До сих пор не определена окончательная дата выборов мэра Киева. Возможно, выборы состоятся 15 июля, как сообщают источники в Киевской городской государственной администрации (КГГА) и Администрации Президента. Но, может быть, выборы столичного головы пройдут вместе с парламентскими выборами 28 октября, как прогнозировал глава КГГА Александр Попов. Вместе с тем, Центральная избирательная комиссия (ЦИК) ведет подготовку к парламентским выборам полным ходом. Так, на этой неделе будут утверждены границы всех 225 мажоритарных округов, сообщил в интервью РБК-Украина заместитель председателя ЦИК Андрей Магера. Кроме того, Магера озвучил ключевые недостатки закона о выборах народных депутатов и объяснил свое отношение к решению Конституционного суда Украины, которым граждане нашей страны, проживающие за рубежом, лишены права избирать кандидата-мажоритарщика.
РБК-Украина: Выборы мэра Киева состоятся в этом году. А когда, по Вашему мнению, должны состояться выборы в Киевсовет: в этом году или в следующем? Сторонники выборов в Киевсовет в следующем году базируются на новой редакции закона, согласно которой срок полномочий местных советов продлен до пяти лет.
Андрей Магера: Ситуация, действительно, несколько запутанная. И запутал ее, не в последнюю очередь, сам законодатель, когда вносил изменения в Конституцию Украины.
В 2006 г. в Киеве состоялись последние очередные выборы как городского головы, так и депутатов Киевского городского совета. В 2008 г., уже через два года, состоялись внеочередные выборы как головы, так и депутатов городского совета. И в 2008 г., по действующей тогда Конституцией, голова избирался на четыре года, получал представительский мандат на четыре года, депутаты этого совета получали представительский мандат на пять лет. То есть, формально и юридически, якобы, в 2012 г. должны происходить очередные выборы киевского городского головы, а в 2013 г. - выборы депутатов Киевсовета.
Но ситуация несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что в Конституцию были внесены изменения, которые касались, в частности, раздела 11, который касается местного самоуправления. Там указано, что определен четкий срок проведения очередных местных выборов: очередные выборы депутатов, городского, сельского, поселкового, районного, областного совета или сельского, поселкового и городского головы проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий соответствующего совета или головы, избранных на очередных выборах.
В данном случае, если отталкиваться от ситуации в Киеве, последние очередные выборы, как я уже сказал, состоялись в 2006 г. Это означает, что при любых обстоятельствах, у нас уже 2012 г. и уже заканчивается 7 год полномочий. Поэтому ситуация запутанная с юридической точки зрения и, к сожалению, законодатель, когда вносил изменения в Конституцию, не предусмотрел заключительных и переходных положений вступления в силу изменений в Конституцию, и не определил, какой порядок проведения очередных выборов там, где уже проводились внеочередные выборы.
Как по мне, эту ситуацию можно решить только одним способом: Верховная Рада должна принять постановление о назначении очередных выборов как городского головы, так и депутатов городского совета, и определить дату, месяц, когда это проводить.
РБК-Украина: По Вашему мнению, насколько оправдано разделение постов мэра Киева и председателя КГГА? Особенно в свете того, что все полномочия сейчас не в руках местных советов, а городских администраций.
Андрей Магера: Вопрос тоже непростой, ведь здесь палка о двух концах. С одной стороны, можно утверждать, что это вопрос политической целесообразности, то есть, парламент своим решением внес изменения в закон «О столице Украины» и определил порядок формирования органов исполнительной власти.
Я напомню, что Конституция Украины предусматривает принятие отдельного закона, который регулировал бы особенности осуществления местного самоуправления и местных органов исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе. Там может быть несколько отличный порядок, учитывая, что и Киев, и Севастополь являются не просто городами, а это города общегосударственного значения и, наконец, это отдельные регионы Украины.
