Порог Верховной Рады Украины VI созыва перешагнуло немало бывших журналистов, редакторов и продюсеров. Подобно нынешним кандидатам в нардепы родом из журналистики (см. статью «Микрофон в обмен на депутатский значок»), в далеком 2007 году на выборы они шли, полны высоких начинаний. Впрочем, в парламенте все оказалось не так просто. Как вчерашние журналисты показали себя, став нардепами, удалось ли им сплотиться в журналистское лобби, какие законопроекты они предлагали и какие смогли провести до конца?
Порог Верховной Рады Украины VI созыва перешагнуло немало бывших журналистов, редакторов и продюсеров. Подобно нынешним кандидатам в нардепы родом из журналистики (см. статью «Микрофон в обмен на депутатский значок»), в далеком 2007 году на выборы они шли, полны высоких начинаний. Впрочем, в парламенте все оказалось не так просто. Как вчерашние журналисты показали себя, став нардепами, удалось ли им сплотиться в журналистское лобби, какие законопроекты они предлагали и какие смогли провести до конца?
Кто есть кто
Практически все партии и блоки, прошедшие в парламент VI созыва, привели за собой по несколько журналистов, а некоторые и целую команду. Больше всего журналистов (по 5) пришли в Раду в составе фракций "Наша Украина - Народная самооборона" и Партии регионов. Но, в отличие от ПР, все журналисты НУ-НС остались с фракцией до конца. Итак, по списку. Владимир Арьев, успевший поработать на главных каналах страны, запомнился как автор программы журналистских расследований "Закрытая зона" (его одноименный продюсерский центр существует до сих пор). Ольга Герасимьюк и Ирина Геращенко сделали карьеру тележурналиста на каналах-конкурентах, но это не помешало им создать в Раде тандем. Правда, Геращенко пришла в политику не напрямик с ТВ, а через пресс-службу Виктора Ющенко. Долгожитель Верховной Рады Украины Ярослав Кендзер, который пробыл народным депутатом всех созывов ВР, выдавал в свое время нелегальный в СССР журнал "Український вісник", а в конце 90-х работал редактором газеты "Час". И, наконец, генеральный продюсер 5 канала Юрий Стець, который занимает эту должность до сих пор. Сюда же при желании можно отнести историка по специальности Тараса Стецькива, который хоть и не был никогда журналистом, но возглавлял Национальную телекомпанию Украины в 2005 году, а в Раде занимался преимущественно вопросами топливно-энергетического комплекса.
Партия регионов на входе насчитывала пять журналистов, на выходе - три. Бывший коллега Кендзера в "Українському віснику" и "Часі" Тарас Чорновил покинул фракцию ПР по собственному желанию, а экс-редактор киевского бюро "Радио Свобода" Анна Герман - по долгу службы (перешла работать на соседнюю улицу Банковую). Зато отработала за двоих Елена Бондаренко, бывший пресс-секретарь Бориса Колесникова и тележурналист. Тихо и незаметно просидел в комитете по свободе слова и информации бывший шеф-редактор газеты и владелец ТРК "Тернополь" "регионал" Орест Муц, отрекшийся от ПР на нынешних выборах. На счету Муца всего один представленный законопроект. В рядах ПР есть и свой бывший продюсер - Алексей Федун, который возглавлял СТБ в 2000-2004 гг.
Во фракции Юлии Тимошенко оказались четыре бывших журналиста, правда, один из них, Олег Ляшко, выбыл из фракции с громким скандалом. Именно скандалами этот нардеп и запомнился, а вот о его журналистском прошлом мало кто знает. Между тем, Ляшко прошел тернистый путь от корреспондента киевской газеты "Молодая гвардия" до главного редактора общественно-политического издания "Свобода". Другие "бютовцы"-журналисты тоже приобрели в Раде громкую славу: Андрей Шевченко как активный лоббист медийных законопроектов (возглавлял несколько лет профильный комитет) и Виктор Уколов как один из героев истории о депутатах-педофилах. И только Степан Курпиль, бывший редактор львовской газеты "Высокий замок", был единственным журналистом в БЮТ, который скромно остался в тени.
