Уходящая неделя ознаменовалась новым витком конфликта вокруг руководства Министерства здравоохранения. Так, в среду премьер-министр Арсений Яценюк в устной форме поручил снять гриф "Для служебного пользования" с материалов двух расследований относительно руководства Минздрава. В тот же день РБК-Украина опубликовало в полном объеме эти материалы.
Уходящая неделя ознаменовалась новым витком конфликта вокруг руководства Министерства здравоохранения. Так, в среду премьер-министр Арсений Яценюк в устной форме поручил снять гриф "Для служебного пользования" с материалов двух расследований относительно руководства Минздрава. В тот же день РБК-Украина опубликовало в полном объеме эти материалы.
А на следующий день состоялось публичное заслушивание этих расследований, на которых министр здравоохранения Александр Квиташвили давал свои пояснения.
Вчера министр здравоохранения встретился с корреспондентом РБК-Украина и ответил на ряд вопросов. В частности, он отверг практически все обвинения в свой адрес и причиной большинства неполадок в системе Минздрава назвал устаревшие бюрократические процедуры.
Кроме того, министр заверил, что его поддерживает Арсений Яценюк. Но с Президентом Петром Порошенко, по чьей квоте и был назначен в Кабмин Александр Квиташвили, он не общался.
"Вся история с моей отставкой была очень быстрой... Сейчас все успокоились", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина министр здравоохранения Александр Квиташвили.
РБК-Украина: Служебное расследование вашей деятельности свидетельствует о том, что вас съела украинская бюрократия?
Александр Квиташвили: Собирается съесть. За последние месяцы у нас проходили две проверки. Но они радикально отличаются друг от друга. Если первая нам помогла устранить многие недочеты, то вторая оказалась полной противоположностью первой.
Как улучшить, как изменить, как устранить процессуально те проблемы, которые существуют в министерстве - как раз таким был первый акт проверки. Второй акт был карательным.
Согласно регламенту Кабмина о проведении служебных проверок, в комиссии, которые их осуществляют, не должны входить люди, которые тем или иным образом заинтересованы в результатах проверки.
У меня нет претензий к сотрудникам Нацагентства по вопросам госслужбы, которые организовывали проверку. Но многие народные депутаты, которые вошли в состав второй комиссии, высказывали критику в сторону Минздрава. Поэтому непонятно зачем было включать этих людей в комиссию.
Тем более, что у народных депутатов есть неограниченные права - они могут запросить любой документ. Вообще могут получить любой доступ к тому, что происходит в Минздраве.
Кроме того, когда была назначена проверка Минздрава, то в приказе было определено несколько конкретных пунктов, по которым должно была она проходить. Но во время самой уже проверки народные депутаты инициировали еще несколько вопросов, которые не касались проверки, к примеру, непрозрачности процесса по избранию председателя Гослекслужбы. Так нельзя делать.
Кроме того, многие вопросы были поверхностными.
Меня пригласили на заседание комиссии только на ее последнее заседание 8 июля. Но оно проводилось во время заседания Кабмина.
Соответственно, я не мог присутствовать на заседании комиссии. Я написал ответы на 13 вопросов, которые не попали в акт проверки.
К примеру, мне выдвигают претензию, что Минздрав работал без утвержденной структуры. Но из-за того, что в начале года в Минздрав переходили функции трех больших агентств - эпиднадзора, по борьбе со СПИДом и инфекционным заболеваниям, а также службы по контролю за наркотиками - не было смысла менять структуру Минздрава, мы не могли правильно функционально выстроить структуру.
Когда переход закончился, примерно в марте, мы получили из Минфина утвержденный штат Минздрава и провели реорганизацию министерства.
Все такие претензии имеют какое-то логическое объяснение.
В результате, самое главное - нет связи в найденных "нарушениях" и их последствиях. В результатах проверки не указано, какие именно законы мы нарушили, какие регламенты и тому подобное.
РБК-Украина: К примеру, Минздрав на 67 дней задержал подачу паспорта бюджетной программы госзакупок.
Александра Квиташвили: Это гениально. Если бы нас проверяла служба Молдовы или Бразилии, то им бы пришлось объяснять, с чем связаны задержки. Но это служба украинская - они знают, как устроен бюджетный процесс.
