Мининфраструктуры предлагает провести кардинальную реформу в сегменте пассажирских автомобильных перевозок. Чиновники намерены отменить практически все ограничения, которые мешали работе легальных перевозчиков. Они получат полное право самостоятельно формировать маршруты, пользоваться или не пользоваться услугами автостанций и множество других послаблений. Вместе с тем эксперты опасаются, что предоставление слишком большой свободы маневра приведет к хаосу в автобусных перевозках.
Мининфраструктуры предлагает провести кардинальную реформу в сегменте пассажирских автомобильных перевозок. Чиновники намерены отменить практически все ограничения, которые мешали работе легальных перевозчиков. Они получат полное право самостоятельно формировать маршруты, пользоваться или не пользоваться услугами автостанций и множество других послаблений. Вместе с тем эксперты опасаются, что предоставление слишком большой свободы маневра приведет к хаосу в автобусных перевозках.
Министерство инфраструктуры (МИУ) подготовило законопроект, направленный на дерегуляцию и либерализацию рынка пассажирских перевозок в Украине. Об этом в своем аккаунте в Facebook сообщил директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Роман Хмиль.
Пока что текст законопроекта недоступен. По данным Романа Хмиля, сейчас он проходит внутреннее согласование в МИУ, после чего будет обнародован для общественного обсуждения.
Напомним, ранее МИУ инициировало дерегуляцию в морских портах Украины. Кроме того, в министерстве решили снизить финансовую нагрузку на судоходные компании, упростив требования к владельцам пассажирских судов.
Отметим, что Мининфраструктуры инициировало новый дерегуляционный законопроект по результатам обработки предложений общественных организаций и перевозчиков - об этом РБК-Украина сообщили в министерстве. Кроме того, документ предусмотрен внутриведомственной "Дорожной картой по автотранспортной отрасли на 2015-2016 гг.".
В пресс-службе МИУ РБК-Украина уточнили, что законопроект касается всех автомобильных пассажирских перевозок, за исключением международных.
Напомним, ранее власти Киева просили Кабмин разрешить им регулировать тарифы на перевозки пассажиров.
Как рассказал РБК-Украина главный специалист отдела развития и регулирования рынка автомобильных перевозок Мининфраструктуры Роман Дубас, в числе прочего новый законопроект предполагает упрощение условий доступа предпринимателей к рынку пассажирских перевозок путем отмены проведения конкурсов и множества документов, которые предприниматель или водитель должен сегодня возить с собой.
"Эти документы - разрешения, договоры, паспорта маршрутов, лицензионные карточки - не влияют ни на безопасность, ни на качество и комфортность перевозок", - пояснил он.
Законопроект также предусматривает формирование маршрутов, исходя из потребностей населения, и отправку автобусов из любого пункта в городе, где это не запрещено местными властями и правилами дорожного движения, рассказал Роман Дубас.
В то же время Роман Хмиль сообщил, что перевозчики получат возможность "сами формировать маршруты, планировать их расписание и режим движения, в зависимости от потребностей населения в поездках, определять начальные и конечные пункты и остановки на этих маршрутах".
Кроме того, перевозчики получат право самостоятельно выбирать варианты продажи проездных билетов.
Еще более радикальна другая инициатива МИУ: чиновники предлагают полностью отменить конкурсы на перевозку пассажиров на всех маршрутах общего пользования по всей территории Украины.
Вместе с тем конкурсы останутся только на маршрутах, где существует потребность в перевозках льготных категорий граждан. При этом властям будет вменено в обязанность обеспечивать льготные перевозки на соответствующей территории с обязательным определением видов и объемов льготных перевозок и с заключением отдельных договоров на компенсацию с перевозчиками.
"Конкурсы для льготников будут проводиться в основном на городских и пригородных маршрутах местными органами власти", - уточнил Роман Дубас.
Согласно новой инициативе Мининфраструктуры, допуск перевозчиков к перевозкам будет осуществляться через систему лицензирования. По словам Романа Хмиля для этого будут применяться "европейские критерии: добропорядочность, финансовая состоятельность, компетентность и безопасность".
Отдельный блок нововведений коснется реформы автостанций. Законопроектом предлагается полностью отменить аттестацию автостанций, государственное регулирование их деятельности, а также обязанность оплаты пассажирами автостанционного сбора. По мнению Роман Дубаса, это приведет к уменьшению финансовой нагрузки на пассажиров и перевозчиков.