Вместе с КПУ в Раду пришли трое бывших работников журналистского цеха. Адам Мартынюк, который редактировал партийную газету "Коммунист", депутат нескольких созывов Александр Голуб (был в свое время корреспондентом "Правды") и главный редактор газеты "Киевский вестник" Светлана Шмелева. Во фракции Народной партии спикера ВР Владимира Литвина есть много агрономов и ни одного журналиста.
Свояк свояка видит издалека
Депутаты с журналистским прошлым занимаются в парламенте разными делами и предлагают разные законы. Однако преимущественно их интересы вращаются вокруг медийного, социального и антикоррупционного законодательства. По традиции бывшие журналисты, редакторы и продюсеры объединяются вокруг комитета по свободе слова и информации. Помимо этого профильного комитета, их можно встретить в комитетах по евроинтеграции, иностранным делам, социальной политике, культуре и духовности, борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Именно комитет по свободе слова и информации реагирует на нарушения прав украинских журналистов и следит за свободой слова в стране. За последние 5 лет деятельности ВР комитет возглавляли три депутата - Анна Герман (ПР), Андрей Шевченко (БЮТ), Юрий Стець (НУ-НС). Сейчас все члены этого комитета - бывшие журналисты за исключением экс-директора завода Владимира Ландика. Комитет представляет в парламенте интересы журналистов, ведь в его компетенции относится отмена проверок СМИ во время избирательной кампании, создание комиссий по расследованию случаев цензуры или нападений на журналистов. В последний раз члены этого комитета заступились за украинские СМИ перед президентом, премьером и генпрокурором в конце августа, отправив запрос о грубом давлении на LB.ua, ТВi и "Змиевский курьер".
Однако ошибкой было бы считать, что за свободу слова и права журналистов в парламенте болеют только их бывшие коллеги. Много законопроектов в этой области вносили и депутаты совсем другой специальности. Так, среди четырех авторов постановления об обеспечении беспрепятственной деятельности СМИ в передвыборный период 2012 года было только два бывших журналиста - "бютовцы" Виктор Уколов и Степан Курпиль (впрочем, еще одному соавтору постановления, бывшему пиарщику Елене Кондратюк, СМИ тоже не чужды - ее муж Александр Богуцкий возглавляет канал ICTV). Можно вспомнить и законопроект об усилении гарантий свободы слова в Украине, который зарегистрировал в свое время Арсений Яценюк. Проект так и остался проектом, а жаль, так как имел целью ввести юридическую ответственность за цензуру, незаконный запрет (в т.ч. судебный) массовых собраний, связанных со свободой слова, и провозглашал принцип неприкосновенности журналистов при исполнении профессиональных обязанностей . Законодательную инициативу с подобным названием и содержанием регистрировала и Кондратюк. Законопроект «О защите профессиональной деятельности журналистов» внес в Раду меньше месяца назад и юрист Николай Катеринчук.
Время собирать камни
На фоне многих нереализованных инициатив в области свободы слова едва ли не самым большим достижением журналистов в ВР считается закон о доступе к публичной информации, автором которого стал бывший председатель комитета по свободе слова и информации Андрей Шевченко. Соответствующий законопроект дождался окончательного принятия лишь в 2011 г., через 2,5 года после регистрации. Как известно, закон сделал открытой большую часть информации, надежно скрытой за стенами государственных органов власти. Правда, по словам самого Шевченко, для того, чтобы закон заработал в полную силу, необходимо принять еще 57 законопроектов.
Благодаря двум бывшим журналистам (Бондаренко, Стець) и Ландику в законе об информации осовременили устаревшее определение термина, написанное в доинтернетные времена.
