств; упростить процедуру банкротства для предприятий, имеющих мажоритарного кредитора.
В целом все дерегуляционные нормы позволят Украине выйти в ТОП-30 стран по легкости ведения бизнеса в 2018 году. Чтобы Всемирный банк в следующем рейтинге Doing business уже зафиксировал улучшения, законопроект необходимо не только принять в парламенте, но и имплементировать до конца мая, добавляет Алексей Гончарук.
Однако, как показывает практика, для депутатов дерегуляция не является топ-темой. Ряд подобных изменений и от правительства, и от депутатов, получив статус законопроекта, так и не вносятся на рассмотрение в сессионный зал. По мнению народного депутата Оксаны Продан (Блок Петра Порошенко), одного из соавторов подобных инициатив, причины этому "коррупционное сопротивление и безграмотность инициатив с отсутствием понятной депутатам системы работы". "С основными сложностями мы еще столкнемся. До сих пор обсуждения велись камерно. Депутаты голосуют из-за недостатка коммуникаций, пытаются искать скрытые смыслы в нормах. Поэтому успех прохождения будет зависеть от того, как будет проходить коммуникация", - отмечает Алексей Гончарук из BRDO.
Бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета считает, что принятие таких решений длится слишком долго, хотя при наличии политической воли технически такие изменения можно принять очень быстро. Он добавляет, что в его стране - Литве, например, отмена или пересмотр советских юридических актов также длился не один год.
Налоговый омбудсмен Тарас Качка считает, что дерегуляционная работа набирает обороты. Но при этом власти по-прежнему так и не подошли к важным и серьёзным проблемам - валютному регулированию, рынку земли. "Мы тихо пропустили очередной провал голосования проекта по защите прав кредиторов. Из-за него банки не пускают в экономику деньги, которые есть у них сейчас. Невнятная позиция по запрету экспорта леса, которая раздражает и ЕС, и рынок... Список можно продолжать. Правительство делает много, но этого очевидно недостаточно", - поясняет Качка.
Вчерашние решения Кабмина - это только лишь первый шаг. В ближайшее время правительство намерено либерализовать рынок автобусных перевозок, объем которого оценивается в 50 млрд гривен, половина его находится в тени. Как рассказал РБК-Украина Алексей Гончарук, в планах - изменение правил работы с товарами двойного назначения и "наведение порядка в учете древесины".