С точки зрения конституционности, все формально было правильно сделано, была создана Киевская городская государственная администрация и разделены функции главы администрации и городского головы. Но тут есть второй момент. Если киевская городская община избирает голову, то она его вряд ли, выбирая его, желает видеть исключительно спикером заседаний Киевсовета. Очевидно, речь идет о реальных рычагах, реальных полномочиях в городе.
Здесь есть еще один момент: Киев получил Магдебургское право много веков назад. И вряд ли в Европе такая тенденция, чтобы, наоборот, ограничивать местное самоуправление и забирать эти функции государству.
Поэтому со другой позиции, как по мне, здесь есть основания для критики: это раздвоение исполнительных функций. Когда эти люди из одной политической силы, то конкуренции там быть не может. Но если они будут представителями разных политических сил, то начнется конкуренция, перетягивание полномочий.
РБК-Украина: Будете ли Вы, как член ЦИК, совершать определенные действия, чтобы в будущем граждане, находящиеся за границей, могли голосовать на одномандатных округах?
Андрей Магера: Это будет сделать, мягко говоря, проблематично. Поскольку после решения Конституционного суда избирателям, проживающим за рубежом, будет крайне трудно реализовать свое право голоса в мажоритарных избирательных округах.
Как выйти из этой ситуации? Я вижу здесь как минимум два пути. Первый путь, и сразу скажу, что я у него мало верю, это когда Конституционный суд сам пересмотрит свое решение и признает ошибку, которую допустил в своем предыдущем решении, и которым фактически лишил 440 тыс. избирателей за границей права голоса в мажоритарных избирательных округах, чем поставил их в неравное положение по сравнению с избирателями, проживающими в Украине.
Второй вариант заключается в том, что можно изменить избирательную систему в Украине. Но, в любом случае, речь уже не идет о выборах в 2012 г., а о работе на перспективу. Скажем, принятие Избирательного кодекса, который предусматривает региональные избирательные списки по пропорциональной избирательной системе и, собственно, по этой системе будут уравнены избиратели в Украине и за рубежом.
РБК-Украина: ЦИК неоднократно заворачивала границы округов, которые приходили из областных государственных администраций, в том числе, из Луганской ОГА. Почему?
Андрей Магера: Такого не могло быть, потому что, по закону, ЦИК самостоятельно образует избирательные округа без какого-либо предварительного представления от органов власти. Если речь идет об избирательных участках, то по участкам у нас было тесное взаимодействие с местными органами власти и мы действительно прорабатывали этот вопрос.
Что касается территориальных избирательных округов, то мы можем где-то прислушиваться к местным органам власти, если в этом есть смысл, но ни в коем случае мы не связаны какими-то предложениями местных органов власти по созданию избирательных округов.
РБК-Украина: Какие моменты в законе о выборах народных депутатов требуют урегулирования? Озвучьте основные минусы действующего закона о выборах.
Андрей Магера: Я хочу еще раз напомнить о том, что действующий закон о выборах народных депутатов принимался в ноябре прошлого года без стадии второго чтения. Несмотря на то, что одни говорят, будто это был своего рода компромисс между властью и оппозицией, другие говорят, что это был своеобразный шантаж власти в отношении оппозиции. В любом случае, этот закон был принят очень большим количеством голосов народных депутатов Украины.
Как недостаток, из-за отсутствия второго чтения, там появилось много «сырых» норм, которые, к сожалению, обнажились именно сейчас, во время подготовки к избирательному процессу. Я приведу несколько примеров.
Первый пример - это требования избирательного бюллетеня. Среди требований к нему отмечается, что там обязательно должно быть вписаны имя, отчество, партийность кандидата, способ его выдвижения и т.д. Но, к сожалению, закон не содержит требования о фамилии кандидата - и это серьезный пробел в законе.
Разумеется, если не будут внесены изменения в закон в этой части, то мы будем утверждать форму бюллетеня, где обязательно будем требовать наличия фамилии. Если кому-то не нравится, пусть обращается в суд и оспаривает, что ЦИК действовала неправильно.
