Гость шестого выпуска подкаста "Технократы сегодня" - Андрей Ясинецкий, старший программист нашумевшего стартапа Uber. Ведущие подкаста Андрей Хветкевич и Марина Зайцева поговорили с гостем о том, как работает Uber, какая у компании глобальная миссия, почему против него ополчились таксисты, и, главное, когда ждать его появления в Киеве. Как известно, едва ли не каждый приход сервиса Uber в новый город сопровождается громкими скандалами. Клиенты ликуют, а вот службы такси устраивают протесты и даже лоббируют через законодательные органы всевозможные запреты и ограничения для нового конкурента. Впрочем, Андрей Ясинецкий уверен, что прогресс остановить невозможно, и благодаря Uber само понятие о глобальном транспорте скоро радикально изменится.
Гость шестого выпуска подкаста "Технократы сегодня" - Андрей Ясинецкий, старший программист нашумевшего стартапа Uber. Ведущие подкаста Андрей Хветкевич и Марина Зайцева поговорили с гостем о том, как работает Uber, какая у компании глобальная миссия, почему против него ополчились таксисты, и, главное, когда ждать его появления в Киеве. Как известно, едва ли не каждый приход сервиса Uber в новый город сопровождается громкими скандалами. Клиенты ликуют, а вот службы такси устраивают протесты и даже лоббируют через законодательные органы всевозможные запреты и ограничения для нового конкурента. Впрочем, Андрей Ясинецкий уверен, что прогресс остановить невозможно, и благодаря Uber само понятие о глобальном транспорте скоро радикально изменится.
Слушайте подкаст сейчас:
В этом интервью мы приводим основные тезисы Андрея Ясинецкого. Чтобы узнать больше - например, какие требования Uber выдвигает водителям, которые хотят подключиться к сервису, как компания поступает в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств в пути, и почему в праздники поездка всегда обходится дороже - слушайте полную аудиоверсию. А еще несколько интересных фактов - сколько стоит лицензия такси в Нью-Йорке, насколько заранее нужно заказывать такси в Питсбурге и кому запрещено пользоваться Uber в Южной Корее - в послешоу, которое доступно на нашей странице в Facebook. Там же можно оставить комментарий и задать вопрос Андрею Ясинецкому.
- Расскажи немного о себе.
- Довольно долго я работал в Киеве программистом, после чего меня пригласили в Кремниевую долину. Я поработал в Google несколько лет на контрактной позиции, потом перевелся на full time. И уже там познакомился с людьми из Uber. За этим стартапом я следил с 2011 года. И вот один из сотрудников Uber написал мне письмо и пригласил встретиться. Они как раз собирали новую команду, и мой бэкграунд был им интересен. Приглашение было очень необычным - он даже упомянул в нем борщ, потому что у меня в профайле на LinkedIn было написано, что я готовлю борщ. Мне очень понравилось, что это был не типичный headhunting, а человек действительно подумал о том, чем меня заинтересовать. Мы общались в течение часа. Беседа была интересной, и меня пригласили на интервью. И совсем скоро я получил offer.
- На тот момент Uber уже запустился в США как проект?
- Да, это уже была довольно большая компания - около тысячи человек. А за эти пять месяцев число сотрудников увеличилось до 2,5 тысяч человек.
- Расскажи нам в двух словах, что это за Uber такой, о котором так много говорят?
- В двух словах, это глобальный лидер городского транспорта.
- Фактически, это сервис, который может заменить такси?
- Наземный транспорт состоит из нескольких частей: премиум-класс (лимузин-сервис), такси, личный автомобиль и общественный транспорт. Это если мы движемся по пирамиде сверху вниз, от престижного до самого массового. Uber начинался как Black Car - элитный сервис для заказа дорогих автомобилей. Примерно через год запустился Uber X - дешевый вариант, который стал непосредственным конкурентом такси. Другими словами, мы движемся вниз по этой пирамиде.
- В чем разница между Uber и такси?
- Если коротко, то такси - это такси, а Uber - это глобальный транспорт. Мы - не такси. Возможно, изначально путаница была из-за того, что компания называлась Uber Cab, а cab - это по-английски "такси". С тех пор осталось некоторое непонимание. Мы не ставим себе за цель убивать такси. Это две совершенно разные миссии. Наша миссия - это глобальный транспорт, удешевление проезда. Чтобы транспорт был доступен всем во всем мире как вода из крана. Вы же не записываетесь на прием в душ каждое утро?
