Правительство намерено заставить украинцев ездить по дорогам Украины по-европейски. Для этого Кабмин разработал проект закона о внедрении положений евродиректив в украинское законодательств, который намерен в ближайшее время зарегистрировать в парламенте. Если законопроект будет принят, то с осени 2019 года украинские водители будут вынуждены снова проходить техосмотры в обязательном порядке, а для перевозчиков появится норма об ограничителях скорости и тахографах. О том, почему Украина не может отказаться от введения новых правил регулирования рынка транспорта, и как они будут работать, в интервью РБК-Украина рассказала заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Оксана Рейтер.
Правительство намерено заставить украинцев ездить по дорогам страны по-европейски. Для этого Кабмин разработал проект закона о внедрении положений евродиректив в украинское законодательство, который намерен в ближайшее время зарегистрировать в парламенте. Если законопроект будет принят, то с осени 2019 года украинские водители будут вынуждены снова проходить техосмотры в обязательном порядке, а для перевозчиков появится норма об ограничителях скорости и тахографах.
О том, почему Украина не может отказаться от введения новых правил регулирования рынка транспорта, и как они будут работать, в интервью РБК-Украина рассказала заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Оксана Рейтер.
РБК-Украина: Эксперты утверждают, что восстановление техосмотра для владельцев автомобилей несет коррупционные риски. Как вы можете прокомментировать такое мнение?
Оксана Рейтер: Если очень захотеть, то в любой процедуре можно найти элемент коррупции. Но поскольку Соглашение об ассоциации с ЕС мы ратифицировали, техосмотры не вводить мы не можем. Это наше обязательство. За год с момента ратификации мы должны имплементировать директивы по "проверке пригодности транспортных средств к эксплуатации". Так эта процедура называется на самом деле. Год уже прошел.
РБК-Украина: Кабмин предлагает предусмотреть какие-либо "предохранители" от коррупции при прохождении техосмотра?
Оксана Рейтер: Процедура будет совсем другой, нежели ранее. Суть в том, что транспортное средство, которое ездит по дорогам общего пользования, должно быть в исправном техническом состоянии. Для этого станции технического обслуживания (СТО), которые будут проводить техосмотры, будут сертифицированы соответствующим образом.
Это будет добровольное решение СТО - проходить сертификацию и, соответственно, осуществлять техосмотры. Требования к сертификации будут утверждаться Кабмином. В них будут входить, к примеру, техническое оснащение СТО, наличие специально подготовленного персонала и т. д.
В свою очередь на СТО будет менеджер, который будет отвечать за качество техосмотров и у которого будет специальная печать. Когда он будет ставить печать на документе о прохождении техосмотра, то тем самым будет подтверждать то, что техосмотр проведен соответствующим образом.
Если появляется какая-то причина, которая говорит о том, что техосмотр проведен несоответствующим образом, например, происходит авария из-за технического состояния автомобиля, который прошел техосмотр, то этот менеджер получает выговор. Если он будет получать их часто, то этот менеджер и СТО лишатся права проводить техосмотры. Либо СТО придется искать нового такого менеджера и обучать его.
Прохождение техосмотра - это лишняя копейка хозяину СТО. Если его менеджер не делает свою работу нормально, то у СТО забирают право на проведение техосмотра.
РБК-Украина: Сколько будет стоить техосмотр по новым правилам?
Оксана Рейтер: Это определит рынок. Никаких особенных цен не будет устанавливаться.
РБК-Украина: Как вы можете прокомментировать замечания о том, что не будет никакой ответственности, если Украина не имплементирует норму о проведении техосмотров?
Оксана Рейтер: Мы можем ни одного международного соглашения не выполнять, нас же не расстреляют за это. Ответственность - это авторитет страны. Мы взяли на себя обязательство, нас никто не заставлял это делать. Это вопросы безопасности.
Вы лично будете довольны, если вы попадете в аварию, потому что перед вами занесет грузовик из-за того, что у него была "лысая" резина? Я, например, такого не хочу. Я думаю, что большинство людей этого не хотят. Полагаю, что ничего страшного в техосмотре нет. Коммерческие автомобили и сейчас проходят техосмотры, не проходят только частные автомобили.
РБК-Украина: С какого времени они должны будут проходить техосмотр?
Оксана Рейтер: С ноября 2019 года. Но это ориентировочно. Пока не будет выстроена система, пока не будет обученного персонала, понятное дело, что никто никого не будет заставлять проходить техосмотры. Будем готовы - начнем.
РБК-Украина: Представители бизнеса говорят, что тахографы и ограничители скорости у многих уже есть. Автобусные перевозчики утверждают, что для них главные проблемы - это конкуренция со стороны нелегальных перевозчиков и отсутствие компенсации за перевозку льготных категорий пассажиров. Они считают, что этим законопроектом данные проблемы не решаются. Как будут преодолеваться эти трудности?
Оксана Рейтер: Что касается нелегальных перевозчиков - это сфера пассажирского транспорта. По этой теме готовится отдельный законопроект. Дело в том, что обсуждаемый нами законопроект, который сейчас находится на подписи у премьер-министра и скоро пойдет в Верховную Раду, касается изменений в шесть или семь законов Украины именно по вопросам, которые есть в европейских директивах.
В обсуждаемом нами законопроекте переформулирована норма об обязанности водителей возить льготников. Они будут обязаны возить льготников при определенных условиях (конкурсных или договорных), согласно договору о социальных перевозках, который будет заключаться с местными органами власти. Не будет общего обязательства. Сегодня же водители боятся не взять льготников, поскольку в законодательстве написано, что они обязаны возить льготников и точка.
РБК-Украина: Автобусные перевозчики жалуются, что им сложно планировать свою работу на 10-15 лет. В частности, закупать автобусы, поскольку не ясна политика государства в сфере перевозок. Если, к примеру, вскоре государство запустит поезд "Интерсити" из Киева в Одессу, который будет ездить не нынешние семь часов, а три с половиной, то пассажиры могут пересесть с автобусов на железнодорожный транспорт. Так уже произошло на маршруте Киев-Харьков. Каким образом перевозчикам планировать свою работу?
Оксана Рейтер: Десятилетний срок заключения договора вводится для того, чтобы новый автобус окупился. Но, во-первых, согласно условиям конкурса на маршруты, я думаю, что перевозчики смогут снять с маршрута автобус, если не будет спроса на его услуги. Это же не обязательство.
Во-вторых, в Европе рассматривают конкуренцию не между, к примеру, автобусными перевозчиками, а между видами транспорта. Такая конкуренция позволяет выравнивать тариф. К примеру, запустят поезд, который будет дороже проезда автобусом. Может быть, каким-то не очень богатым людям будет удобное ехать автобусом, потому что он дешевле. Я не думаю, что автобусные перевозчики уйдут с маршрута. Я думаю, что они попытаются улучшить сервис.
Беседовал Дмитрий Уляницкий