Но, с нашей точки зрения, выборы должны быть выборами, а не выбором кота в мешке. Должна быть четкая и понятная позиция для избирателя, кого он выбирает и в силу каких факторов.
Также очень серьезные проблемы возникли в связи с жеребьевкой по проведению агитации кандидатами по мажоритарным округам. Я напомню, что по действующему закону именно ЦИК, а не окружные избирательные комиссии, должна осуществить жеребьевку по предоставлению эфирного времени кандидатам из 225 мажоритарных округов во всех регионах Украины.
По нашим скромным подсчетам, даже если мы с утра до вечера только и будем делать, что проводить жеребьевку, у нас на это уйдет минимум 9 дней. И это только вершина айсберга.
Имеются серьезные проблемы по регистрации доверенных лиц кандидатов, в частности, в мажоритарных округах. По закону, ЦИК должна также осуществлять регистрацию таких доверенных лиц - каждого кандидата по 225 округов, поскольку каждый кандидат может иметь доверенных лиц. Это тоже достаточно серьезная проблема, это большое количество документов и т.д.
Я не хочу сказать, что не затрудняет работу ЦИК вопрос регистрации кандидатов в мажоритарных округах. Но в ЦИК многие из моих коллег согласился, что эта функция действительно является очень важным и едва ли ее доверять окружным избирательным комиссиям, которые будут состоять исключительно из представителей выдвиженцев политических сил. Поэтому в этой части я был бы категорически против передачи полномочий ЦИК в окружные избирательные комиссии по регистрации кандидатов в мажоритарных округах.
Есть ряд других положений в законе, по которым следовало бы внести изменения. Например, после известного решения Конституционного суда относительно заграничных избирательных участков возник пробел: какая же избирательная комиссия установит результаты голосования в заграничном избирательном округе? Напомню, что по действующему закону таких полномочий не имеет ЦИК. И, если на выборах Президента ЦИК осуществляла функции окружной избирательной комиссии в заграничном избирательном округе, то здесь такой функции нет. Поэтому, должна была быть выписана отдельная статья, которая предусматривала этот механизм.
Это я назвал наиболее известные случаи из закона, по которым стоило бы поработать, а их, безусловно, больше.
РБК-Украина: Когда именно ЦИК обнародует границы округов? С какими областями наибольшие трудности в плане определения границ округов? И почему не взять за основу границы 2002 г.?
Андрей Магера: Между 2002 г. и 2012 г. не только временной промежуток в 10 лет. За это время состоялись достаточно существенные миграционные изменения, которые связаны не только с отбыванием из Украины или с приездом в Украину, но и с природными процессами рождения, смерти, достижения совершеннолетия. Здесь есть серьезные факторы, которые влияют на определение количества округов в регионах.
Если вы помните, 9 апреля ЦИК приняла первое постановление, касающееся территориальной организации выборов. В частности, этим постановлением ЦИК определила количество округов в пределах каждого из 27 регионов Украины.
Это количество округов уже не соответствует тому, которое было в 2002 г., следовательно, округа ни в коем случае не будут именно такими, какими они были в 2002 г. Но не без того, что отдельные округа где-то могут совпадать, хотя в целом картина по Украине поменяется.
Какие в этом есть трудности? Во-первых, напомню, что, по закону, ЦИК должен принять решение до 30 апреля. Наверное, я немного приоткрою тайну, если скажу, что ЦИК сделает это гораздо раньше. Очевидно, это будет сделано на этой неделе, ближе к ее концу, а обнародовано такое решение будет в течение нескольких дней.
Что касается регионов, где это сложно сделать... Легче это сделать в регионах, где в основном сельские жители, где разделение по районам довольно упрощено, если по району нельзя провести границу между округами, то это можно сделать по сельсоветам.
Гораздо сложнее ситуация в крупных городах - Киеве, Харькове, Львове, где разделение идет буквально на дома. И здесь важно не пропустить, четко увидеть границы такого округа.