Вообще мало активную в законодательном плане коммунистку Светлану Шмелеву можно поблагодарить за закон о защите от выселения помещений государственных и коммунальных СМИ, типографий, издательств, книжных магазинов и творческих союзов. ВР приняла закон в мае 2010 года через полгода после нашумевшей истории с продажей книжного магазина "Сяйво" в центре Киева. (Интересно, что аналогичный законопроект "бютовец" Уколов подавал еще в начале 2009 года, но его отклонили.) Не прошло и года после того, как "Сяйво" усилиями общественных активистов вернули в собственность города, и прекратил свое существование книжный магазин "Знание" на Крещатике, который продали частному лицу. И закон не спас.
По мнению медиаэкспертов, за 5 лет журналисты не дождались от Верховной Рады внимания и уважения. "Я не наблюдал значительных успехов в деятельности Верховной Рады Украины VI созыва в регулировании свободы слова и прав журналистов", - заявил директор МОО «Интерньюс-Украина» Константин Квурт. Впрочем, по мнению эксперта, большое количество депутатов-журналистов в ВР положительно влияет на политическую культуру парламента, и это скорее хорошо, чем плохо. Эксперт также напомнил, что никто из журналистов не стал "тушкой" (как известно, оставили свою фракцию в ВР только Ляшко и Чорновил, став внефракционными). Кроме того, из БЮТ перешел в ПР совладелец М1 и президент "Таврийских игр" Николай Баграев.
Экс-журналисты, конечно, не ограничивали свое законотворчество свободой слова и медиарынком, а по возможности делали свой скромный вклад всюду. Напомним, из 13 авторов закона о запрете рекламы табачных изделий четверо пришли в политику из журналистики (Голуб, Ляшко, Бондаренко, Шевченко). "Нунсовец" Арьев вместе с двумя депутатами сумел провести антикоррупционный закон, который закрепил на законодательном уровне независимость спецподразделений по борьбе с организованной преступностью от внешнего влияния. Коммунист Голуб показал себя в Раде VI созыва как ярый защитник природы Украины. На счету депутата - принятые законы об охране редких видов животных и растений, заповедного фонда, наказании браконьеров. Еще больше Голуб хотел защитить, но не дали: животных - от жестокого обращения, зеленые насаждения в городах и селах, пострадавших от ОУН и УПА граждан Украины, а также авторские права. Не успел он также внести в список охотничьих животных шакала и ввести безлимитный диагностический отстрел волка и енотовидной собаки. Но, очевидно, все впереди, ведь Голуб нацелился идти в парламент на свой пятый срок.
Благие намерения: общественное телевидение, разгосударствление СМИ, наказание за цензуру
Надо признать, что за 5 лет существования ВР VI созыва старые болячки украинского информационного пространства так и не удалось вылечить. В частности, не были приняты поправки в закон об общественном телевидении в Украине, не удалось ввести ответственность за цензуру и начать разгосударствление СМИ (по словам Шевченко, в Украине насчитывается около 700 газет и журналов государственной или коммунальной форм собственности).
