Чем займется и кому будет подчиняться Нацбюро финансовой безопасности
Команда Петра Порошенко лоббирует создание правоохранительного органа, который заберет на себя функции налоговой милиции, а также часть полномочий СБУ и Национальной полиции.
Уже в следующем году в Украине может начать работу Национальное бюро финансовой безопасности (НБФБ). Законопроект о создании нового ведомства в конце марта в Верховной Раде зарегистрировала группа депутатов, представляющих преимущественно "Блок Петра Порошенко".
Парламентарии предлагают создать на базе Бюро единый правоохранительный орган в сфере борьбы с экономическими преступлениями, забрав соответствующие полномочия у СБУ и Нацполиции, а также окончательно ликвидировав налоговую милицию. Бюро предлагается подчинить президенту, тогда как у Кабинета министров на ведомство не будет никакого влияния. Авторы законопроекта уверяют, что с созданием НБФБ бизнесу можно будет забыть о произволе силовиков и незаконных проверках. Их оппоненты видят риски возрождения налоговой милиции с еще большими полномочиями под контролем главы государства. Подробнее - в материале РБК-Украина.
Президент Петр Порошенко торопит Верховную Раду с принятием закона о Национальном бюро финансовой безопасности (НБФБ). Этот документ в марте в парламент внесла группа депутатов из БПП во главе с главой налогового комитета Рады Ниной Южаниной и главой фракции БПП Артуром Герасимовым. В авторах также значится Руслан Лукьянчук из "Народного фронта", который считается человеком, близким к окружению секретаря СНБО Александра Турчинова.
5 апреля глава государства определил документ как неотложный, призвав депутатов как можно скорее его рассмотреть и принять.
В Раде зарегистрировано два альтернативных законопроекта к этому документу. И это не считая правительственного проекта о Службе финансовых расследований, который в окружении президента в прошлом году не поддержали.
Напомним, Верховная Рада уже третий год не может поставить точку в истории с ликвидацией налоговой милиции и созданием вместо нее нового аналитического ведомства. До последнего времени все депутатские и правительственные законопроекты по этому вопросу либо возвращали авторам, либо их рассмотрение блокировали. Ликвидировать налоговую милицию, которая сейчас находится в составе Государственной фискальной службы, и создать самостоятельный орган - финансовую полицию, депутаты предлагали еще в марте 2016 года.
В том же году Минфин разработал законопроект о Службе финансовых расследований. Ни один из двух документов не имел успеха. Вопрос о создании нового ведомства снова стал актуальным в начале 2017 года, когда депутаты допустили ошибку при изменении Налогового кодекса и случайно исключили из него налоговую милицию, а потом провалили попытку вернуть ее в законное русло.
В Минфине тогда пытались настоять на принятии их проекта о Службе финрасследований, но документ не прошел согласование в Администрации президента. Правительство одобрило минфиновский законопроект в марте 2017 года, однако не стало вносить его в Раду, отправив на согласование в Национальный совет реформ при президенте. Нацсовет документ не поддержал и вернул в Минфин, указав на ряд замечаний, о чем сообщил замглавы АП Дмитрий Шимкив.
Оскільки останні дні я пояснюю дивні тлумачення мого листа до МінФіну щодо законопроекту про СФР, вирішив надати повний...
Опубліковано Dmytro Shymkiv 29 квітня 2017 р.
Министр финансов Александр Данилюк тогда назвал это решение "очередной попыткой саботажа реформы".
Міністерство фінансів отримало урядовий законопроект про створення Служби фінансових розслідувань з негативними...
Опубліковано Олександром Данилюком 29 квітня 2017 р.
Подготовку нового документа президент Порошенко поручил Нине Южаниной.
"Финансовая СБУ"
Что предлагает законопроект Нины Южаниной? Нацбюро финбезопасности - правоохранительный орган, задача которого "выявление и устранение системных угроз в сфере публичных финансов", - следует из пояснительной записки к документу. Бюро, по замыслу авторов, будет иметь и аналитическо-информационное подразделение, и следственно-оперативное. Штат ведомства составит около четырех тысяч человек.
