Верховная Рада не успела внести технические изменения в Налоговый кодекс, упрощающие работу бизнеса в системе электронного администрирования НДС. И с 1 июля механизм заработал в обычном режиме, хотя за 5 месяцев тестирования проблем у предприятий не поубавилось. Потому у большинства бизнесменов нет возможности регистрировать налоговые накладные, а у их контрагентов - формировать налоговый кредит и получить возмещение НДС. Но нардепы не оставляют попыток изменить ситуацию - тестовый режим электронного администрирования НДС может быть продлен до 1 августа.
Верховная Рада не успела внести технические изменения в Налоговый кодекс, упрощающие работу бизнеса в системе электронного администрирования НДС. И с 1 июля механизм заработал в обычном режиме, хотя за 5 месяцев тестирования проблем у предприятий не поубавилось. Потому у большинства бизнесменов нет возможности регистрировать налоговые накладные, а у их контрагентов - формировать налоговый кредит и получить возмещение НДС. Но нардепы не оставляют попыток изменить ситуацию - тестовый режим электронного администрирования НДС может быть продлен до 1 августа.
Механизм электронного администрирования НДС работал в тестовом формате с 1 февраля. Несмотря на все замечания, жалобы и проблемы, возникающие у бизнеса в связи с новой процедурой, о которых предприятия говорили в течение 5 месяцев, правительство не спешило пересматривать систему.
Спохватились только в июне, когда до перехода на полноценный формат администрирования налога оставался месяц. В результате Верховная Рада не успела внести технические правки в Налоговый кодекс. И бизнес третий день пытается работать по новым правилам.
Да и комитет Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, несмотря на техническую отработку правительственного законопроекта №2173а, так и не смог принять какого-либо решения по документу - из-за отсутствия кворума. Изменения, как рассчитывали в комитете, должны были рассматриваться в четверг, но в повестке заседания парламента законопроекта так и не оказалось.
"Может, в пятницу внесут, потому что я не понимаю, как еще неделю можно не рассматривать это вопрос (следующая неделя в Раде не пленарная, - РБК-Украина)", - сказала РБК-Украина глава комитета Нина Южанина ("Блок Петра Порошенко", БПП).
Но законопроекта нет в повестке дня Рады и сегодня.
Хотя во вторник, 1 июля, рабочая группа в составе министра финансов, руководителей фракций коалиции и спикера Верховной Рады договорилась о компромиссном варианте - продлить тестовый режим до 1 августа.
В налоговом комитете ВР уверены, что это снимет напряжение. Мол, за месяц депутаты успеют принять законопроект, а Президент Петр Порошенко - его подписать.
Но есть нюанс. В документе "под шумок" появилась и норма об отмене с 1 января 2016 года спецрежима НДС для аграрного сектора.
"Кабмин знает, что электронное администрирование - важная тема, и весь зал за него проголосует. Но они берут - и аграрный блок в него вносят, чтобы и за это проголосовать, - сказала член налогового комитета Татьяна Острикова ("Самопомич"). - Мы готовы поддержать электронное администрирование, но при условии исключения спецрежима для аграриев".
Наличие этой нормы может затормозить процесс принятия инициатив по электронному администрированию НДС. Поэтому, скорее всего, предложение об отмене сельскохозяйственного льготного режима будет рассматриваться после глобальных и долгих обсуждений. Если вообще будет.
Эксперты и представители бизнес-ассоциаций уверены, что отсрочка на месяц не снимет глобальных проблем.
"Уже не нужно было переносить, эта борьба забирает много времени. Пусть бы уже вводили, пусть экономика обвалится и бизнес встанет, тогда б они поняли, что были не правы", - заявил координатор проектной группы Налоговый кодекс "Новой країни" Тарас Козак.
Напомним, налоговый комитет месяц назад написал запрос в Государственную фискальную службу (ГФС), Нацбанк и Минэкономразвития о технической готовности налогового ведомства работать в электронном режиме, финансовом состоянии бизнеса и рисках отвлечения оборотных средств. От НБУ, в частности, депутаты хотели получить ответ об отношении регулятора к тому, что все средства с 1 июля будут находиться на счетах Госказначейства, а не банков.
"НБУ ответил, что да, действительно, со счетов клиентов банков будут изъяты средства. Но за период действия тестового режима никто из банков по этому поводу не обращался", - сказала Нина Южанина.
Ответ ГФС, по ее словам, носит обтекаемый и не совсем конкретный характер. ГФС также не предоставил информации о количестве зарегистрированных налоговых накладных в системе, а также объем налога, который прошел через электронную процедуру за период тестового режима.