Протянуть законопроект об общественном ТВ и радио в парламенте 2007-2012 гг. пытались не один раз. Самым большим лоббистом этого вопроса был Андрей Шевченко. Косвенно этому должен был способствовать, в частности, его законопроект об уменьшении полномочий и влияния Национальных теле-и радиокомпаний Украины за счет создания наблюдательного совета из числа общественных организаций. Напомним, Закон "О системе общественного телевидения и радиовещания Украины" был принят еще в 1997 году при президенте Леониде Кучме, но с тех пор так и не заработал. В 2005 г. на базе Национальной телекомпании Украины планировалось создать независимый канал, но дальше планов дело не пошло. В ВР VI созыва проект новой редакции закона об общественном ТВ вносили на рассмотрение дважды (первый в 2009 году зарегистрировал Шевченко, второй в 2010 г. - Шевченко совместно с Евгением Сусловым и Владиславом Каськивым). Первому законопроекту не хватило 4 голосов, чтобы быть принятым за основу, а рассмотрение второго отложили на неопределенное время. Между тем, законопроект об общественном ТВ и радио подготовило в этом году правительство (соответствующий проект закона утвердили 17 октября 2012 г.). Возможно, точку в эпопее с общественным вещанием удастся поставить новому призыву журналистов в ВР. "Надеяться на то, что закон об общественном телевидении будет принят при действующей власти, наивно. А если его и примут, то выберут худший проект из всех предложенных и настоящее общественное ТВ все равно не сделают", - считает Квурт. По словам эксперта, формирование общественного телевидения является следствием не законов, а высокой политической культуры политиков и общества в целом. "Мы адаптировали в 90-х годах большинство наших законов к европейским стандартам. Мы стали от этого жить по-европейски?", - резюмировал Квурт.
Немало других замечательных инициатив нардепов-журналистов остались на бумаге. Например, Геращенко и Герасимьюк предлагали предоставить журналистам печатных СМИ больше возможностей влиять на редакционную политику, чтобы ограничить произвол владельца. Уколов пытался законодательно защитить журналистов от умышленного проникновения в их компьютеры со стороны владельцев изданий, но отозвал свой законопроект. Ничем также завершилась совместная законодательная инициатива Елены Бондаренко, Уколова и Абдуллина об упрощении регистрации для печатных СМИ. Имея такой закон, Украина могла бы приблизиться к европейской практике, где большинство СМИ регистрируются путем уведомления, а не ждут разрешение, как у нас. Впрочем, законопроект даже не включили в повестку дня.
Сняли с рассмотрения и проект о налоговых каникулах для радиостанций с большой долей украинского контента. Не помогло даже присутствие среди авторов "регионалки" Бондаренко, которая провела перед тем законопроект об отмене на радио 50%-й квоты для украинских авторов. "Регионал" Орест Муц в начале этого года зарегистрировал свой единственный законопроект, который поставил бы крест на таких каналах, как ТВi, если бы его приняли. Нардеп предложил лишать лицензий те каналы, у которых расторгнут договор с оператором кабельной сети (мол, чтобы частоты не простаивали). Однако проект Муца не получил добро профильного комитета и был направлен на доработку.
Само собой, неудача постигла многие общественно полезные намерения экс-журналистов не только в сфере СМИ. Например, Геращенко и Герасимьюк предлагали ввести ответственность для хозяев собак, выгуливающих своих любимцев без поводка и намордника. А Шевченко, вместе с соратником по фракции Николаем Томенко, почти удалось провести законопроект о запрете производителям пива спонсировать спортивные мероприятия. Но с тяжелой руки коллеги Шевченко по комитету "регионалки" Бондаренко ВР отклонила проект закона, принятый в первом чтении (законопроект не прошел проверки в профильном комитете).
***
Не следует забывать, что парламент, как ни крути, - это командная игра. И чтобы провести там свой законопроект до финишной прямой (принятие во втором чтении) и дальше (подпись президента), мало быть хорошим парнем. Прежде всего, надо иметь команду (читай парламентское большинство). Именно на недостаток поддержки наши герои списывают низкую эффективность своих законодательных инициатив. "Для принятия любого закона нужна не инициатива одного, а желание минимум 226 депутатов. А почему военные в ВР до сих пор не сделали армию контрактной и боеспособной? А почему строители не смогли создать условия для выгодного строительства социального жилья? Проблема не в профессии одного или нескольких депутатов, а в совести и способности парламента в целом ", - считает нардеп НУ-НС Владимир Арьев.
Помнится, журналисты, идущие на выборы в этом году, аргументируют свой выбор необходимостью в действенных инструментах влияния на жизнь. Итак, одно из двух - либо они надеются быть все время с большинством, или ... не в курсе, что их ждет.
Марина Блудшая