ua en ru

В зарубежных университетах также есть коррупция, просто с ней борются

В зарубежных университетах также есть коррупция, просто с ней борются Украинские студенты могут и должны использовать лучшие международные методы борьбы с коррупцией в вузах
Єгор Стадний
Єгор Стадний
виконавчий директор Аналітичного центру CEDOS, спеціально для РБК-Україна
Термин "прозрачность" имеет множество различных определений, по нашему мнению, довольно точное определение дал норвежский антикоррупционный центр U4: Прозрачность - это ясность, честность и открытость. Она предусматривает, что государственные служащие, менеджеры и доверенные лица обязаны действовать прозрачно, предсказуемо и понятно.

Термин "прозрачность" имеет множество различных определений, по нашему мнению, довольно точное определение дал норвежский антикоррупционный центр U4: Прозрачность - это ясность, честность и открытость. Она предусматривает, что государственные служащие, менеджеры и доверенные лица обязаны действовать прозрачно, предсказуемо и понятно. Необходимо открыть достаточно информации для того, чтобы другие организации и общественность могли оценить, соблюдены ли процедуры согласно полученных полномочий. Поэтому прозрачность считается непременным элементом подотчетного управления, которое ведет к лучшему применению ресурсов, повышению эффективности и перспектив экономического роста в целом".

Такое определение вполне подходит для сферы образования. Как правило, свободный доступ к информации является необходимым, но не достаточным условием для высшего качества. Ведь эту информацию нужно проверять, а полученные результаты должны служить основанием для санкций или поощрений. Именно поэтому нужен постоянный запрос на прозрачность и защиту своих прав среди участников образовательного процесса.

Собственно, международный опыт показывает, что борьба за прозрачность университетов продолжается во многих странах, независимо от того, насколько они развиты. Часто успех зависит больше от гражданской активности, чем от государственной политики.

Приведем несколько примеров международного опыта борьбы за прозрачность в высшем образовании.

Великобритания

В 2011 году руководителю Лондонской школы экономики и политической науки Говарду Дэвису пришлось уйти в отставку после обнародования информации о благотворительной помощи, которая в течение нескольких лет поступала в университет от фонда семьи Каддафи. Благодаря подобным пожертвованиям тогдашняя власть Ливии строила себе положительный имидж в мире.

Университет был вынужден отказаться от дальнейших пожертвований. Отчет комиссии во главе с главным судьей Англии и Уэльса Гарри Вульфом обнаружил, что Школа не имеет никаких механизмов оценки рисков для принятия решения о благотворительной помощи.

В следующем году университет после широкого обсуждения утвердил свой этический кодекс, определяющий процедуры проверки потенциальных пожертвований и грантов, чтобы в дальнейшем избежать попыток обелить реноме за счет имени Школы.

США

Американские университеты имеют одну из наиболее разветвленных систем кредитования, которая требует от студентов определенного уровня финансовой грамотности и способности сделать расчетливый выбор. Сложность системы часто способствует злоупотреблениям со стороны университетов.

В 2007 году расследование прокуратуры штата Нью-Йорк показало, что ряд университетских менеджеров рекомендовал брать займы не у тех кредиторов, которые предлагают самые выгодные условия, а у тех, с которыми менеджеры имели бизнес-связи как члены их наблюдательных советов или акционеры.

Иногда некоторые американские университеты действуют на грани фола, но вполне легально. Стремясь привлечь как можно больше федерального финансирования, их рекрутеры рекомендуют поступающим брать федеральные займы, несмотря на недостаточный уровень подготовки к обучению в университете.

Больше всего злоупотреблений во время вступительной кампании происходит в университетах, распространяющих недостоверные данные о своих программах. Одним из наиболее популярных критериев, по которым молодые американцы выбирают университеты, является показатель трудоустройства выпускников. Вместе с тем, в силу ряда обстоятельств этот параметр очень часто подвергают критике.

Ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов не существует единого для всех стандартизированного требования для расчета и обнародования этих показателей. Именно поэтому университеты часто могут подавать в аккредитационные организации различных уровней и отраслей данные, очень отличающиеся между собой. Большинство университетов при обнародовании показателей трудоустройства не отмечает, была ли работа найдена в соответствии с предоставленными квалификациями, а также количество выпускников, которые были охвачены мониторингом.

Администрация Президента Барака Обамы уже несколько раз анонсировала разработку единых федеральных стандартов для определенных программ подготовки. Однако они так и не вступили в силу.

Но более эффективными оказались общественные инициативы.

В 2009 году два студента Университета Вандербильта запустили сайт Прозрачность юридических школ, аккумулирующий подробные данные о трудоустройстве выпускников и результаты вступительной кампании. Он помогает сделать более взвешенный выбор ученикам, которые желают учиться на юристов.

Сайт использует данные из отчетов юридических школ к AmericanBarAssociation, которые университеты добровольно предоставляют команде сайта. Кстати, ABA - одна из не многих аккредитационных организаций, требующая довольно подробную отчетность относительно показателя трудоустройства для аккредитации.