В 2002 г. в Киеве было 12 округов, сейчас их будет 13. Очевидно, это связано с тем, что количество избирателей в Киеве возросло. Также возросло количество избирателей в Ивано-Франковской области - там будет 7 округов, а также в Киевской области. Уменьшилось количество округов в Одесской (11), Донецкой (21) и Луганской (11) областях.
Нашим следующим постановлением будет определено, какие территории входят в состав округа, районы, города, центр округа и какое приблизительно в округе будет количество избирателей.
РБК-Украина: По части округов видно, что их пытаются нарезать под конкретных кандидатов. Как Вы считаете, возможно, следовало бы принять, например, отдельным законом границы округов навсегда с возможностью просмотра этих границ, например, раз в 20 лет?
Андрей Магера: Это очень интересный вопрос. Что касается таких постоянных избирательных единиц, то я максимально положительно отношусь к идее образования постоянных обычных, специальных, заграничных избирательных участков, поскольку, на мой взгляд, избирателю должно быть удобно, он заранее знать, где его участок.
Но, вместе с тем, я скептически отношусь к возможности создания постоянных избирательных округов, хотя закон это предусматривает. На самом деле, мы до 30 апреля создадим постоянные избирательные округа, но здесь, во-первых, есть много проблем.
Первая проблема заключается в том, что до сих пор отсутствует закон о территориальной организации выборов, который должен определять основания образования таких округов, временные промежутки пересмотра существующих округов.
Второй момент, учитывая который я очень критически отношусь к постоянным избирательным округам, если они у нас будут, это законсервирует существующую избирательную систему, которая является крайне несовершенной. Мы вернулись к системе 2002 г., которая имеет очень много проблем и с точки зрения административного воздействия на выборы, и с точки зрения коррупции во время избирательного процесса.
Как по мне, сама эта идея способна законсервировать существующую ситуацию. А, исходя из украинских условиях, нам гораздо лучше было бы перейти к пропорциональной избирательной системе, но не той, которую мы имели буквально недавно, а к пропорциональной избирательной системе по региональным открытым спискам, по которым избиратели смогут голосовать не только за партии отдельно взятые, но и предоставлять преимущества кандидатам в пределах партии, за которую он голосует.
Таким своеобразным образом избиратель может влиять на сам список, поменять очередность кандидатов, как он считает необходимым. Тогда в парламент попадут люди, которые имеют поддержку избирателей - и это серьезно ударит по необходимости сохранения мажоритарной составляющей на выборах, потому что в данном случае избиратели голосуют также за кандидатов.
РБК-Украина: Какие сегодня конечные бюджеты выборов мэра и выборов в Верховную Раду? Какие дефициты бюджетов?
Андрей Магера: По выборам в Киеве эта цифра пока окончательно не является определенной, проводятся дополнительные подсчеты.
Что касается парламентских выборов, то, как известно, в законе о госбюджете заложены расходы в размере приблизительно 800 млн грн и, по последней информации, которой ЦИК, дополнительно 400 млн грн было предусмотрено в изменениях к закону о государственном бюджете.
Цифра 1 млрд 200 млн грн является безусловно большой, но она основывается не с потолка, поскольку более 80% расходов на проведение общенациональных выборов - это расходы на зарплату членов избирательной комиссии и на начисление такой зарплаты. Зарплата членов избирательной комиссии взаимосвязана минимального размера зарплаты в Украине.
РБК-Украина: Сколько ожидается иностранных наблюдателей на выборах мэра Киева и парламентских выборах?
Андрей Магера: Эту цифру трудно предсказать, но мы в любом случае будем приветствовать приезд международных наблюдателей в Украину. Если поступят такие предложения от иностранных государств или международных организаций, то я думаю, что ЦИК максимально благоприятно будет подходить к вопросу регистрации международных наблюдателей.
Только после начала избирательного процесса начнут поступать подобные обращения. Для сравнения, если брать прошлые выборы, то это было несколько тысяч международных наблюдателей на выборах.
Беседовала Кристина Рзаева