С 3 августа в Украине действует новый закон, регламентирующий работу Конституционного суда. Ключевые нормы документа касаются процедуры подачи жалобы в КС и порядка назначения судей. Теперь подавать жалобу может любой гражданин, а выбирать судей будет конкурсная комиссия. Впрочем, документ прописан так, что, несмотря на более прозрачный и понятный регламент работы КСУ, президент все же может контролировать его. Какие подводные камни депутаты заложили в текст закона, станет ли отбор судей КСУ независимым от президента, и что скандального в новом порядке избрания омбудсмена - в материале РБК-Украина.
После подписания закона "О Конституционном суде", президент Петр Порошенко назвал два его основных нововведения - отбор судей КСУ по конкурсу и внедрение механизма конституционной жалобы для граждан Украины и юридических лиц (кроме представителей государства и местного самоуправления).
“Если человек, пройдя рассмотрение своего дела в обычных судах, считает, что закон, который был применен при принятии решения относительно него, является неконституционным, то он не должен больше искать народных депутатов или президента. Он получит, наконец, право непосредственно обратиться в Конституционный суд с конституционной жалобой. И суд должен рассмотреть и вынести соответствующее решение”, - подчеркнул глава государства 31 июля.
Верховная Рада приняла соответствующий законопроект 13 июля благодаря голосам оппозиционных депутатов. Из общих 245 голосов "за" проголосовали 25 - "Оппозиционный блок" и 22 - группа "Видродження". Еще 12 голосов дали внефракционные депутаты и два - представители группы "Воля народу". Коалиция самостоятельно не смогла бы принять закон - "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт" вместе смогли дать всего 184 голоса.
Теперь Конституционный суд будет состоять из шести коллегий, каждая из которых будет формироваться из трех судей, двух сенатов по девять судей и Большой палаты из 18 судей. Для рассмотрения конституционной жалобы не нужно будет собирать весь состав суда, а будет достаточно лишь созвать коллегию. В случае, если она не сможет принять единогласное решение, конституционная жалоба будет передана одному из сенатов.
Кроме того, законопроектом вводится конкурсный отбор судей. Всего в состав КСУ входит 18 судей. Их назначают президент, Верховная рада и съезд судей (по шесть судей каждый орган). При каждом из этих органов будет работать конкурсная комиссия. Например, такая комиссия при президенте должна будет предложить главе государства три кандидатуры из всех представленных заявок на одно вакантное место, а президент уже будет выбирать из этих трех. При Верховной раде функции конкурсной комиссии будет выполнять парламентский комитет по правосудию и правовой политике, при съезде судей - совет судей.
Должностной оклад судьи Конституционного суда, согласно новому закону, будет установлен на уровне оклада судьи Верховного суда - около 120 тыс. гривен. До сих пор зарплата судьи КСУ составляла около 20 тыс. гривен. Судья в отставке получает ежемесячное пожизненное содержание в размере 50% от оклада.
По словам вице-спикера парламента Оксаны Сыроид, опасность принятого закона в том, что он позволяет законсервировать нынешнее положение вещей в Конституционном суде. А конкурс, предусмотренный в законе, вице-спикер называет простой формальностью - президент сохраняет влияние на КСУ.
"Президент избирает судей Конституционного суда на основе конкурса. Конкурсную комиссию формирует Администрация президента. То есть, они оставили несовершенную процедуру назначения. Будут назначать своих, лояльних судей", - пояснила РБК-Украина Сыроид и добавила, что в принятом законе не прописан критериев отбора судей. "Фактически они (власть - ред) принимали этот проект закона, чтобы сделать Конституционный суд полностью зависимым от президента. Президентские квоты власть заполняет президентскими кандидатурами, парламентские квоты - тоже ", - считает чиновник.
С Сыроид соглашается и один из авторов Конституции Украины, юрист Виктор Мусияка. Он сообщил, что для обеспечения независимости конкурсной комиссии и более честного отбора судей ранее предлагалось создать единую комиссию для отбора кандидатов через три органа - президента, Раду и съезд судей. Однако это предложение не получило поддержки в коалиции, и, в частности, в президентской фракции. А источники РБК-Украина во фракции "Народный фронт" рассказали, что если бы в законе была прописана более жесткая процедура отбора кандидатов, которая привела бы к уменьшению или вообще устранению влияния президента на этот процесс, фракция БПП вообще не голосовала бы за проект закона. "Если президент из предложенных ему сформированной им же конкурсной комиссией трех кандидатур выбирает одну, то что это за конкурс? Тогда конкурс проводит по факту лично президент", - возмущается Мусияка.
