Будущее, в котором рутиной занимаются роботы, а не люди, уже наступило. Скучную домашнюю работу можно отдать "умным" кофеваркам и пылесосам, а в общении человека заменяют специальные программы-роботы (боты). Такие программы становятся альтернативой службам поддержки банков, интернет-магазинов. Они внедряются в чаты в социальных сетях и разные мессенджеры, "продают" услуги и рекламу и все то, на что человеку не очень хочется тратить свое время. Общение с ботом может быть почти не отличимым от общения с живым человеком.
Будущее, в котором рутиной занимаются роботы, а не люди, уже наступило. Скучную домашнюю работу можно отдать "умным" кофеваркам и пылесосам, а в общении человека заменяют специальные программы-роботы (боты). Такие программы становятся альтернативой службам поддержки банков, интернет-магазинов. Они внедряются в чаты в социальных сетях и разные мессенджеры, "продают" услуги и рекламу и все то, на что человеку не очень хочется тратить свое время. Общение с ботом может быть почти не отличимым от общения с живым человеком.
Украинские разработчики стремятся занять место на зарождающемся рынке чат-ботов. По оценкам компании Yellow Messenger, объем этого рынка в мире пока не превышает 100 млн долларов. Но в перспективе замена человеческого общения на общение человека с программой может создать рынок размером в 200 млрд долларов.
"Мы находимся на этапе формирования рынка. Никто точно не знает, как привлекать внимание к ботам, как их продвигать и продавать. Но делать ботов нужно уже сейчас, чтобы быть готовым, когда этот рынок взлетит", - считает менеджер проектов украинской компании Devcom и автор ботов Дмитрий Шусть. По его оценкам, когда рынок взлетит, это будут миллионы пользователей в Украине, а продвижение товаров и услуг с помощью ботов станет еще одной профессией наравне с SMM (продвижение в социальных сетях).
Наибольший интерес среди разработчиков и пользователей в Украине пока вызывают сервисоботы - боты, выполняющие простые сервисные задачи в разных сферах. Например, они могут координировать встречи, поддерживать командный дух, собирать статистику, делать выписки из реестров. По сути, делать то, что сейчас традиционно делают клерки.
К таким ботам можно отнести Жеглова, бота-сыщика для мессенджера Telegram. Его авторы - сооснователь веб-студии ABCname Владимир Краковецкий и специалист по машинному обучению Константин Лапчевский. Перед тем, как купить что-то в интернете, пользователь может проверить продавца, отправив боту его имя и фамилию, номер телефона или адрес электронной почты. Жеглов сканирует базы Министерства внутренних дел, реестр судебных решений, списки люстрации, и предупреждает пользователя, если продавец вызывает подозрения.
Как рассказывает Краковецкий, разработкой ботов он занялся совсем недавно. "Как-то у меня сломался ноутбук и стал вопрос срочной покупки нового. Сам того не ожидая, я попал на интернет-мошенников. Пришлось звонить в банк, блокировать транзакцию, связываться с администрацией сайта и полицией", - делится своим опытом он.
Каждый день в полицию обращаются люди с похожими заявлениями, но инструментов быстрого поиска информации о мошенниках у правоохранителей нет. Поэтому Краковецкий и решил создать Жеглова. Хотя бот был анонсирован только на прошлой неделе, по словам разработчика, многие уже хотят с ним сотрудничать, предлагают свою помощь в доработке.
В Telegram есть и другие сервисоботы, созданные украинцами. Например, бот Коля. Он может вместо вас расплачиваться с другими ботами и переводить средства с одной карты на другую в один клик (peer-to-peer платежи). Этот бот избавляет от необходимости каждый раз проходить авторизацию в системе "Приват 24" и вводить пароли из SMS. Вместо этого карта привязывается к аккаунту в Telegram.
Но настоящий прорыв в использовании ботов в Украине может произвести OpenDataBot (iGovBot) - это еще один бот от разработчиков бота Коли. Он анализирует открытые данные о компании и дает оперативную информацию об изменениях или наличии в отношении нее судебных решений. Такие данные могут пригодиться как самой компании, так и ее бизнес-партнерам, рыночным аналитикам, юристам, журналистам. Кроме прочего, бот анализирует общий массив данных госреестра и дает статистику. Например, он уже выяснил, что по некоторым адресам в Украине зарегистрированы сотни компаний. Рекордсменом стал дом по улице Мечникова, 12, где "поселилось" более 2 тыс. компаний. Сейчас у бота уже тысячи пользователей.