Тем временем, ГФС таки обнародовала первые данные по электронному администрированию НДС. Так, за 2,5 дня в системе зарегистрированы 1,2 млн налоговых накладных на сумму НДС 4,5 млрд грн. Но данных за весь период работы в тестовом режиме ГФС не дает.
"А МЭРТ говорит о сложной экономической ситуации, макропрогнозах и технических проблемах, поэтому рекомендуют продлить тестовый режим", - отметила Нина Южанина.
На какой срок продлят тестирование системы в министерстве не уточняют.
Тестовый режим электронного администрирования НДС имеет смысл продлевать не менее, чем на квартал, считает глава комитета по налоговым вопросам Общественного совета при ГФС Татьяна Шевцова.
"Если бы все было хорошо, и за пять месяцев тестовый режим показал свою безупречность, то можно было бы переходить на обычный процесс. Но поскольку этого не произошло, и была выявлена масса проблем, то логично желание это урегулировать. А нас лишают права поработать", - сказала РБК-Украина Татьяна Шевцова.
В предложенном законопроекте, правительство и депутаты учли мнение бизнеса, добавила руководитель группы экспертов Союза налоговых консультантов Людмила Рубаненко.
Прежде всего, как сообщало РБК-Украина, предложено полное обнуление формулы.
Но пока документ не принят, в бизнес-ассоциациях говорят, что с 1 июля большинство предприятий не могут зарегистрировать в системе налоговые накладные. Согласно действующему законодательству и действующей формуле, у них накоплено отрицательное значение объекта налогообложения. Это значит, что если поставщик не может зарегистрировать накладную, то покупатель теряет свое право на налоговый кредит и возмещение НДС.
"Это даже не жалобы бизнеса, это норма так прописана некорректно", - пояснила глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз.
А гендиректор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичов добавил, что в их случае эта проблема носит единичный характер.
ГФС должна была решить этот вопрос с помощью овердрафта (1/12 от суммы начисленного и погашенного НДС за последние 12 месяцев плюс переплаты), которым отрицательное значение удалось бы перекрыть и дать возможность бизнесу регистрировать накладные в электронной системе, уверена Юлия Дроговоз.
"ГФС кому-то что-то насчитывает, кому-то - нет. Но так никто и не видел этого алгоритма, механизма. Предприятие сидит, как слепой котенок. Пока бизнес на себе не ощутит всю глобальность того, что происходит, он будет пассивен, - считает Татьяна Шевцова. - Мне понравилась чья-то шутка, что лучше бы сегодня указом Президента продлить июль до 32, 33 и так далее".
15 июля - граничный срок регистрации накладных. По словам Рубаненко, ГФС и бизнес ждут принятия новых правок. В законопроекте предусмотрено продление срока регистрации.
Также в документе есть и другие положительные моменты:
- возможность корректировки обязательств и кредита;
- увеличение сроков обращения с жалобами на недобросовестного бізнесмена;
- исключение из перечня обязательных реквизитов в накладной местонахождения плательщика.
Людмила Рубаненко добавила, что возникла еще одна неотложная проблема. Кроме обнуления формулы, всем предприятиям, имеющим недоимку, предложить рассрочку минимум до конца 2016 года равными платежами. Согласно налоговому законодательству, это можно сделать только до конца текущего бюджетного года.
"Объективно, предприятия попали в сложную финансовую ситуацию. Ни один должник не сможет выписать накладную, если не погасит долг. Поэтому мы предлагаем ставить график погашения недоимки", - пояснила Рубаненко.
Также большинство предприятий жалуются на неудобства - из-за отсутствия прямой электронной связи между контрагентами, которые пользуются разными программами формирования электронной отчетности.
"ГФС необходимо уделить больше внимания этому вопросу и создать совместный электронный сервер, через который можно было бы обмениваться налоговыми накладными и расчетами корректировки до регистрации в реестре налоговых накладных", - сказали в "ХадеаСтил Компания".
А при введении системы электронного администрирования бюджетное возмещение НДС должно быть более регламентированным, или осуществляться в автоматическом режиме для всех плательщиков, считает Тарас Козак.
"Не очень корректная ситуация получается. Вроде бы говорят, что мошенничества с НДС не будет, благодаря системе, но тогда нужно и о возврате НДС подумать", - резюмировал он.
Стоит отметить, что, помимо законопроекта №2173а, Кабмин внес в Раду изменения в госбюджет с корректировкой планов на возмещение налога (№2175а) в сторону увеличения на 12 млрд грн- до 70,1 млрд грн. Кабмин ожидает увеличения поступлений от внутреннего НДС почти на 6% (до 98 млрд грн), импортного - на 5% (до 141,8 млрд грн).