Госбюджет был принят в конце декабря прошлого года. Но только с середины января был "открыт" бюджет, чтобы можно было забирать из него деньги.
Потом шли переговоры с МВФ, после чего парламент принял изменения в госбюджет. В это время все программы и Минздрава, и других министерств не финансировались, кроме защищенных статей.
У всех этих "нарушений" есть объяснение. Я же не просто держал 67 дней этот документ и потом на 67 день отдал.
То, что в четверг было проведено публичное заслушивание проверки, я думаю, было хорошо для нас. Потому что мы смогли донести информацию о том, почему были допущены те или иные так называемые нарушения, чтобы не было спекуляции на информации от акта. Чтобы эти результаты народные депутаты не начали использовать в своих политических целях.
Вчера, проходя возле Олега Мусия, я услышал, что он не хочет, чтобы Минздрав вернулся к схемам закупок, которые были при Януковиче. Но я не знал, что при Януковиче были закупки у международных организаций (иронизирует).
РБК-Украина: Исходя из результатов проверки, предложено уволить только первого замминистра здравоохранения Александру Павленко. Правильно я понимаю, что это намек на то, что результаты проверки будут положены под сукно, если вы согласитесь на ее увольнение?
Александра Квиташвили: Кто предлагает?
РБК-Украина: Наверное, инициаторы этой проверки.
Александра Квиташвили: Со мной такие разговоры никто не вел. Абсолютно. И никто не торговался. Я сомневаюсь, что 15 депутатов, которые входили в комиссию, не смогли об этом говорить.
Кстати, народные депутаты Ирина Сысоенко и Константин Ярынич написали, что не согласны с актом.
Премьер-министр (Арсений Яценюк, - РБК-Украина) обратился с письмом предоставить предложения по итогам проверки. Я ответил, что мы не согласны с ее результатами.
Но я думаю, что создавать такой прецедент в Украине не стоит - то, что можно создать комиссию для служебной проверки вместе с народными депутатами, и на ее основании принимать кадровые решения. Тем более при таких "нарушениях", которые выявлены в Минздраве.
Почему я так говорю? Потому что нардепы очень влияют на процессы, которые происходят в комиссии. Это было видно.
На заседания комиссии ходили три или четыре человека, которые кричали, устраивали всякие шоу. Это плохой прецедент.
РБК-Украина: Одной из претензий было то, что вы несколько месяцев официально не распределяли функции между руководителями министерства. Якобы, распределяли их устно.
Александр Квиташвили: Когда ушел Василий Лазоришинец, вместо него пришла Александра Павленко. Она переняла его функции.
Потом сам ушел Юрий Савко - вместо него никто не пришел. Я распределил его функции по оставшимся руководителям.
Потом ушла Наталья Лисневская - пришел Игорь Перегинец. Функции Лисневской перешли Перегинцу.
Потом ушла Алена Терещенко - пришел Виктор Шафранский. Функции Терещенко перешли Шафранскому. Так это работает.
Но там была другая проблема - Терещенко уходила полтора месяца. Мы полтора месяца ждали ее увольнения.
А то, что я давал устные поручения по распределению функций, то это абсолютно законно.
Мне уже надоело оправдываться.
РБК-Украина: Александра Павленко во время публичного представления результатов проверки показывала фото, как сотрудники Нацагентства по вопросам госслужбы встречались с сотрудниками Минздрава в соседнем с вашим министерством Мариинском парке. Что происходило?
Александр Квиташвили: Мы просто увидели из окна, что сотрудники Минздрава выходили в парк и передавали им какие-то документы.
РБК-Украина: Но может они просто выходили с ними, к примеру, пиво попить.
Александр Квиташвили: Нет. Там были папки. Мы попросили их написать объяснительные, зачем они это сделали.
Они сказали, что нет разницы, где передавать документы - в кабинете или на улице. Тогда вообще освобождайте кабинеты и работайте на улице.
Странно то, что мои пояснения не попали в акт проверки, а вот руководителя фонда "Пациенты Украины" Дмитрия Шерембея попала обширная статья.
РБК-Украина: Но он вместе со своими коллегами будет проводить в Одесской области у Михаила Саакашвили реформу здравоохранения.
