Между украинскими авиакомпаниями развернулась борьба за полеты на перспективных азиатских направлениях. Поводом послужило желание авиаперевозчика МАУ увеличить количество рейсов в Иран и Иорданию. Госавиаслужбы этих стран в таком намерении отказывают. Ситуация, по мнению аналитиков, выгодна конкуренту МАУ на азиатском направлении - авиакомпании UM Air. В этой компании факт лоббизма своих интересов отрицают. Пока игроки рынка заняты выяснением своих выгод, от ситуации может пострадать весь украинский сегмент авиаперевозок, поскольку аэропорт " Борисполь" может лишиться статуса транзитного хаба.
Между украинскими авиакомпаниями развернулась борьба за полеты на перспективных азиатских направлениях. Поводом послужило желание авиаперевозчика МАУ увеличить количество рейсов в Иран и Иорданию. Госавиаслужбы этих стран в таком намерении отказывают. Ситуация, по мнению аналитиков, выгодна конкуренту МАУ на азиатском направлении - авиакомпании UM Air. В этой компании факт лоббизма своих интересов отрицают. Пока игроки рынка заняты выяснением своих выгод, от ситуации может пострадать весь украинский сегмент авиаперевозок, поскольку аэропорт " Борисполь" может лишиться статуса транзитного хаба.
Крупнейшую украинскую авиакомпанию МАУ ограничивают в полетах на азиатском направлении. С конца июля авиаперевозчик вынужден отменять некоторые рейсы из Киева в Иран и Иорданию и возвращать пассажирам деньги за проданные билеты.
В частности, в среду, 10 августа, МАУ на своей странице в Facebook сообщила, что отменяются рейсы на 10 и 13 августа из Киева в Амман и на 11 и 14 августа обратно. Кроме того, не будет выполнен полет по маршруту Киев-Тегеран 12 августа и обратно 13 августа.
Рейсы отменяются, поскольку Иран и Иордания не дают авиакомпании разрешение на новые частоты по этому направлению.
"К сожалению, мы не получили разрешения от иранской стороны на увеличение интенсивности полетов до ежедневной без объяснения причин. Заложниками положения оказались пассажиры, поскольку мы вынуждены отменять дополнительные рейсы. И МАУ, и Госавиаслужба, и МИУ ведут переписку и работу с авиационными властями Ирана, и мы надеемся, что проблема с разрешениями будет решена в ближайшее время", - рассказал РБК-Украина президент МАУ Юрий Мирошников.
Вице-президент МАУ по коммерции Сергей Фоменко рассказал РБК-Украина, что сейчас авиакомпания выполняет в неделю по 4 регулярных рейса в Амман и Тегеран из Киева. "Между Украиной и Иорданией было подписано специальное дополнение к межправительственному соглашению о введении режима "Открытого неба". И в рамках этой договоренности мы запланировали увеличение частоты полетов в Амман с 4 до 7. Поэтому, опираясь на подписанный документ, мы заранее открыли продажу на новые частоты. Однако иорданская сторона в одностороннем порядке пересмотрела эти договоренности, и мы в положенное время не получили разрешения на дополнительные частоты", - объяснил Фоменко.
Сергей Фоменко говорит, что и МАУ, и Госавиаслужба Украины ведут активный диалог с Ираном и Иорданией по этому вопросу: "Это вызов для нашего министра инфраструктуры и главы Госавиаслужбы, которые поддерживают либерализацию рынка. Очень ярко сейчас виден дисбаланс: снятие ограничений на Западе и зарегулированность отрасли воздушных перевозок на Востоке. Для развития транзитного потенциала Украины это необходимо устранять путем интенсивных переговоров".
В Госавиаслужбе РБК-Украина подтвердили, что ведомство получило от МАУ информацию о несогласовании частот на рейсах в Амман и Тегеран. "Мы направили официальное обращение к авиационным властям Иордании и Ирана с просьбой действовать исключительно в рамках достигнутых межправительственных договоренностей и предоставить разрешение на выполнение рейсов", - сообщила РБК-Украина пресс-секретарь ГАС Ирина Кустовская.