Помимо этого, отменятся требование осуществлять перевозки исключительно с автостанций. Местным органам власти будет предоставлено право самим определять места в населенных пунктах, где необходимо разместить автостанцию, а также остановки общественного транспорта, с которых будет разрешено отправление и прибытие автобусов.
Также Мининфраструктуры проведет еще одну мини-реформу в этом сегменте. Чиновники предлагают отменить норму, согласно которой перевозчик обязан нанимать работников, которые должны проводить предрейсовые медицинские и технические осмотры. Контроль состояния здоровья водителей будет осуществляться путем прохождения ими периодического медицинского осмотра, а контроль технического состояния транспорта - путем его осмотра в соответствии с регламентными работами, определенными заводом-изготовителем.
Кроме того, в случае если перевозчик имеет в своем штате исключительно водителей, ему будет отменена обязанность нанимать на работу инвалидов. Вместе с тем законопроектом предлагается "улучшить доступ к услугам по перевозке пассажиров с ограниченной мобильностью".
Президент общественной организации "Союз перевозчиков Украины" Валентин Демчук поддержал инициативы Мининфраструктуры, заинтересовавшись при этом вопросом о том, как они будут внедряться в жизнь. К примеру, он предложил продлевать договора перевозчикам, которые выполняют внутриобластные перевозки, если к ним нет претензий по качеству услуг.
Также Валентин Демчук в целом поддержал норму о том, чтобы условиями допуска к перевозкам были финансовое состояние, репутация и т. д.
"Я не считаю, что стоматологи сегодня должны заниматься перевозками. Они должны лечить зубы, а перевозками заниматься перевозчики", - подчеркнул он.
Впрочем, не все перевозчики отнеслись к инициативам МИУ положительно. Так, исполнительный директор Одесской ассоциации транспорта Анатолий Витковский заявил, что эти инициативы - это "сборник благих намерений, которые ребята вычитали где-то там, к примеру, в Польше".
"Никакого отношения к реальной жизни эти идеи не имеют", - констатировал он.
При этом, по мнению Анатолия Витковского, отмена регулирования отрасли приведет к убыткам перевозчикам.
"Либерализация приведет, к примеру, к таким ситуациям - на рейс Одесса-Киев с ценой билета в 350 грн, который выполнятся 70 лет в 5:30 утра, встанет конкурент в 5:15 с ценой 310 грн, тем самым забрав себе около семи пассажиров. В результате, убыточными будут оба перевозчика", - отметил Анатолий Витковский.
Критически он отнесся и к желанию МИУ либерализовать работу автостанций.
"Они хотят довести автостанцию до уровня дерева, под ним столбик - в лучшем случае со скамеечкой и с расписанием движения", - с негодованием заявил Анатолий Витковский.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава также резко раскритиковал инициативы Мининфраструктуры, заявив, что они прописаны исключительно в интересах перевозчиков и абсолютно не учитывают интересы государства и общества.
"По сути, если такие нормы будут прописаны в законе, то украинские города превратятся в "Дели" и "Каир" с хаотичным движением, нижайшим качеством автобусных перевозок и неадекватными ценами", - пояснил он.
По словам Александра Кавы, во всем мире этот рынок регулируется.
"Не может быть полного хаоса, когда маршрутка сможет отправляться откуда захочешь и когда захочешь. Будет ехать десяток маршруток и одна у другой перебивать пассажиров. Это просто нонсенс. Подобные правила работают в развивающихся странах, но не в Евросоюзе, к стандартам которого мы стремимся", - заверил он.
Говоря об инициативе по либерализации медицинского контроля, Александр Кава отметил, что этот вопрос необходимо детально проработать. Ведь даже сегодня, при обязательном медконтроле, бывают инциденты с пьяными водителями. По его словам, необходимо не отменять эту норму, а ввести ответственность врача за здоровье водителя, выехавшего в рейс.
"Отказ от медконтроля приведет к полной безответственности", - подчеркнул Александр Кава.
Вместе с тем Роман Дубас считает, что "большего хаоса, чем сейчас на дорогах, не будет". По его мнению, законопроект МИУ обеспечит переход на рыночные условия перевозок - такие, которые действуют в Европейском Союзе - и исключит необоснованное вмешательство контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей.
"Это разрушит благоприятную среду для коррупции. Контроль будет осуществляться через призму безопасности перевозок Госслужбой по безопасности на транспорте и полицией", - заключил Роман Дубас.