Александр Квиташвили: Good luck, Саакашвили!
РБК-Украина: Но они, наверное, как-то должны скоординировать с вами реформу?
Александра Квиташвили: Я не знаю, что они там собираются делать. Было время, когда мы работали вместе по развитию реформ здравоохранения в экспертной группе в прошлом году. Но что они делают в Одессе, я не знаю.
РБК-Украина: Они могут самостоятельно без Минздрава проводить реформу?
Александр Квиташвили: Область может до какого-то уровня ее проводить. К примеру, прежний руководитель областного управления здравоохранения недавно мне презентовал хорошие идеи по реформированию хирургии в регионе.
РБК-Украина: Вы говорили с Арсением Яценюком относительно результатов этой проверки? Он хочет вас уволить? Павленко? Он поддерживает вашу работу? Какую-то конкретику с ним обсуждали по этой проверке?
Александр Квиташвили: Он меня поддерживает. Не могу понять, откуда в некоторых СМИ муссируется вопрос о том, что у меня с ним какой-то конфликт. У меня с ним с начала декабря прошлого года, то есть с начала моей каденции на посту министра, не было даже намека на конфликт.
Нет никаких проблем. Все решалось в рабочем порядке. У меня с ним прямая связь. Если есть какая-то проблема, то находим ее решение.
Когда мы говорили о моей отставке, его позиция была следующая - если я так решил, то он ее поддерживает. Но какие-то инициативы надо довести до конца.
Но я не знаю, ищет ли кто-то мне замену. С другой стороны, весь август Верховная Рада отдыхала.
РБК-Украина: С Петром Порошенко обсуждали возможность Вашей отставки? С Юрием Луценко? С Игорем Кононенко?
Александр Квиташвили: С Игорем (Кононенко, первый замглавы фракции "Блока Петра Порошенко" (БПП) в Раде, - РБК-Украина) я не знаком - общался только на уровне рукопожатий.
С Юрием Луценко (глава фракции БПП в Раде, - РБК-Украина) я разговаривал во время Нацсовета по реформам, но не по теме моего увольнения.
С Администрацией Президента я тоже в нормальных отношениях.
Вся история с моей отставкой была очень быстрой - и их заявления, и моя реакция. Сейчас все успокоились.
РБК-Украина: Не видите разногласия? Вы пришли в Кабмин от БПП, а теперь эта фракция хочет вашего увольнения. Вместе с тем вас поддерживает "Народный фронт" Арсения Яценюка. Логическая связь где-то нарушена.
Александр Квиташвили: Вообще очень сложно разобраться в коалиции. Но это нормальный процесс.
С Президентом после подачи мною заявления об отставке, я не общался. Не было возможности.
РБК-Украина: Но заявление об отставке вы писали на имя спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана?
Александр Квиташвили: На имя и Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана. Есть два варианта моей отставки - или сама Верховная Рада может проголосовать, или она должна проголосовать, если есть представление Кабмина.
РБК-Украина: Не хотите отозвать свое заявление?
Александр Квиташвили: Нет, ни в коем случае.
РБК-Украина: Хочу задать еще несколько вопросов по претензиям, которые содержатся в акте проверки. Почему Минздрав не объявлял конкурс на замещение вакантных должностей в структуре министерства?
Александр Квиташвили: Это неправда, потому что конкурсы проводились.
В Украине работает кодекс о труде от 1963 года. По этому кодексу увольнять и нанимать сотрудников надо три месяца.
Причем, увольнять можно и год. У нас есть товарищи, которые увольняются год - выходят на один день, а потом снова уходят на больничный.
Согласно этому кодексу, для проведения конкурса нам необходимо в общей сложности три месяца. Когда мы делали реорганизацию в Минздраве, мы брали людей из структуры министерства - снизу поднимали вверх.
Снаружи никого не приводили за небольшим исключением. Но на все основные должности мы объявляли конкурсы.
РБК-Украина: К примеру, в акте указано, что один сотрудник проходил стажировку только три дня для того, чтобы работать на новой должности. Почему так происходило?
Александр Квиташвили: Потому что он здесь работает. Это абсолютный идиотизм, по которому мы все работаем.