Австралия

В 2015 году в эфире национального телевидения Австралии был показан сюжет о злоупотреблениях на рынке международных студентов. Речь шла о деятельности рекрутинговых компаний, которые университеты нанимают для поиска иностранных абитуриентов. Рекрутеры предлагали услуги по подделке документов и способы обойти проверку знания английского.

В эпицентре скандала оказался один из крупнейших австралийских вузов - Университет Западного Сиднея. Его бывшая преподавательница сообщила о том, как международные студенты медицинских программ беспрепятственно проходили экзамены, не обладая достаточными знаниями.

После выхода передачи в эфир Университет предоставил информацию о проведенном ранее внутреннем расследовании и новых правилах отбора международных студентов.

Румыния

В 2007 году по результатам опроса в Румынии, 31% студентов считали комендантов общежитий наиболее коррумпированными чиновниками в университетах. Система поселения в общежития и улучшение условий проживания создавала благоприятные условия для взяточничества, как и в украинских университетах, фактически, все зависело от администрации общежитий.

Вскоре после опроса в г. Тимишоара, втором по количеству населения в стране, группа активистов начала кампанию против коррупции при поселении в общежития. Они запустили специальный сайт и горячую линию для сбора сообщений о случаях взяточничества в университетах. Собранная информация передавалась в администрацию университетов, параллельно активисты обеспечивали надлежащее освещение кампании в медиа.

Реакция местных университетов не заставила себя ждать. Наиболее прогрессивные начали публиковать на сайте списки жильцов общежитий и тех, кто ждет в очереди на поселение, с соответствующими баллами за успеваемость, а также социальные льготы, которые были определяющими во время получения места в общежитии.

В 2009 году 15 студенческих организаций начали распространять этот опыт по всей стране.

Польша

Долгое время информация о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей в польских университетах оставалась закрытой, что затрудняло обеспечение качественного отбора преподавательского состава и открывало путь для злоупотреблений.

С 2013 года после изменений в законодательство университеты обязаны публиковать информацию о вакансиях менеджеров и преподавателей на своих сайтах, сайте министра высшего образования и науки, а также на портале Еврокомиссии Euraxess, который посвящен мобильности ученых.

Нововведения помогли увеличить доступ к информации о вакансии и улучшить условия для мобильности преподавателей. В то же время начали случаться другие злоупотребления, когда условия конкурса объявляются слишком узкими для того, чтобы отбор за ними прошли только некоторые выдающиеся личности.

Германия

В Германии докторская степень добавляет существенных преимуществ во время трудоустройства и карьерного роста, очень часто он выступает фактором престижа и реноме. Более того, Германия - одна из немногих стран, где официальное обращение Doktor можно использовать в документах, которые подтверждают личность.

Как следствие, растет спрос на недобросовестные практики получения ученой степени. Факты плагиата и привлечения платных консультантов, которые на самом деле выполняют львиную долю работы, регулярно разоблачаются медиа или же учеными.

В 2011 году в Бундестаге был зарегистрирован законопроект об исключении докторской степени из удостоверений личности, однако он был отклонен.

В то же время, после того, как в диссертации немецкого министра обороны Карла-Теодора Гуттенберга был обнаружен плагиат, активисты запустили проект VroniPlag, который в течение нескольких лет выявил факты ненадлежащего цитирования в диссертациях более 140 известных политиков, актеров и общественных деятелей.

В большинстве случаев плагиаторы были лишены степени через суд, в некоторых случаях университеты не согласились с выводами VroniPlag.

Международное образование

Рынок международного образования разрастается довольно стремительно. К сожалению, вместе с ним все больше распространяются случаи мошенничества. Рекрутеры-мошенники предлагают нелегальные услуги абитуриентам или же просто подают недостоверную информацию.

В связи с этим, ЮНЕСКО и ОЭСР разработали общие инструкции для обеспечения качества в международном образовании. Они охватывают достаточно широкий спектр рекомендаций для различных стейкхолдеров, в частности, среди пунктов для университетов речь идет о необходимости доступа к четким описаниям программ, механизмов обеспечения качества и компетенций, которые можно получить на программе.

Эта информация должна быть доступной на английском и на тех языках, которые являются распространенными в странах происхождения студентов. Она является важной для абитуриентов и студентов, для того, чтобы у них была возможность сделать качественный выбор и избежать мошенничества. Также эта информация ценна для будущих работодателей, чтобы они могли понять квалификацию выпускников.

Недавно министр образования и науки Сергей Квит участвовал в конференции министров образования Европейского пространства высшего образования, которая была посвящена новым стандартам обеспечения качества высшего образования. Новые стандарты в части, что касается университетов, уделяют особое внимание информированию о содержании образовательных программ, а также прозрачности и справедливости кадровой политики.

Этим аспектам посвящены отдельные пункты стандартов. Высшие учебные заведения должны публиковать информацию о своих программах, правила отбора, ожидаемые результаты обучения и квалификации, виды учебных работ и оценки, условия и базы для обучения, информацию о трудоустройстве выпускников, а также гарантировать прозрачный процесс отбора преподавательского состава.

Эти международные рекомендации являются крайне актуальными для украинских университетов, которые пока, к сожалению, не воспринимают прозрачность как что-то полезное для себя.