Национальный тарифный регулятор ожидают серьезные изменения. И правительство, и парламент озадачились закреплением положений о независимости НКРЭКУ на законодательном уровне, зарегистрировав целых три законопроекта. Рекомендованный к принятию за основу вариант Кабмина предоставляет регулятору широту полномочий по контролю за деятельностью энергетических и водоснабжающих предприятий, сулит им новые штрафы за невыполнение решений Нацкомиссии.
Национальный тарифный регулятор ожидают серьезные изменения. И правительство, и парламент озадачились закреплением положений о независимости НКРЭКУ на законодательном уровне, зарегистрировав целых три законопроекта. Рекомендованный к принятию за основу вариант Кабмина предоставляет регулятору широту полномочий по контролю за деятельностью энергетических и водоснабжающих предприятий, сулит им новые штрафы за невыполнение решений Нацкомиссии. Кроме того, документ обязывает отрасль содержать регулятор за счет взносов, что, по мнению ряда экспертов, обязательно отразится на размере коммунальных тарифов. В целом, аналитики инициативу поддерживают, хотя и не верят в полную независимость и прозрачность работы НКРЭКУ.
Вчера Верховная Рада так и не приступила к рассмотрению исторического законопроекта, которым определяются положения работы Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). К рассмотрению в сессионном зале был вынесен правительственный документ №2966, зарегистрированный в прошлую пятницу, 28 мая, и уже успевший получить рекомендации профильного парламентского Комитета. В случае принятия документа, которое отложено до следующей пленарной недели, украинцы должны получить "независимый государственный коллегиальный орган", в чьей компетенции - выдача лицензий предприятиям тепловой энергетики, электро- и газоснабжающим компаниям, а также крупнейшим водоканалам.
Но основной задачей регулятора останется осуществление тарифной политики и формирование цен на "энергетических и коммунальных рынках".
Необходимость законодательно закрепить статус НКРЭКУ вызвана тем, что, начиная с момента создания тарифного регулятора в 1995 году и до сегодняшнего дня, его деятельность регламентируется 13 профильными отраслевыми законами, среди которых законы "Об электроэнергетике", "О жилищно-коммунальных услугах" и "О естественных монополиях". Унифицировать законодательство и четче определить полномочия регулятора взялись и Кабинет министров, и народные депутаты. Впрочем, парламентский Комитет по ТЭК, ядерной политике и безопасности на своем заседании 3 июня рекомендовал к принятию в первом чтении правительственный вариант законопроекта. Этот документ конкурирует в Раде со схожими инициативами двух парламентариев - Артура Мартовицкого ("Оппозиционный блок") и Юрия Левченко (внефракционный).
Дьявол в деталях
Первые два раздела правительственного законопроекта №2966, который скорее всего будет принят за основу, посвящены определению статуса Комиссии и критериям независимости его работы. В частности, регулятор определяется как "государственный коллегиальный орган", который не относится ни к одной из ветвей власти. Согласно ст. 2, задача НКРЭКУ - "достижение баланса интересов потребителей, субъектов хозяйствования на энергетических или коммунальных рынках, и государства, а также обеспечение энергетической безопасности". В каждом абзаце ІІ раздела отмечается, что члены Комиссии "действуют независимо". Независимость работы обусловлена запретом вмешательства в деятельность регулятора органам государственной власти, местного самоуправления.
Не смогут влиять на решения Комиссии и ее деятельность и участники рынка, отдельные чиновники, политические партии, и, что примечательно, "другие объединения граждан". Буквально, это нивелирует все идеи гражданского контроля за деятельностью регулятора, поскольку общественные организации или общественные советы при Комиссии могут лишь рекомендовать и быть несогласными. "Любые распоряжения, поручения для Комиссии, ее членов и других должностных лиц, которые касаются исполнения регулятором своих функций и полномочий, не подлежат исполнению", - отмечается в законопроекте.
Главе НКРЭКУ и членам Комиссии будет запрещено наедине проводить консультации и любые встречи с предприятиями лицензиатами - на них должны присутствовать как минимум два представителя регулятора. Решения Комиссии не подлежат согласованию с другими органами власти и могут быть оспорены исключительно в судебном порядке.
Впрочем, и в Главном научно-экспертном управлении парламента, и в независимой экспертной среде сомневаются, что этих норм достаточно для определения статуса регулятора. "Статус государственного коллегиального органа требует отдельного закрепления в Конституции, поскольку его полномочия выходят за рамки компетенции исполнительной, судебной и законодательной власти. Этого не было сделано", - объясняет член стратегического совета Киевского института энергетических исследований Светлана Голикова.
В законопроекте прослеживается попытка сделать процесс избрания главы и членов регулятора максимально прозрачным. Для этого будет создаваться конкурсная комиссия, в которую войдут два представителя, назначенных Президентом, два - представителя от Верховной Рады, министр энергетики.
При этом деятельность конкурсной комиссии будет обеспечивать Администрация Президента. "Ряд депутатов при обсуждении законопроекта на профильном парламентском комитете высказывали мысль, что в документе отражен некий перекос в сторону одной из ветвей власти, что не даст возможностей говорить о полной независимости регулятора. Эти замечания не были приняты во внимание", - рассказал РБК-Украина сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, присутствовавший на заседании Комитета Рады по вопросам ТЭК, ядерной энергетики и безопасности.
Сейчас Нацкомиссия, которая была создана Президентом Петром Порошенко в августе 2014 года в результате объединения двух регуляторов - НКРЭ и Нацкомуслуг, подчиняется главе государства и подотчетна парламенту.
Правительству при написании законопроекта не удалось избежать полностью этого влияния. Так, результаты работы конкурсной комиссии по выбору членов и главы НКРЭКУ будет утверждать гарант, а ежегодно отчитываться регулятор будет по-прежнему перед парламентариями в сессионом зале.