Приведу простой условный пример. К примеру, в структуре ведомства единый финансово-экономический департамент разделяют отдельно на финансовый и экономический департаменты. Для того, чтобы люди из прежнего единого департамента работали в новых департаментах с новыми названиями, но фактически с прежними функциями, они должны пройти стажировку.
Это так написано. Я серьезно. Я не шучу. Я не мог понять, что такое стажировка. Это формальность, которую просто надо убирать.
РБК-Украина: Вопрос по поводу реестра цен. Почему задерживалась в Минздраве регистрация цен на препараты, которые потом можно закупать медучреждениям?
Александр Квиташвили: Ценообразование на лекарства в стране - это отдельная тема-катастрофа. Этим занимается не только Минздрав, но еще и Минэкономразвития.
Но не в этом дело. Задержки с регистрацией цен коснулись только примерно 10% от препаратов, которые должны проходить эту процедуру. Не на 90% или 94%.
Мы разработали новый проект постановления Кабмина, который убирает государственное декларирование оптово-отпускных цен и переводит формирование цен к референтному ценообразованию. Сейчас этот проект проходит согласование в заинтересованных ведомствах.
Многие инициативы, которые мы сейчас проводили, разрабатываем по ним проекты документов, никто никогда не предлагал. Но для того, чтобы принять наши инициативы, три министерства должны согласовать с нами абсолютно все тексты наших предложений - Минфин, Минэкономразвития и Минюст.
Если кто-то из них решит, что они фундаментально с чем-то не согласны, процесс начинается заново.
Но к концу всего этого еще документы проходят через юристов секретариата Кабмина. Они тоже могут что-то там найти.
Это не только Минздрав сталкивается c такой пирамидой, а все другие министерства.
РБК-Украина: Но кто-то же должен инициировать в стране изменение этой бюрократической процедуры?
Александр Квиташвили: Да, это уже инициировано. Готовится изменение регламента Кабмина.
РБК-Украина: В акте проверки указано, что Александра Павленко просила предоставить ей регистрационные досье на регистрируемые или перерегистрируемые препараты. Но по законодательству эти документы нельзя передавать никому, кроме сотрудников "Государственного экспертного центра".
Александр Квиташвили: Это неправда. До Александры Павленко регистрацией занимался я. Когда я ставлю подпись под регистрируемыми препаратами, я отвечаю за это.
В Минздрав есть фармуправление, которое может переспросить и перепроверить. Мы не хотим сидеть в тюрьме, поэтому подходили к вопросу регистрации скрупулезно. Поэтому Александра Павленко просила фармуправление перепроверить.
Но это не приводило к задержкам при регистрации или перерегистрации. Это абсолютно выдуманная история.
В январе эту процедуру прошло более 600 лекарств, в феврале - больше. В общем, суммарно за первые пять месяцев было зарегистрировано или перерегистрировано порядка шести тысяч препаратов.
РБК-Украина: Но в акте больше выдвигаются претензии к тому, что Александре Павленко не подчинялось фармуправление и она не имела права доступа к регистрационным досье.
Александр Квиташвили: К регистрационному досье доступа не имеет никто, кроме сотрудников "Государственного экспертного центра".
Если кто-то думает, что это одна бумажка, то он ошибаются. Это целая коробка. Это технические документы, это как китайский календарь.
Мы не получали эти досье, это невозможно.
РБК-Украина: Кроме того, в акте указано, что Минздрав не проводил закупки с января по июнь. Почему?
Александр Квиташвили: Начало торгов было задержано, потому что мы не хотели работать по схемам Януковича. Мы убрали барьеры, которые ранее искусственно сдерживали участие в тендерах многих компаний. Мы это все расчистили.
В прошлом году для подготовки торгов были проведены в Минздраве 500 заседаний специальных групп. Поэтому торги прошли только в декабре.
Торги начались на прошлой неделе по пяти программам. Первые предложения будут раскрыты в конце этого месяца.
Кроме того, по нескольким программам лекарства мы будем закупать у международных организаций.
Мы поменяли номенклатуру закупаемых препаратов, чтобы не было прецедентов, когда, к примеру, некоторые вакцины закупается с избытком, а при этом другие препараты не закупаются несколько лет. Кроме того, мы внесли в номенклатуру новые современные препараты.