Детективы НБФБ, согласно проекту закона, будут расследовать преступления, начиная от нарушения порядка финансирования политических партий, заканчивая незаконной приватизацией государственного имущества.К подследственности Бюро также хотят отнести дела о незаконном производстве и сбыте подакцизных товаров (алкоголя и табачной продукции), уклонении от уплаты налогов, фиктивном предпринимательстве, манипуляциях на фондовом рынке, фальсификации финансовой отчетности, доведении банка до неплатежеспособности, незаконном использовании инсайдерской информации, подделке ценных бумаг и о многом другом. Примерно аналогичную инициативу год назад предлагал Минфин при создании Службы финансовых расследований.
Документом предлагается предоставить Бюро доступ к большому количеству реестров, содержащих информацию об использовании публичных финансов, данные из реестра избирателей, о банковских счетах юридических и физических лиц, информацию о миграции, а также о пересечении лини разграничения на Донбассе. И это далеко неполный список информации, к которой будет иметь доступ НБФБ.
Также по запросу Бюро банки и предприятия должны будут предоставлять информацию относительно юридических лиц, граждан и их имущества и проведенных банковских операциях. И, что интересно, такие действия НБФБ не требуют согласия физлиц на получение и обработку их персональных данных.
Как пояснил член авторской группы законопроекта Южаниной Вячеслав Некрасов, для работы НБФБ предложена модель "организации правоохранительной деятельности, управляемая аналитикой". "Такая модель дает нам возможность сократить количество контактных мероприятий, которые проводятся в рамках досудебного расследования, в тридцать раз. При этом не теряется эффективность этого органа", - уверяет Некрасов.
Чтобы предотвратить неправомерное давление на бизнес со стороны НБФБ, предусмотрен ряд предохранителей, говорит представитель авторской группы. Из документа следует, что основания для начала уголовного производства по тем статьям, которые относятся к подследственности Бюро, могут возникнуть лишь при наличии аналитического вывода о совершении правонарушения и при неуплате согласованных налоговых обязательств. Другими словами, сначала аналитик должен найти убедительный повод, прежде чем детектив начнет расследование.
Из пояснительной записки к законопроекту Южаниной следует, что создание Бюро будет происходить независимо от того завершится ликвидация налоговой милиции или нет. Вместе с тем, в той же записке указано, что частично будут ограничены полномочия Нацполиции и СБУ в вопросах, связанных с борьбой в сфере экономики.
По словам Вячеслава Некрасова, пока речь идет о поэтапном перебрасывании на Бюро дел, связанных с несистемными преступлениями. "Если мы сейчас перебросим всю подследственность по сфере экономики на этот орган, он не сможет работать. Этот "хлам" его задержит, он не будет заниматься системными преступлениями", - уверен эксперт.
Но, по мнению автора альтернативного законопроекта, народного депутата Андрея Журжия ("Самопомич"), принимая закон, нужно четко указать, что экономические подразделения в СБУ и Нацполиции, а также налоговая милиция ликвидируются. Иначе реформа не будет иметь смысла, уверен депутат. "Дела должны быть закрыты, возможно, с какой-то отсрочкой или переданы новому органу. Сейчас есть риск, что та инициатива, которая была внесена, станет возобновлением работы налоговой милиции. Налоговая милиция фактически получит новый усиленный статус в вертикали власти и, к большому сожалению, для бизнеса ничего не изменится", - предупреждает Журжий.
В Совете бизнес-омбудсмена концептуально поддерживают создание единого правоохранительного органа, который заберет полномочия по расследованию всех экономических преступлений. Но, как отметил инспектор Совета бизнес-омбудсмена Алексей Спивак, важно определить переходной период для передачи всех дел и четкие сроки, чтобы налоговая милиция и другие подразделения, которые борются с экономическими преступлениями, завершили свои дела. "В данной версии законопроекта мы видим, что все эти органы могут существовать параллельно и расследовать уголовные производства, что, возможно, наоборот только увеличит давление на бизнес", - опасается эксперт.
Впрочем, Нина Южанина уверяет, что подобные опасения напрасны. Несмотря на то, что в ее законопроекте нет прямых упоминаний о ликвидации налоговой милиции и экономических подразделений СБУ и Нацполиции, дублирования подследственности НБФБ этими органами не будет, настаивает нардеп. "Ликвидация таких подразделений обеспечена через ряд изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовный кодекс", - говорит она.