"Иорданская сторона не предоставила нам разрешения на дополнительные частоты. Свой отказ они аргументируют тем, что МАУ конкурирует с иорданской авиакомпанией и перевозит транзитом через Киев пассажиров на тех маршрутах, где у Royal Jordanian есть прямые рейсы. Мы с таким подходом категорически не согласны, поскольку в этом и заключается авиационная конкуренция и либеральный режим регулирования авиарынка, - считает Юрий Мирошников. - По инициативе Посольства Украины в Иордании состоялась встреча с министром транспорта Иордании и мы пришли к компромиссному решению: МАУ получила разрешение на 5 рейсов в неделю до конца летнего сезона. Мы будем продолжать работу с помощью авиационных властей Украины, МИД, Мининфраструктуры и постараемся добиться безусловного выполнения иорданской стороной положений меморандума".
Конкурент МАУ на этом направлении - авиакомпания UM Air - не сомневается, что решение властей Ирана и Иордании является справедливым. "Почему МАУ начали продавать билеты на рейсы раньше, чем получили разрешения? Это вопрос к руководству МАУ - заявил РБК-Украина президент UM Air Родриг Мерхеж. - Я могу предположить, что МАУ хотела шантажировать авиавласти Ирана или Иордании. Мол, из-за невыдачи разрешений пассажиры не смогут вылететь по купленным билетам. Теперь они списывают отмены рейсов на кого угодно, но только не на себя".
Проблемы МАУ выгодны UM Air, уверены эксперты. "После того как МАУ несколько лет назад вышла на эти маршруты, у UM Air, которая летала на этих направлениях примерно 10 лет, упал и пассажиропоток, и цены. - рассказал директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. - МАУ перетянула к себе самый богатый пассажиропоток - бизнесменов и транзитных пассажиров. У UM Air фактически остались только представители диаспоры и студенты, которые покупают самые дешевые билеты. Дальнейшее увеличение частоты полетов грозит UM Air вытеснением с этих направлений, поскольку МАУ может перетянуть на себя весь пассажиропоток".
Авиаслужбы Ирана и Иордании могут защищать своих, местных авиаперевозчиков, допустил в беседе с РБК-Украина экс-председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк: "При этом такие действия играют на руку авиакомпании UM Air и, не исключено, что и подогреваются ими".
Родриг Мерхеж лоббирование вопроса о запрете дополнительных рейсов для МАУ в Иран и Иорданию отрицает. "Те, кто так говорит, преувеличивает наши возможности. У меня нет права выдавать или нет такие разрешения. Каждая страна имеет право на защиту своих авиаперевозчиков, - говорит он. - Но получается игра в одни ворота - на направления, где летала UM Air, запустили рейсы МАУ, но на направления, где летает МАУ, нельзя допускать никого". По его информации, на конкурентном направлении Киев-Тегеран можно купить билет в эконом-классе за 200-250 долларов, а на направлениях, где летает только МАУ, цены выше.
"В последнее время стали нередки случаи отказа иранским авиационными властями в разрешении на выполнение полетов для МАУ, что неофициально связывают с активным лоббированием прямыми конкурентами авиакомпании политики сдерживания экспансии украинского перевозчика на самом высоком государственном уровне", - отметил эксперт авиарынка Андрей Ярмак.
При этом по его словам, МАУ теряет возможность развивать одно из самых привлекательных направлений на рынке этого региона. "Исходя из ограниченности доступа на европейский рынок иранских авиакомпаний, для МАУ рынок Ирана рассматривается и как рынок трансферных пассажиров, которые направляются в Европу", - уточнил Ярмак. Это подтверждают и данные вице-президента МАУ Сергея Фоменко. Он уточнил, что доля транзита на рейсе Киев-Амман в летний сезон 2016 года достигает 68%, а на рейсе Киев-Тегеран - 79%.
Впрочем, у медали есть и вторая сторона. В свое время МАУ начала летать в Амман на очень спорных основаниях, а в Иран - и вовсе как второй назначенный перевозчик, рассказывает партнер юрфирмы "Анте" Андрей Гук, который специализируется на авиационном праве. И это притом что в межправительственном соглашении указано, что каждая страна может назначить только одного перевозчика со своей стороны.
