После смены власти в 2014 году принято считать, что иностранная помощь украинским реформам выросла в геометрической прогрессии. Представители украинской власти не перестают говорить о полном взаимопонимании с западными партнерами и рациональном использовании внешней помощи. Как кредитов и прямых инвестиций, так и средств от проектов международной технической помощи (МТП). В ответ на запрос РБК-Украина министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) поделилось информацией о суммах МТП, которые получала Украина за последние три года. О том, что такое МТП, от каких стран и на какие проекты направлялось финансирование, а также в чем тут политическая составляющая - в материале РБК-Украина.
МТП - это не прямые инвестиции, а оказание консультативных услуг и экспертная помощь в проведении реформ. По данным МЭРТ, в среднем, за последние три года украинское правительство получало 1 млрд долларов международной технической помощи ежегодно. В 2014-м - 1,061 млрд, в 2015-м - 975 миллионов; в 2016-м - 1,245 млрд.
Еще 869 миллионов долларов Кабмин планирует получить в нынешнем 2017 году. Главными донорами Украины в течение всего периода были США, Еврокомиссия и ООН.
В 2014 году США выделили Украине 340 млн. долларов, в 2015 году - 334 млн, в 2016 году - 513. В 2017 году, согласно планам Кабмина и договоренностям с американскими партнерами, США должны выделить Украине 294 млн долларов.
Еврокомиссия за аналогичные периоды профинансировала проекты по реформам в Украине на 437, 247 и 326 млн долларов, соответственно.
Прямая помощь от ООН - 53, 152, 202 млн долларов соответственно за указанные года. Значительная сумма средств на реформы в Украине поступала также от Канады, Великобритании, Германии, Швейцарии и Швеции.
США: В рамках финансирования реформ правоохранительного сектора Украины правительству было выделено более 46 млн долларов. Из них действующих на данный момент проектов на сумму более 24,7 млн долларов. На реформу патрульной службы МВД предусмотрено 15 млн долларов, Государственной пограничной службы - 3,4 млн долларов, Национальной полиции - 5 млн долларов, развитие антикоррупционных органов (НАБУ и САП) - 1,1 млн долларов и прочее.
Еврокомиссия: по данным МЭРТ, в 2016 году было направленно 104 млн евро на реформирование государственного управления; 97 млн евро - на децентрализацию (в частности, функционирование 600 Центров предоставления административных услуг); 29,7 млн евро - на поддержку имплементации Соглашения об ассоциации (в 2015 году было выделено 15,3 млн евро) и 16 млн евро - на борьбу с коррупцией.
Евросоюз: Также в 2016 году Украина от ЕС получила 109 млн евро на финансирование государственного бюджета и реформ правительства. Правда практика финансирования ЕС бюджета Украины была основана еще в 2014 году. Тогда было подписано соглашение о финансировании контракта по развитию государства (State Building Contract) в объеме 355 млн евро. В рамках программы уже было получено 305 млн евро.
В 2015 году ЕС выделил около 55 млн евро на реформы в секторе малого и среднего бизнеса: для повышения способности Минэкономразвития в разработке и совершенствовании законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, содействие участию Украины в программах ЕС "Конкурентоспособность малых и средних предприятий" и "Горизонт-2020", создание при поддержке Европейского банка реконструкции и развития Центров поддержки бизнеса по меньшей мере в 15 регионах Украины.
Насколько эффективно используются средства от МТП украинским правительством? Действительно ли ситуация с помощью Запада Украине кардинально улучшилась в последние годы, как об этом рапортует власть?
Исполнительный директор Transparency International Ukraine Ярослав Юрчишин рассказал РБК-Украина, что в Украине сегодня нет объективных критериев для того, чтобы сказать, насколько эффективно используется помощь иностранных инвесторов. "У нас до недавнего времени не было даже сводного реестра материально-технической помощи, то есть, государство в принципе даже не ориентировалось, кто на какие нужды дает средства", - сказал Юрчишин.
"Сейчас эта ситуация несколько исправилась, и даже Европейский суд аудиторов сказал, что если в 2013-м материально-техническая помощь использовалась неэффективно и очень часто не по целевому назначению, то сейчас эта ситуация улучшилась. Но до сих пор не хватает четких критериев, которые бы говорили, эффективно или неэффективно используется международная техническая помощь", - добавил он.