- Таксисты возмущаются по поводу Uber, и даже пикеты организовывают.
- Это обычная конкуренция. А у такси к тому же давнее мощное лобби, с которым довольно сложно бороться. Эта проблема есть во всем мире. Кто организовывает эти митинги - я не знаю. Если таксист хочет зарабатывать, он развозит людей, а не митингует.
- А сам ты пользуешься Uber?
- Да, я продал машину и перешел на Uber. А если мне надо куда-то поехать на выходные - я просто арендую машину. Вообще, мне кажется, что глобально пропадает смысл во владении вещами. Людям интересно ими пользоваться, но не нести ответственность за владение, как, например, плата за страховку автомобиля, за парковку. Если пользоваться сервисами on-demand, то это оптимизирует расходы.
- Чем ты непосредственно занимаешься в компании?
- Я работаю в команде, занимающейся логистической платформой Uber. Сейчас мы работаем над созданием алгоритмов - от динамического ценообразования, расчета логистики, до оптимизации позиционирования водителей, оптимизации маршрутов. Мы строим глобальную логистическую платформу, которая сможет работать не только в сфере перевозки людей. Она, к примеру, сможет совместить поездку с доставкой. Например, один и тот же водитель по дороге подберет пассажира, при этом у него в багажнике будет посылка, которую он доставляет далее по маршруту. А после этого система предлагает подобрать еще одного человека. Это бесконечный конвейер с минимальным временем простоя. Ранее работал в команде, которая занималась развитием и расширением. Одной из наших разработок была платформа петиций, которые люди подписывали, требуя появления Uber у них в стране. Другой проект - Uber для глухонемых. Запуск был в июне, и проект стал очень успешным.
- Вернемся к более приземленным темам. Как в Uber с безопасностью? Как это контролируется? Можно ли рассчитывать, что в машине будет кресло для ребенка, например?
- Да, у нас есть опция выбора машины с детским креслом. В плане безопасности, каждый водитель проходит скрининг. Он отправляет нам данные по своим правам и страховке, после чего мы все проверяем. На это мы тратим достаточно много ресурсов. Также мы доносим водителям всю необходимую информацию по поводу того, как себя вести. Например, какую музыку включать, какой делать уровень громкости, и так далее. Выполнение правил позволяет водителю сохранять высокий рейтинг. Водители с низким рейтингом автоматически удаляются из системы. Причем, планка очень высокая. Если рейтинг водителя ниже показателя 4,7 - работать он больше не может.
- Как сервис работает? Например, как производится оплата?
- Одна из характерных особенностей - наличные деньги не нужны. Оплата происходит автоматически. Всегда безналичный расчет. Один из базовых шагов - подключение карты к профайлу, после чего с нее оплачиваются все поездки.
- А есть какие-то подсказки для пользователей, которые только собираются воспользоваться сервисом впервые? Например, не всегда понятно, где машина может остановиться, и как водитель даст понять, что он на месте.
- Да, это важная проблема, особенно если учитывать сложное устройство больших городов. В таких мегаполисах, как Нью-Йорк, Лондон, или Мехико конфигурация городов совершенно не похожа. Для этого мы разрабатываем логистическую платформу, которая всему учится в реальном времени и дает подсказки. Уже сейчас у нас есть hot spots - рекомендованные точки, где чаще всего происходит посадка. Хотя, водитель должен ехать туда, где поставлена отметка. Но если там стоит запрещающий знак, то водитель или проедет чуть дальше, или позвонит и сообщит где он. Такие случаи бывают, и система это учтет. Если вас подобрали в стороне от того места, где вы поставили отметку, это будет учтено в дальнейшей логистике.
- Как Uber запускается в новых городах?
- Нам интересны все города с населением от 500 тысяч человек, в которых достаточно высокий уровень использования смартфонов и проникновения интернета. Для запуска нужна городская команда - city team, - которая найдет необходимое количество партнеров (так мы называем водителей, поскольку они не являются нашими сотрудниками), обеспечит им нужное количество заказов и запустит механизм.
- Как Uber меняет города? Наверное, машин становится меньше, значит и пробки уменьшаются?