Практически для всех украинских разработчиков боты не являются профильным бизнесом, а просто сопутствуют основному. Как говорит разработчик OpenDataBot и бота Коли Алексей Иванкин, о монетизации его ботов пока речь не идет. "Сейчас мы пытаемся понять, где находятся точки роста аудитории. Когда мы их нащупаем, тогда и будем говорить о деньгах", - объясняет Иванкин. Похожая задача сейчас стоит и перед разработчиками Жеглова. Как говорит Краковецкий, этот бот создавался, чтоб решить вопрос безопасности покупок в интернете, и только потом - для заработка.
"Людей, которые зарабатывают на ботах в Украине, пока можно посчитать на пальцах", - рассказывает руководитель проекта "Ботобизнес" и организатор первой в Украине встречи Chatbot Community Дмитрий Аркас. При этом Украина считается "страной разработчиков". Даже президент Украины Петр Порошенко на прошлой неделе заявил, что за последнее время в IT-отрасли создано 15 тыс. рабочих мест. Общее же количество IT-специалистов в стране, по разных оценкам, может достигать 100-200 тыс человек.
Теоретически Жеглов, OpenDataBot и другие сервисоботы в Украине могут зарабатывать на дополнительном платном функционале или платной подписке.
Еще один способ монетизации ботов - это продажа рекламы. Рекламоботы сопровождают основной контент в чате рекламными сообщениями. Например, Facebook-бот Zodiac.cc впридачу к гороскопу может отправить вам ссылку на товар, который "вашему знаку зодиака рекомендуется купить именно сегодня". Продвигать рекламу в мессенджерах могут и медийные боты. Такие есть, например, у изданий Techcrunch и CNN.
Аркас говорит, что для ботов есть еще вариант заработка на партнерских проектах. Например, в США есть бот Assist, с помощью которого можно заказать доставку цветов, столик в ресторане или другие услуги. В данном случае бот - это интерфейс, а услуги предоставляются партнерами.
На партнерских проектах уже начал зарабатывать автор такси-бота Дмитрий Шусть. Так получилось, что его бот недавно запустился в России, в Санкт-Петербурге, а сейчас только выходит на украинский рынок. По его словам, в Украине пока удалось договориться с одной службой такси. Принцип работы бота простой: клиент отправляет ему в чат адрес подачи машины и номер телефона. "Это быстрее, чем вызывать такси через оператора или сайт", - утверждает Шусть.
Оплата услуг такси также происходит через бота. По такому же принципу можно продавать, например, пиццу. По опыту работы в России, через такси-бота проходит немного заказов, до 10 в день. Но это при малом количестве пользователей, которых сейчас около сотни. Шусть уверен, что если увеличить число пользователей до десятков и сотен тысяч, заказы и заработки также вырастут.
Иванкин убежден, чтобы бот стал успешным, он должен решать ежедневные задачи, а не просто раз в месяц помогать что-то купить или заказать. Также нужно понимать, что бот - это всего лишь интерфейс к чему-то другому. Данные, которые он обрабатывает, должны быть максимально полезными. "Создавая ботов, нужно понимать, что это большая ответственность. В телефоне пользователя ваш бот будет рядом с мамой. И он должен быть так же полезен, как советы мамы", - говорит Иванкин.
Написать простого бота может каждый желающий, даже человек без технического образования. С помощью конструкторов Chatfuel или Manychat сделать это можно за 10-20 минут. Есть также украинский конструктор ботов Botsfactory.
Разработка более сложного бота под задачи заказчика стоит от 500 долларов до нескольких тысяч долларов. Такую небольшую по мировым меркам сумму готова заплатить далеко не каждая компания. Бизнесу в Украине часто выгоднее держать штат службы поддержки, чем заменять живых людей программами. Небольшие интернет-магазины могут использовать простых ботов, от которых мало толку. "Пользователь заходит на сайт, задает вопрос в чате, и как только видит "Подождите, свяжу вас с оператором", уходит", - рассказывает Аркас. В странах с более высокой стоимостью труда, чем в Украине, сложные боты вполне могут заменить сотрудников служб поддержки уже в ближайшее время.
Но главная проблема построение бизнеса на ботах в Украине - это не бедные заказчики, а маркетинг. Пока не очень ясно, с какой стороны нужно подходить к пользователю. Единой точки входа к ботам нет: найти их можно и в Telegram, и в Facebook Messenger, и в WeChat, и в других мессенджерах. Поэтому разработчики стараются присутствовать всюду. Хотя не исключают, что в будущем один из этих мессенджеров будет специализироваться только на ботах. Самые большие шансы здесь у Telegram. По оценкам Forbes, в этом мессенджере зарегистрировано около 100 тыс ботов на 100 млн человек.