Земельная деконцентрация: как Ковальчук пытается переподчинить себе Госгеокадастр
10 ноября 2017 года - день, когда состоялось 27-е заседание Национального совета реформ - может стать новой датой отсчета в земельных отношениях. В результате структура и вертикаль полномочий по распределению земельных ресурсов может кардинально измениться.
Согласно информации нескольких участников заседания, в ходе мероприятия было озвучено предложение передать полномочия по распоряжению землями от Госгеокадастра к районным государственным администрациям, фактически, вернув систему, действовавшую в Украине до 2013 года.
"Это предложение озвучил замглавы парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко. Он заявил, ссылаясь на мнение других членов комитета, что право распоряжаться землями надо отдавать на места. В идеале – объединенным территориальным общинам, но если таковые не созданы, то райгосадминистрациям", - рассказал один из участников заседания.
Объем "рынка" составляет около 10 млн га земель, имеющих сейчас статус госсобственности.
Как следует из презентации на сайте Совета реформ в рамках "деконцентрации" государственные земли предлагается конвертировать в коммунальную собственность, за исключением земель, имеющих особое значение/особый статус – таких не более 5% по всей стране. При этом контроль за выполнением функций по распоряжению землями предлагается возложить на облгосадминистрации, а в части соблюдения требований законодательства по использованию земель, в частности контроля сохранения их качества, передать от Госгеокадастра, менее года назад получившего их от ликвидированной Госсельхозинеспекции, к исполкомам сел и городов.
При этом, по данным одного из приближенных к переговорам чиновника, было предложено еще несколько более мелких новаций. В частности, он заявил, что предлагалось сократить перечень лиц, имеющих право на бесплатное получение земли, его сократили до двух категорий, оставив там сельских учителей и атошников, и запретить перепродажу таких полученных бесплатно участков, но "они меркли на фоне кульбита с полномочиями по распоряжению землями".
Вместе с правом распоряжения землями райадминистрациям передается право государственной регистрации земельных участков и согласование документации по землеустройству – то есть все этапы отведения земель могут быть сосредоточены на уровне РГА.
Также в ходе Совета реформ было поручено обеспечить организацию и финансирование по оцифровке всех данных о землях и внесении 100% информации в Государственный земельный кадастр.
Как заявил во время заседания президент Украины Петр Порошенко, прозрачный и эффективный реестр земли поможет защититься от фальсификаций и рейдерских захватов земельных ресурсов. Президент также обратил внимание на вопрос введения единого реестра.
"Надо ликвидировать двойные реестры, которые являются атмосферой для рейдерских захватов земли. У нас должен быть один реестр", - отметил Порошенко. По его словам, сейчас предлагается, чтобы соответствующий реестр был в Госгеокадастре.
Один из нардепов высказал мнение, что Бакуменко сильно преувеличил, говоря о поддержке членов комитета представленного концепта передачи земель к РГА.
"Да, я всегда выступал за передачу права распоряжаться землями на места, потому что для Госгеокадастра мне трудно найти доброе слово. Но "на места" – это к сельсоветам, где люди реально знают, как нужно распорядиться землей в пользу общины и несут за это ответственность. А райадминистрации под контролем ОГА – это просто экспорт коррупции", - говорит он.
По его данным, Бакуменко только озвучил готовую концепцию, однако ее идеологом был первый замглавы АП Виталий Ковальчук. "Он контролирует РГА и ОГА и заинтересован в усилении их веса", - сказал нардеп.
Стоит отметить, что РГА управляли землями более 10 лет - с 2002 года, когда эти полномочия были отобраны у местных общин и переданы наверх, областным и районным администрациям.
С 1 января 2013 года государство опять трансформировало систему из-за нарастающего хаоса в распоряжении землями и замкнуло полномочия на Госземагенстве для усиления контроля над процессом распоряжения государственной собственностью и большей управляемости этого процесса.
"Достаточно часто районные государственные администрации попадали под влияние разных структур, которые хотели любым способом получить земельные участки сельскохозяйственного назначения", - комментировал ситуацию еще в 2013 году главный юридический советник проекта USAID "АгроИнвест" Павел Кулинич.
Известный факт, что коррупционные проблемы в земельной сфере никуда не исчезли после передачи полномочий по распоряжению землями Госземагенству и трансформации ведомства в 2014 году в Госгеокадастр, но из-за планомерного перекрытия коррупционных лазеек – в частности, запрета на передачу земли в ручном режиме без аукциона - возможности для коррупции существенно сузились.
Следующим шагом должен был быть перевод земельных аукционов в электронный формат и передача полномочий по распоряжению землями на уровень объединенных территориальных общин, но как минимум у части членов аграрного комитета планы изменились.
То, что предложение "деконцентрации" на Совете реформ не экспромт, могут свидетельствовать произошедшие в последний месяц события. Три недели назад глава Васильковской райгосадминистрации Днепропетровской области Сергей Литвинов на Совете регионов в присутствии президента и премьер-министра заявил о "смотрящих", которых якобы приставляет Госгеокадастр к местным органам власти для контроля над их земельными вопросами. Эта реплика стоила должности и.о. главы Госгеокадастра Олегу Цвяху, хотя, несмотря на требование предоставить информацию о таких "смотрящих", райадминистрации не отреагировали.
Параллельно тезис о необходимости передать земельные полномочия на уровень районов пропагандирует проект Валерия Пекаря "Земельна відповідь", которого также связывают с Виталием Ковальчуком.
Результат такой "деконцентрации" - выстраивание "новой старой" системы земельных отношений в стране, с передачей распоряжения землями на уровень района, скорректированной на ослабленные полномочия органов местной власти. Это делает систему земельных отношений менее управляемой, так как почти пять сотен разрозненных РДА невозможно консолидировать априори.
"Люди на местах ничего не выигрывают, коррупция перетекает на средний уровень – вот и весь результат", - говорит эксперт в сфере земельных отношений на условиях анонимности.
При этом предложенную концепцию он называет "сложнопроходимой" и даже влияния Виталия Ковальчука (если он действительно является идеологом ее внедрения) может оказаться недостаточно, чтобы обеспечить 226 голосов.
"Даже в аграрном комитете нет единства, что уж говорить о парламенте. И еще один момент – позиция доноров. Передача полномочий среднему классу чиновников делает запуск рынка земли невозможным, а земельная реформа остается среди требований МВФ", - подчеркнул он.