- Есть исследование, которое, например, показывает, что Uber уменьшает количество водителей в состоянии алкогольного опьянения. В Сиэттле за год количество таких случаев упало на 10%. Также есть данные о том, что уменьшается загрязнение, поскольку становится меньше машин. Происходит снижение нагрузки на транспортную систему, люди быстрее добираются до пункта назначения. Если же, полностью автоматизировать транспорт во всем мире, в том числе, используя роботизированные автомобили, то проблема пробок уйдет в прошлое. Я думаю, это станет реальностью быстрее, чем мы ожидаем.
- Как насчет автомобилей без водителя? Они уже работают?
- В Калифорнии такие автомобили законодательно разрешены, но закон все равно требует физического присутствия человека за рулем.
- Как Uber получает доход?
- Это процент с каждой транзакции. Сейчас, по-моему, 20%. Это наш базовый доход.
- Как насчет безопасности водителя? Иногда и пассажиры могут быть опасными.
- Во-первых, у водителя Uber нет наличных денег. Даже не знаю, что у него можно забрать. Разве что телефон. Также водитель видит пассажира - его данные и рейтинг. Если рейтинг снизится, больше пассажир не сможет пользоваться сервисом. Можно совершить преступление один раз, но это будет первый и последний раз. Кроме того, все данные будут переданы в полицию. У нас есть полностью весь маршрут, номер телефона, данные платежной карты.
- Что происходит, если водитель по какой-то причине не выполняет заказ? Например, его на полпути остановила полиция.
- Если водитель принял, но не выполнил заказ - у него понижается рейтинг. Мы подняли планку сервиса очень высоко, например, в Сан-Франциско у нас 2,5 минуты ожидания, и когда ждать приходится 6-7 минут, это вызывает негативную реакцию клиента. Если водитель не приехал по причине того, что его остановила полиция или он застрял за мусоровозом и опоздал, с такими случаями разбирается сервисный центр. Иногда вины водителя действительно нет. На каждую оценку ниже 3 у нас открывается тикет, и проблема обязательно изучается. Все ситуации предусмотреть невозможно.
- Каким образом формируется стоимость проезда? От чего она зависит?
- Сначала показывается приблизительная стоимость, которая рассчитывается алгоритмами на основе множества факторов - расстояния, загруженности дорог, уровня спроса. Что касается спроса, то мы каждый год бьем свои собственные рекорды. К праздникам - Хэллоуину, Рождеству, Новому году - мы всегда тщательно готовимся, и каждый раз количество заказов превышает наши самые смелые прогнозы.
- А может ли, например, магазин пользоваться Uber как средством доставки товара? Будет ли партнерство с бизнесом?
- Конечно, такое планируется. Логистическая платформа, которую мы строим, подразумевает, что к ней можно будет подключать много разных сервисов. На сегодня к системе уже могут подключаться рестораны, и организовывать доставку горячей еды. Есть еще сервис Uber Essentials. К примеру, если вы приехали в новый город и забыли бритву, вы делаете заказ, и вам привозят новую. Есть сервис Uber Events для организаторов мероприятий, после которых надо развести большое количество людей.
- А есть ли амбиции уйти в авиацию, например? Перевозить людей самолетами?
- Летать - это хорошая идея! Я до сих пор жду, пока изобретут такие автомобили, как в "Пятом элементе". Но самолеты - пока нет, у нас же urban transportation. А в будущем, может, будет и Uber Mars - для отправки посылок на Марс.
- А когда все-таки Uber появится в Украине?
- Как я уже говорил, нам интересен любой город с населением от 500 тысяч человек и высоким проникновением интернета и смартфонов. Киев - один из таких городов, и думаю, закономерно будет, если мы там появимся в ближайшее время. Возможно, стоит создать петицию с таким требованием.
- Может быть, ты хочешь сказать что-то нашим слушателям напоследок?
- Мы живем в мире, который меняется буквально на глазах. Сейчас происходят особенно важные перемены. Интернет уже, как электричество веком ранее, стал платформой для создания дальнейших технологий. В 21 веке мы на его основе будем создавать технологии, важные для всего человечества, как, например, глобальный транспорт во всем мире.
Подпишитесь на подкаст, чтобы не пропустить:
Узнайте первыми о следующих выпусках подкаста на странице в Facebook. Там же можно задать вопросы следующему гостю, оставить комментарий к текущему выпуску или внести предложение о развитии подкаста.