Украинское правительство рискует остаться без внешних займов, если не договорится о возобновлении программы финансирования с Международным валютным фондом.
Кабинет министров Владимира Гройсмана заканчивает год с де-факто остановленной программой МВФ, и переносит на 2018 год ряд несогласованных с кредитором вопросов. Дальше договариваться с Фондом станет сложнее, особенно учитывая, что следующий год - предвыборный, и cуществует риск, что реформаторский запал чиновников сменится популистической риторикой. Публично власти уверяют, что в состоянии убедить Фонд продолжить финансирование. Если же это не удастся, Украина рискует остаться не только без денег МВФ, но и других кредиторов, оценивающих прогресс страны по наличию программы Международного валютного фонда. Чем опасен для страны такой сценарий - в материале РБК-Украина.
Девять месяцев Украина не получает средств от Международного валютного фонда. В 2017 году кредитор выделил Киеву всего один млрд долларов, пополнив золотовалютные резервы Национального банка. При этом украинские власти вернули МВФ больше, чем получили - 1,268 млрд долларов. Напомним, совет директоров МВФ одобрил четырехлетнюю программу расширенного финансирования для Украины (EFF) в марте 2015 года на сумму 17,5 млрд долларов, из которых четырьмя траншами наша страна получила 8,7 млрд долларов.
В сентябре министр финансов Александр Данилюк уверенно говорил о планах получить до конца года еще два транша, чтобы уложиться в график по выборке средств от МВФ в 2017 году. И тогда же министр анонсировал приезд миссии Фонда для пересмотра программы. Но никто так и не приехал, если не считать группу экспертов МВФ, которая в ноябре провела в Киеве около недели, изучая проект государственного бюджета на 2018 год.
РБК-Украина ранее писало, что ключевая причина, из-за которой миссия не спешит в Украину - это невыполнение одного из условий меморандума, под которое правительство получило последний транш. Речь идет о пересмотре цены на газ для населения по согласованной с МВФ формуле. С июля власти пытаются переубедить Фонд прописать формулу таким образом, чтобы стоимость газа на отопительный сезон 2018/2019 не менялась. Кредитор, с одной стороны, не откидывает предложения украинской стороны, с другой, готов их обсуждать только после выполнения Украиной действующих обязательств. В неформальных беседах источники РБК-Украина, знакомые с ходом переговоров, говорят, что именно "газовый вопрос" заблокировал переговоры и пересмотр программы. При том, что, помимо цены газа, есть пул других нерешенных вопросов, как, например, создание антикоррупционного суда и изменение законодательства о приватизации.
Несмотря на то, что прогресса в переговорах нет, в Национальном банке считают, что следующий транш от МВФ Украина все же может получить во втором квартале 2018 года. Но это при условии, если в конце января - начале февраля начнется пересмотр программы. Всего в НБУ ожидают в 2018 году два транша объемом до 3,5 млрд долларов.
Министр финансов Александр Данилюк, считает, что есть шанс получить больше, чем два транша, которые ожидают в Нацбанке. "Это вполне реалистично потому, что почти все ключевые условия меморандума уже выполнены. Есть несколько условий, которые еще не выполнены. Это создание антикоррупционного суда, запуск рынка земли, а также несколько других условий, которые абсолютно реалистично внедрить в следующем году", - настаивает министр.
По его словам, ввиду того, что деньги МВФ направляются в резервы Национального банка, то, в первую очередь, это важно для НБУ, в том числе, и для укрепления национальной валюты. "Это не влияет на наши планы заимствований. Мы берем в долг, чтобы финансировать дефицит бюджета. Конечно, есть непрямая связь: если валюта ослабевает, это влияет на показатели бюджета", - сказал он.
И хотя министр финансов уверяет, что транш МВФ не влияет на планы его ведомства по привлечению займов, это не совсем так. Наличие действующей программы с Фондом - сигнал для других кредиторов, что со страной можно работать. По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, если в 2018 году не будет сотрудничества с МВФ, значит, не будет финансового ресурса ни от какой другой международной финансовой институции и европейских структур. "И 1,8 миллиардов евро от Евросоюза, о которых говорят в Украине, также не будут получены", - уверен Устенко. Всего, по оценкам аналитика, потребность во внешнем финансировании на следующий год для Украины составляет около семи миллиардов долларов.
Эти опасения разделяют и в Национальном банке. Прекращение сотрудничества с МВФ - это ключевой макроэкономический риск на ближайшие годы, считают в НБУ. Из декабрьского отчета НБУ о финансовой стабильности следует, что без поддержки МВФ правительству будет крайне сложно рефинансировать более 20 млрд долларов госдолга в 2018-2020 годах. И это без учета пяти миллиардов долларов долгов госкомпаний. "Из вышеупомянутой суммы около трети пойдет на погашение кредитов МВФ, привлеченных по предыдущим программам. Это существенные выплаты, учитывая текущий уровень международных резервов НБУ (18,9 млрд долларов на конец ноября, - ред.) и уровень поступлений по финансовому счету", - поясняют в Нацбанке.
В НБУ также не скрывают, что, медля с возобновлением сотрудничества с МВФ, власти могут остаться без кредитования от других международных финансовых организаций (МФО) и правительств. Ведь зачастую программы разных МФО похожи по своим требованиям к заемщикам. Исключение в каком-то смысле составляет пакет макрофинансовой помощи от Евросоюза. Там прописаны конкретные задачи, под которые страна может получить деньги.