Говорить о том, увеличился ли объем помощи в абсолютных цифрах по сравнению с периодом до революции достаточно сложно, учитывая тот факт, что до 2014 года соответствующая информация была закрытой.
По данным европейских партнеров, суммы финансирования действительно выросли. Однако эксперты считают, что в случае, когда правительство не демонстрирует четкие результаты в проведении реформ, такое финансирование существенно сократится.
Заручаться внешней поддержкой не стыдно - без этого украинские реформы были бы просто невозможными, считает народный депутат от БПП Светлана Залищук. "Реформы - очень затратное дело. В украинских реалиях очень показательно, что та же реформа полиции была чрезвычайно дорогой - обучение новых сотрудников, их прием на работу, проведение конкурсов, форма - это все очень затратные вещи. И эти реформы удалась только потому, что были деньги от американских и канадских партнеров", - сказала Залищук РБК-Украина.
Залищук отмечает, что на самом деле проблемой является неумение и нежелание органов государственной власти работать с донорскими средствами, из-за чего на выходе государство аккумулирует только 30 процентов грантовых средств, а остальные вынуждены возвращать или даже платить штрафные санкции за их неиспользование.
Другая проблема, что на самом деле по разным оценкам, в случае финансирования того или иного проекта, сам проект получает от 30 до 60 процентов. Остальные деньги тратится на финансирование офисов грантодателей, оплату труда иностранных консультантов и так далее, сказал РБК-Украина народный депутат от Радикальной партии Игорь Попов.
"Классическая схема международной технической помощи - это "70 на 30". То есть минимум 70 (процентов средств, - ред.) возвращается в ту страну, которая ее предоставляет. В виде зарплат экспертов, логистику, собственное обеспечения", - говорит Попов.
"Например, открывается красивый офис в Киеве на 500 квадратов, там сидит 50 человек персонала с хорошими зарплатами, заказываются дорогие консультанты", - добавляет он.
Международная техническая помощь от Запада имеет двойное дно, говорят источники в Верховной Раде. Очень часто под видом помощи западные лоббисты отстаивают свои личные интересы в Украине. По словам одного из народных депутатов, который пожелал остаться неназванным, предоставления международной технической помощи - это бизнес, который позволяет всем сторонам заработать свои дивиденды и возможность для заинтересованных сторон собрать необходимую информацию. Ведь в случае реализации проектов международные партнеры получают доступ к данным ограниченного пользования.
"Это отдельный вид бизнеса. Это контроль, присутствие и сбор стратегической информации со стороны иностранных правительств и международных организаций для влияния на политические решения. Например, одна организация собирает полную информацию о рынке земли, кадастрах и возможных ценах на землю. Так как к этой информации имеют доступ, прежде всего, три транснациональные корпорации, которые собираются здесь расширять банк земли. Другая организация собирает информацию о коррупционных потоках, бенефициарах", - объясняет собеседник РБК-Украина в парламенте.
В комментарии РБК-Украина бывший директор департамента координации международной помощи и сотрудничества с международными финансовыми организациями МЭРТ Елена Трегуб назвала три основные проблемы украинской власти в работе з международной технической помощью. Это институциональная несостоятельность государства работать с проектами международной помощи, недостаточная прозрачность использования средств и отсутствие работы по оценке эффективности проектов.
"Иностранные государства должны прийти к правительству Украины и спросить, куда давать деньги и как эффективно будут они использоваться в Украине. Поскольку наше государство не в состоянии, то они уже перестали приходить к нам и спрашивать. Поэтому многие проекты делаются в отрыве от приоритетов нашего государства", - сказала Трегуб.
Международные организации и другие страны пока не готовы вкладывать реальные средства в виде инвестиционной помощи в развитие конкретных вопросов. Запад готов лишь передавать свой опыт в виде консультаций. Причем большинство средств из таких проектов осваивается на зарплату своим же иностранным консультантам.
"Каждая страна имеет свои интересы. Если вы смотрите на проект, то он, как правило, заключается в раздаче денег на зарплаты экспертам и консультантам. Вот это и есть техническая помощь. Результаты они могут написать, какие хотите - что все люди стали счастливы. Им главное отчитаться на Брюссель и Вашингтон, что они хорошо использовали деньги. А изменили ли они Украину, принес ли тот или иной проект пользу для Украины - это уже никто не спрашивает", - добавила она.