В случае принятия законопроекта, стать главой комиссии или ее членом будет не просто, поскольку документом предусмотрены жесткие критерии. Прежде всего, не смогут работать на этих должностях представители политических партий, а также акционеры или собственники предприятий энергетического и коммунального секторов. Также кандидаты будут подвергаться антикоррупционной проверке, у них не должно быть судимостей в прошлом. Эксперты отмечают, что инновационным в законопроекте является принцип ротации. Состав регулятора будет меняться каждые 6 лет, а глава НКРЭКУ - каждые два года.
Не бюджетом единым
Согласно документу, Комиссия сохранит свои полномочия по лицензированию предприятий энергетической и коммунальной отраслей.
Сейчас у регулятора более 1 тыс. лицензиатов в электроэнергетике, порядка 200 газоснабжающих компаний, около 300 теплоэнергетических предприятия и 140 водоканалов. Помимо утверждения лицензионных условий, НКРЭКУ будет по-прежнему контролировать их выполнение и штрафовать тех, кто их не соблюдает. Комиссия имеет право на две плановые ежегодные проверки каждого предприятия, а также на неограниченное количество неплановых контрольных мероприятий, срок проведения которых будет ограничен 10 днями. При чем, поводом для проверки может стать в том числе и аргументированная жалоба потребителя на качество услуг.
В случае невыполнения распоряжений Комиссии, уклонения от предоставления информации, отказа в доступе к документам и активам лицензиатов ожидают штрафы в диапозоне от 100 до 50 тыс. необлагаемых мимумов доходов граждан (1,7- 850 тыс. грн). За несвоевременную уплату штрафа будет взыматься пеня в размере 1,5% от суммы санкций за каждый день просрочки.
Принципиально новым является механизм финансирования работы регулятора. Если сейчас содержание аппарата Комиссии и ее территориальных органов обходится госбюджету в 49,8 млн грн, то в случае принятия документа, средства на ее деятельность будут отчислять сами лицензиаты. Для этого предлагается каждый год создавать специальную бюджетную комиссию, в которую войдут по два представителя от каждой ветви власти. Этот орган будет распределять доходы и расходы регулятора.
Предприятия-лицензиаты будут отчислять 0,15% от своего квартального дохода на финансирование НКРЭКУ, которые регулятор получит через спецфонд госбюджета. За неуплату взноса энергетики и коммунальные предприятия получат штраф в размере 10% от дохода.
В Нацкомиссии утверждают, что эти взносы не станут дополнительной нагрузкой на население и эти суммы не будут включены в тарифы на тепло, воду, газ и электричество. "Сейчас лицензиаты осуществляют плату за лицензию, которая идет в бюджет, а потом из бюджета финансируется работа Комиссии. Новый механизм взносов предусматривает, что финансирование будет идти напрямую - на оплату труда, прочие расходы, которые возникают в ходе выполнения функций Комиссии", - рассказал РБК-Украина член НКРЭКУ Андрей Герус.
По его словам, дополнительной тарифной нагрузки новая схема не вызовет. "Тарифы специально под это пересматриваться не будут. Новый предлагаемый механизм - это наиболее распространенная практика развитых стран, в частности европейских", - подчеркнул он.
С этим мнением соглашается ряд экспертов. Учитывая, что правительственный законопроект максимально соответствует требованиям Европейского Энергетического сообщества, в документе указано, что этот принцип - необходимое условие обеспечение независимости регулятора.
"Финансирование не напрямую из госбюджета, а от регулируемых компаний - один из способов застраховать регулятор от давления органов исполнительной власти и зависимости от наличия в госбюджете средств на ее содержание", - поясняет Дмитрий Марунич.
Впрочем, с этим тезисом не соглашаются представители общественности. "Может за границей взносы от лицензиатов и обеспечивают независимость регулятора от правительства и Президента, но у нас это будет означать лишь то, что владельцы энергокомпаний - олигархи (которых не так много и они всем известны) будут фактически платить зарплату членам Комиссии. О какой защите интересов потребителя может быть речь?", - уверена координатор жилищно-коммунальных программ Гражданской сети ОПОРА Татьяна Бойко.
Контролеров подвергнут проверке
Учитывая широкие и никем неограниченные полномочия НКРЭКУ, в случае принятия законопроекта, деятельность регулятора будет ежегодно подвержена аудиту. Согласно п.7 ст.9 аудит должна проводить "независимая и авторитетная компания". При этом, депутаты пока проигнорировали замечание Главного научно-экспертного управления Рады о том, что эти критерии необходимо уточнить.
"Впрочем, вызвала эта норма и скепсис профессиональных аудиторов. "Учитывая вчерашнее принятое Кабмином постановление о критериях отбора аудиторов, которые будут работать с госпредприятиями, скорее всего, доступ к аудиту будут иметь компании "большой четверки". Не исключено, что после такой фактической монополизации аудиторских услуг 4-мя компаниями, стоимость аудита возрастет в 2-3 раза. Государству придется платить десятки миллионов гривен. При этом, само участие аудиторов в проверке тарифов или деятельности НКРЭКУ - процесс, который втягивает профессионалов в политические тарифные игры", - уверен президент Grant Thornton Украина Александр Чалый.
Ряд существенных "минусов" законопроекта эксперты видят в отсутствии в конкурсной комиссии по выбору состава регулятора представителей Энергетического сообщества, а также полное отсутствие энергорынка. "В законопроекте прописаны такие условия независимости регулятора, которые будут работать при наличии рыночных условий в энергетике и сфере коммунальных услуг, которого сейчас в стране нет. Поэтому это, скорее всего, будет больше орган исполнительной власти", - отмечает Светлана Голикова.