Но, как известно, третий транш от ЕС в размере 600 млн евро в этом году в Украину так и не поступил. Власти "сорвали дедлайн" сразу по нескольким условиям. Среди прочего, правительство так и не договорилось с депутатами о снятии запрета на экспорт леса-кругляка. Кроме того, не была запущена автоматическая проверка электронных деклараций чиновников, не принят закон о кредитном реестре НБУ и не созданы условия для проверки информации и бенефициаров компаний.
В начале декабря президент Петр Порошенко поспешил заявить, что Украина получит от ЕС 1,8 млрд евро по новой программе макрофинансовой помощи. Но, в интервью РБК-Украина глава представительства ЕС в Украине Хюг Мингарелли пояснил, что для принятия такого решения может потребоваться несколько месяцев. "Сотрудничество Украины с МВФ - одно из условий, которое будет связано с возможной программой макрофинансовой помощи ЕС", - заверил РБК-Украина посол.
Заморозка программы МВФ чревата и тем, что инвесторы ухудшат оценку финансовой позиции украинского правительства и, как следствие, это приведет к существенному росту доходности при размещении новых выпусков облигаций или де-факто полному закрытию рынков капитала для Украины, отмечают в Нацбанке.
Правда, Министерство финансов пока не намерено отказываться от планов по выпуску в следующем году еврооблигации на два миллиарда долларов. По словам заместителя министра финансов Юрия Буцы, этот объем может быть скорректирован, если, к примеру, поступит макрофинансовая помощь от ЕС. О сроках и условиях, на которых Минфин потенциально может разместить евробонды, в ведомстве пока говорить не готовы. Но все же в Минфине соглашаются, что выходить на внешние рынки имеет смысл, лишь находясь в программе МВФ. "С точки зрения успешности выпуска, намного целесообразнее делать этот выпуск после очередного пересмотра программы", - пояснил Буца.
Если же пересмотра не будет и МВФ не выделит новый транш в 2018 году, то Украина вряд ли станет размещать евробонды, считает начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке ИК Concorde Capital Юрий Товстенко. "В сентябре нам повезло, и мы вовремя разместили евробонды. Но я очень сомневаюсь в возможности фондироваться на внешних рынках без МВФ. И это далеко не вопрос ставок, что с МВФ мы можем привлечь под 7%, а без МВФ, условно говоря, - под 9%. Если нет программы МВФ, то вопрос у инвесторов становится так, что они просто не работают со страной", - отметил Товстенко.
В Минфине уверяют, что еврооблигации - это не основной приоритет на 2018 год. Как пояснил Юрий Буца, ставку Минфин делает на гривневые облигации. "Мы видим большой интерес иностранных инвесторов. Только с сентября этого года мы получили около 200 миллионов долларов иностранных инвестиций в гривневые облигации", - говорит Буца. По данным НБУ, сейчас нерезиденты владеют гривневыми ОВГЗ на сумму 5,1 млрд гривен при общем портфеле этих бумаг в 605,4 млрд гривен. Львиная доля ОВГЗ на 360,5 млрд гривен сконцентрирована у Национального банка.
И хотя пока портфель ОВГЗ у нерезидентов крайне мал, по словам Буцы, Минфин рассчитывает его существенно увеличить, в том числе, за счет упрощения доступа международным депозитарным системам к украинскому рынку. "Это увеличит объем поступлений и снизит стоимость займов для Минфина", - полагает чиновник.
Спрос на гривневые ОВГЗ со стороны нерезидентов во второй половине года имел точечный характер, говорит Юрий Товстенко. Несмотря на планы Минфина увеличить продажу облигаций нерезидентам, эксперт сомневается, что в следующем году спрос вырастет. И на то есть несколько причин. Во-первых, как отметил Товстенко, Украина остается для нерезидентов в каком-то смысле "прокаженной" страной, в том числе, из-за того, что власти никак не договорятся о пересмотре программы с МВФ. Во-вторых, существует институциональная проблема при покупке ОВГЗ.
"Украинские ОВГЗ не оборачиваются в мировых клиринговых системах Euroclear и Clearstream. Нерезиденту, чтобы купить ОВГЗ, нужно принести кучу документов с мокрыми печатями, перевести документы на украинский язык, завести валюту в страну, потом эту валюту продать на межбанке, открыть счет в ценных бумагах в украинском хранителе, подписать брокерский договор с украинским торговцем. За обмененную гривну нужно купить облигации, а потом, когда бумаги погасятся, нужно пройти валютный контроль в банке, доказывая, что ты имеешь право вывести деньги из Украины", – разъяснил РБК-Украина Товстенко.
Учитывая, что под МВФ подвязаны планы правительства по привлечению средств от других кредиторов, власти как минимум будут вынуждены искать пути для компромисса. Как максимум - уступить Фонду, к примеру, в том же газовом вопросе. И как бы политикам нравились или не нравились требования МВФ, но без давления Фонда власти не мотивированы проводить реформы, отмечает Олег Устенко.
"МВФ может быть той "палкой" или частью механизма, который может выдавить реформы из украинского политического класса. Прежде всего, в тех вопросах, которые касаются борьбы с коррупцией, приватизации, обеспечения верховенства права", - уверен аналитик.
В Нацбанке считают, что Украине вообще пора задуматься о новой программе с МВФ, и начать переговоры по этому поводу еще до завершения нынешней программы в марте 2019 года. "Новая программа позволит не только рефинансировать имеющиеся долги на более благоприятных условиях, но и ускорить темп реформ", - уверены в Нацбанке.
В Минфине это предложение пока оценивают скептически. Александр Данилюк считает, что новую программу с МВФ можно обсуждать, если будет на то время, но не сейчас. "Я не вижу причин, по которым мы в принципе должны сейчас об этом говорить. Нам нужно успешно завершить эту программу. У нас есть определенные условия, которые нам нужно выполнить", - настаивает министр.