"В итоге, эти линии сопровождают скандалы и суды. Эти рынки нельзя назвать ключевыми для МАУ, но они точно ключевые для такого перевозчика как UM Air, к примеру, у которого свои исторические отношения с иранскими компаниями, тем же Mahan Air. Стратегия МАУ похожа больше на намерение выбить кого-то с рынка, чем честно конкурировать", - отмечает Гук.
Эксперт по транспорту Офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк говорит, что для МАУ очень важен размер сети полетов. "Каждый отдельный рейс дает транзитных пассажиров для других рейсов авиакомпании. Чем больше их будет, тем эффективнее можно загружать свою сеть полетов. На направлениях из Ирана и Иордании у МАУ много транзитных пассажиров", - говорит он.
По словам Дениса Антонюка, МАУ необходимо добавить новые частоты на маршруте в Иран и Иорданию, чтобы выйти на ежедневные рейсы и сделать их более удобными для транзитных пассажиров. А также работать на развитие хаба " Борисполя". "В следующем году МАУ, первыми в Восточной Европе, получят самолеты Boeing 777, которые будут эксплуатироваться на дальнемагистральных направлениях в Азию и Америку. Для того чтобы заполнить эти самолеты транзитными пассажирами МАУ сейчас активно расширяет среднемагистральную карту полетов и частотность, а также пополняет парк среднемагистральными самолетами", - рассказывает он.
Денис Антонюк подсчитал, что для того, чтобы заполнить один рейс Boeing 777 МАУ должна выполнить 5-6 среднемагистральных рейсов с менее емкими самолетами, на которых будут доставлены транзитные пассажиры для дальнемагистральных рейсов.
Борьба авиакомпаний за право возить пассажиров из Киева в Иран и Иорданию может привести к негативным последствиям для всей украинской авиационной индустрии. В МАУ пока что только оценивают собственные потери от сложившейся ситуации, однако говорят о потенциале новых частот на Иран и Иорданию. По словам Сергея Фоменко, увеличение количества рейсов принесет существенную выгоду аэропорту "Борисполь" и госпредприятию "Украэрорух", так как это порядка 62 тыс. пассажиров и 614 полетов в год.
Исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко считает, что увеличение частот МАУ в Иран и Иорданию выгодно для транзитного потенциала "Борисполя". "Все очень просто - чем больше у МАУ частот в эти страны, тем лучше и для МАУ, и для "Борисполя". Иран и Иордания очень перспективные для транзита их граждан в Европу через "Борисполь". Это касается и других стран восточнее Украины. Например, Узбекистан, Туркменистан", - говорит он.
Вместе с тем, по словам Анатолия Мазуренко, все эти страны хотят ограничить транзит своих граждан через аэропорты других государств, защищая своих авиаперевозчиков.
Но, так сложилось, что авиаперевозчики большинства стран Средней Азии являются государственными компаниями, уточнил Ярмак. "При отсутствии возможности достойно конкурировать с МАУ на открытом рынке воздушных перевозок, правительства этих стран резко ограничивают доступ на свой рынок. Так произошло с Узбекистаном и Туркменистаном, затяжные переговоры ведутся с Таджикистаном и Киргизстаном", - рассказывает он.
Сергей Хижняк отмечает, что с авиавластями восточных стран сложно вести переговоры. "Они зачастую не дают никаких преференций украинским авиакомпаниям и жестко отстаивают интересы местных авиаперевозчиков. Украинским авиавластям пока что не удается добиться либерализации в авиасообщении с восточными странами", - говорит он. "Менталитет чиновников в этих странах и коррупционная составляющая не позволяют в полной мере реализовать транзитный потенциал "Борисполя" как хаба", - соглашается Денис Антонюк.
Но, по его словам, в перспективе МАУ откроет рейсы в другие страны Азии, в частности, Кувейт, Ирак, Саудовскую Аравию, Оман, новые аэропорты Турции и Ирана, чтобы подпитывать транзитными пассажирами свои рейсы из "Борисполя". "Кроме того, получение Boeing 777 позволит МАУ расширить и карту дальнемагистральных полетов. Скорее всего, с этими воздушными суднами МАУ начнет в ближайшие годы полеты в Дели, Гонконг, Шанхай, а также откроет новые маршруты в Северную Америку", - ожидает он.