Карманная армия
Сотрудники НБФБ, среди прочего, будут иметь право применять физическое влияние, спецсредства и огнестрельное оружие при выполнении служебных обязанностей. В Бюро предусмотрено создать подразделения внутренней безопасности, кибербезопасности и подразделения физической защиты. Последние, к примеру, будут обеспечивать безопасность детективам Бюро во время проведения следственных и оперативно-розыскных действий. Тогда как в альтернативных законопроектах предлагается оставить в новом ведомстве исключительно аналитические подразделения и при необходимости привлекать подразделения Национальной полиции для обеспечения безопасности сотрудников, если таковая потребность возникнет.
Также важен вопрос политического влияния на Бюро. НБФБ должно быть равноудаленным от всех ветвей власти, уверяют авторы документа. Вместе с тем, законопроект о создании НБФБ закладывает явную зависимость ведомства от президента страны. Именно президент будет назначать и увольнять директора Бюро, а отчитываться директор НБФБ будет раз в год и главе государства, и парламенту. Тогда как у Кабмина на него вообще не будет влияния.
Выбирать кандидатуры для утверждения директора НБФБ будет конкурсная комиссия, в которую войдут представители от того же президента, парламента и правительства. Задача комиссии – отобрать троих претендентов, одного из которых утвердит президент. Уволить директора Бюро глава государства сможет только после рассмотрения ежегодного письменного отчета директора НБФБ. Если не уволил, то у директора будет иммунитет до следующего отчета.
Такие полномочия президента противоречат Конституции, говорит эксперт Реанимационного пакета реформ Владимир Петраковский. "Законами полномочия президента не могут расширяться. В законопроекте президент и создает конкурсную комиссию, и обеспечивает ее работу, и делегирует туда своих представителей. Кроме того, президент может уволить директора Бюро. Но никаких критериев не предусмотрено. Что значит, что работа директора не удовлетворительна? Директор в этом смысле будет очень зависимым", - полагает эксперт.
По мнению автора другого альтернативного законопроекта (о создании Финансовой полиции) Татьяны Остриковой ("Самопомич"), новое ведомство вместо налоговой милиции нужно создавать как отдельный центральный орган власти, деятельность которого будет контролировать министр финансов. Подобную модель предлагает Андрей Журжий в своем законопроекте. "Этот орган не должен стать очередным войском того или иного политика. К сожалению, на сегодня правоохранительные органы поделены между политическими силами, которые оказывают влияние на их деятельность", - констатирует Татьяна Острикова.
Кадры решают все
Наряду с полномочиями и подотчетностью Бюро, не менее важные положения законопроекта касаются подбора персонала. Андрей Журжий настаивает, что необходимо запретить участвовать в конкурсе на работу в новом органе всем бывшим сотрудникам налоговой милиции и экономических подразделений СБУ, Нацполиции. "Сто процентов - запрет. Это философская проблема. Мы не имеем права перенести этот опыт, на мой взгляд, глубоко преступный опыт - зарабатывание на бизнесе, в любой новый орган. Если это произойдет, о реформе можно забыть", - уверяет депутат. При этом в законопроекте Южаниной и ее соавторов никаких ограничений, о которых говорит Журжий, нет.
В Минфине, разумеется, проект президентской команды не поддерживают. По словам министра Александра Данилюка, этот законопроект содержит нормы, которые закладывают конфликт между новым Бюро, Национальным антикоррупционным бюро и Государственным бюро расследований. Конфликт, по его мнению, касается расследования коррупционных преступлений в исполнительных органах власти, которыми должны заниматься НАБУ и ГБР.
Дублирование подследственности между органами может ослабить антикоррупционные ведомства, считает министр. Южанина же уверяет, что это не совсем так. "Мы прописали, что НБФБ расследует такое явление, как нарушения, злоупотребления и экономические преступления самим субъектом (к примеру, госорган власти, - ред.), на котором это происходит. В отношении должностных лиц, причастных к этому, - конечно, если этими делами начинает заниматься НАБУ, это - подследственность НАБУ", - заявила депутат.