Кроме того, задержка связана с тем, что закон о закупках лекарств у международных организаций вступил в силу только в конце апреля.
Но тут мы столкнулись с другой проблемой - эти международные организации не имеют права участвовать в торгах Минздрава, согласно их правилам. Им запрещено участвовать в таких тендерах.
Если бы это было разрешено, то они бы просто участвовали в наших торгах. Из-за этого нам необходимо было разработать несколько дополнительных актов, которые позволили бы начать закупки у этих международных организаций.
Сейчас мы заканчиваем подготовку рамочного соглашения с некоторыми международными организациями по закупке препаратов по семи программам, включая вакцины, в частности с "Программой развития ООН", Unicef. Я думаю, что до конца августа мы их подпишем.
В Грузии мы переходили на закупку у международных организаций полтора года-почти два года, в Украине мы это сделали за восемь месяцев. Я думаю, что это хорошо.
РБК-Украина: Когда международные организации могут поставить в Украину первые лекарства?
Александр Квиташвили: Это будет происходить по-разному. К примеру, по некоторым лекарствам у них есть запасы, поэтому они могут очень быстро их поставить. Насколько я знаю, такая же ситуация с антиретровирусными препаратами. Но есть некоторые препараты, которые необходимо заказывать.
Но почему я всегда хотел начать закупать лекарства у международных организаций? Они работают по другой системе, потому что у них есть многолетние договора с производителями, они хорошо рассчитывают потребности на два-три года и у них всегда есть какой-то запас лекарств.
РБК-Украина: Кроме того, вам выдвигают претензию в том, что вы, чтобы не допустить дефицита лекарств в этому году, могли закупить у победителей прошлогодних тендеров еще по 20% лекарств, но не сделали этого. Почему?
Александр Квиташвили: Потому что меня посадили бы. Вся тендерная процедура завершилась в прошлом году 29 декабря. 30 декабря надо было заключить договора о закупке 20% лекарств? Или 31?
РБК-Украина: В январе текущего года нельзя было сделать?
Александр Квиташвили: Нет. Если бы я в январе подписал документы задним числом, то это было бы преступлением.
РБК-Украина: Проверка вменила Минздраву неэффективную организацию лечения украинцев заграницей. К примеру, из-за непроведения тендера на закупку банковских услуг не была проведена оплата лечения 17 пациентов. Как такое могло произойти?
Александр Квиташвили: Что за идиотизм? Откуда это взялось?
В феврале мы получили деньги на лечение двух человек - и сразу же отправили их на лечение. Потом деньги получили в конце апреля - начале мая, в результате заплатили и отправили на лечение еще 17 человек и так далее.
Также кощунственно спекулировать на смертях тяжело больных украинцев. Комиссия, которая проводила проверку, получила письмо из Минздрава, в котором указано, что 17 человек уже прошли лечение, 32 на подходе и сняты с учета 6.
Народные депутаты начали говорить, что из-за того, что мы не отправили на лечение, умерли эти шесть человек. Но это они были исключены из списка в этом году, а умерли в прошлом году или в начале этого.
РБК-Украина: Кроме того, Минздраву выдвигают обвинение, что, несмотря на выделенное финансирование для лечения за границей воинов АТО, министерство не отправило их на лечение. Почему так произошло?
Александр Квиташвили: Деньги на реабилитацию и лечение воинов АТО есть у Минобороны. И они отправляются на лечение по линии Минобороны. Это миф, что воины АТО не лечатся.
Кроме того, в мае, после лоббирования нардепа Оксаны Корчинской, без нашего согласия, нам было выделено из госбюджета 150 млн грн для лечения за границей воинов АТО. Но эти деньги попали в программу лечения всех украинцев за границей, а не отдельно для бойцов АТО.
У нас не было нормативной регуляции как разделить обычных украинцев и воинов АТО. Эту проблему мы сейчас решили совместно с Минобороны.
Кроме того, у нас не было ни одного заявление от военных АТО для лечения. Ведь все знали, что они лечатся через Минобороны.
Беседовал Дмитрий Уляницкий