Прозрачная процедура заявок соискателей на должность судьи КСУ позволит осуществлять общественный контроль над процессом, сказал в комментарии РБК-Украина один из авторов закона, народный депутат от НФ Леонид Емец. "У общественности остается возможность публичного давления на президента в случае, если какая-то из кандидатур будет явно не подходить на должность судьи", - сказал Емец.
"Президент волен выбирать по конкурсу, кого ему назначать на эти должности. Единственное, если среди кандидатур будут люди, которые явно не могут быть судьями Конституционного суда, общество выскажет свое недовольство, и назначать такого человека станет намного труднее. Раньше это все происходило постфактум", - добавил он.
Опровергает утверждение о полном контроле президента над КСУ после принятия этого закона и экс-министр юстиции Сергей Головатый.
"Президент определяет лишь треть состава суда и не имеет своего большинства в парламенте. Те, кто говорят, что президент устанавливает контроль, неправы. Как президент может установить контроль над судьей, за которого будет голосовать Верховная рада? У президента же нет 226 голосов в Верховной раде, - сказал Головатый в комментарии РБК-Украина. - Президент Янукович назначал, кого хотел. Мог поназначать судей из районных судов, которые ничего не знают о конституционном праве. Они невежды, но они до сегодняшнего времени являются судьями Конституционного суда. Такого уже не будет. Даже если судья районного суда подастся, я убежден, что он не пройдет потому, что он не является специалистом в области коституционного права".
Больше других об угрозах монопольного влияния Порошенко на КСУ после принятия закона говорил лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко. По словам депутата, влияние над КСУ нужно президенту для того, чтобы получить возможность перенести президентские выборы с 2019 на 2020 год - после парламентских выборов.
Сергей Головатый назвал такой информационный выпад Ляшко, не более, чем глупостью и выдумкой. "Это - глупость. Вообще нет такого вопроса на повестке дня. Никто не обращался относительно того. Это выдумки", - прокомментировал Головатый. При этом Оксана Сыроид допустила, что Конституционный суд в Украине может толковать любые решения, а следовательно, от "подконтрольного" президенту суда можно ожидать чего угодно.
"Я об этом (о планах переноса выборов - ред.) не знаю. Но зависимый Конституционный суд может принять любое решение. В день голосования за Конституционный суд я встретила исполняющего обязанности главы Конституционного суда, который убеждал меня, что следующая очередная сессия парламента - это не очередная, а любая будущая сессия, и что это решение - абсолютно правильное. Далеко пойдут. Попросит президент что-нибудь истолковать, и они найдут, что истолковать", - сказала Сыроид.
Еще одним новшеством закона о Конституционном суде стало предоставление права любому физическому и юридическому лицу лично обращаться с жалобой в КСУ. Подать ее можно, если заявитель прошел все три судебные инстанции и считает, что их решения противоречат Конституции.
Пока закон не был принят, КСУ не мог рассматривать жалобы от частных лиц. Раньше существовал лишь один способ обратиться в КСУ с просьбой проверки, соответствует ли тот или иной закон Конституции - это конституционное обращение от президента, Верховного суда или, как минимум, 45 депутатов.
Еще один скандал вокруг закона о Конституционном суде, разгоревшегося вокруг процедуры назначения уполномоченного Верховной рады по правам человека, которую парламентарии решили сделать открытой.
Дело в том, что тайным голосованием в Украине избирались только судьи КСУ и омбудсмен. Поскольку предложенными изменениями в закон о Конституционном суде, голосование за судей предлагалось сделать открытым, аналогичную процедуру предложили и в отношении уполномоченного.
Правозащитные организации подписали обращение к президенту с призывом не подписывать закон о Конституционном суде, который предусматривает открытое голосование за кандидатуру омбудсмена и требовали, чтобы президент вернул проект с правкой о тайном голосовании в парламент.
В НФ объяснили РБК-Украина, что норма об открытом голосовании продвигалась, учитывая тот факт, что в 2012 году Конституционный суд разъяснил, что тайное голосование бюллетенями не соответствует статье 84 Конституции. А, следовательно, те, кто лоббируют процедуру тайного голосования, представляют интересы действующего уполномоченного по правам человека Валерии Лутковской. "Чем дольше тянется вопрос с избранием омбудсмена, тем дольше Лутковская остается на посту", - объясняет Леонид Емец.