Закатают в асфальт: Кабмин нашел миллиарды гривен на дороги
Кабмин озадачился решением инфраструктурных проблем и не пожалел денег для Укравтодора. На строительство и ремонт украинских дорог чиновники направят дополнительно около 6 млрд гривен в надежде, что это позволит сдвинуть с мертвой точки решение проблемы качества украинских автодорог. Однако эксперты считают, что Укравтодор может не справиться с полученными заданиями – не хватит времени и работников.
Нашлись деньги
Правительство выделило на строительство и ремонт украинских дорог около 6 млрд гривен. Соответствующие постановления Кабмин принял на заседании 8 июня. Львиная доля этих средств – 4,4 млрд гривен – заемные, остальные – из госбюджета.
Максимальная сумма – почти 4 млрд гривен – деньги, которые Укравтодор привлек под госгарантии еще в 2010-2013 годах, в том числе в Сбербанке России и VTB Capital plc. Это остатки кредитов на общую сумму 16,5 млрд гривен, которые тогда получил Укравтодор.
Привлеченные в 2010-2013 годах займы Укравтодор так и не смог потратить. Поскольку, по мнению транспортного эксперта Олега Островерхого, не получил на это разрешение от правительства. "Деньги были зачислены на счет Укравтодора, но этот счет находится в Госказначействе. Оттуда дорожникам их не выдают уже 3 года – их взяли, якобы, на дороги, но реально они пошли на покрытие дефицита госбюджета. Это манипуляция", - объяснил он.
Впрочем, и сейчас потратить заемные средства на улучшение инфраструктуры ведомству будет не просто. Ведь чиновники пообещали направить деньги, если на ремонт дорог "скинутся" и местные власти – от них требуется не менее 10% от стоимости работ.
Вотчине Михаила Саакашвили, Одесской области, достанется больше всего: Кабмин выделил этому региону около 333 млн гривен. Их планируется вложить в основном в ремонт трасс Одесса-Рени (около 270 млн гривен) и Одесса-Киев (порядка 60 млн гривен).
Не обидели в правительстве и Львовскую область. Более 300 млн гривен будет потрачено на ремонт дорог Броды-Червоноград, Мукачево - Ивано-Франковск - Львов, Давыдов - Бибрка.
На третьем месте по объемам выделенных средств оказалась Киевская область – около 290 млн гривен. Основная часть суммы – более 201 млн гривен – пойдет на ремонт трассы Киев-Одесса.
Кроме того, планирует правительство рассчитаться и с генеральными подрядчиками, заплатив им 514 млн гривен за строительство и ремонт украинских дорог, проведенный с 2010 по 2014 годы.
Удачная экономия
Мелкий ремонт и содержание дорог также обойдется стране в 1,5 млрд гривен. В пресс-службе Укравтодора сообщили РБК-Украина, что конкретные объекты, которые будут финансироваться за счет этих средств, будут определены после согласования распоряжения бюджетным комитетом Верховной Рады, которое состоится в ближайшее время. "Дополнительное финансирование будет направлено на ремонт наиболее проблемных участков дорог во всех областях Украины. Окончательное решение по объектам ремонта будет приниматься совместно с местными органами власти и общественностью", - сообщили в пресс-службе ведомства.
Эти 1,5 млрд гривен удалось сэкономить на выплатах кредиторам Укравтодора. В частности, госбюджетом-2016 предусмотрено выделить Укравтодору более 11,9 млрд гривен на выплату долгов по 15 действующим кредитным договорам и проспектам эмиссий облигаций.
Однако в декабре прошлого года распоряжением Кабмина была временно приостановлена выплата Укравтодором долгов по нескольким займам, в частности, Citibank international plc (37,3 млн евро), VTB Capital plc (100,8 млн долларов), Сбербанк России (107,4 млн долларов).
По расчетам Министерства инфраструктуры, в 2016 году Укравтодор непосредственно по этим трем кредитам должен был выплатить около 5,7 млрд гривен. Однако в течение февраля-апреля Украине удалось реструктуризировать эти долги. В результате, по расчетам Мининфраструктуры, Укравтодору необходимо будет оплатить только сумму начисленных процентов по этим договорам до даты их реструктуризации - около 200 млн гривен.
Таким образом, Украине удастся сэкономить в этом году на выплатах кредиторам Укравтодора около 5,5 млрд гривен.
Все равно мало
Примечательно, но даже дополнительно выделенных средств все равно не хватит для того, чтобы нормально отремонтировать украинские дороги.
В пресс-службе Укравтодора сообщили РБК-Украина, что, в соответствии с действующими нормами и стандартами, ежегодно необходимо выполнять работы по текущему и капитальному ремонту на 5 тыс. км автомобильных дорог государственного значения и 36 тыс. км - местного значения. Выполнение этих требований возможно при условии стабильного финансирования в объеме 50-60 млрд гривен год.
По подсчетам Мининфраструктуры, в этом году для обеспечения развития и содержания дорог необходимо чуть более 32,9 млрд гривен. Вместе с тем, в госбюджете предусмотрено на эти цели только около 6,6 млрд гривен, или 19,9% от потребности.
Из них изначально Кабмин выделил на мелкий ремонт и содержание дорог 2,5 млрд гривен. Это составляет около 28% от потребности. По мнению Мининфраструктуры, выделение дополнительных 1,5 млрд гривен на мелкий ремонт позволит "частично компенсировать имеющийся дефицит финансовых ресурсов, необходимых для ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования".
"Все ремонтные работы будут завершены до начала зимнего периода", - заверили РБК-Украина в Укравтодоре. "Ведомство успеет освоить выделенные на прошлой неделе ему средства. Но есть вопрос , сможет ли оно это сделать с траншами, которые будут поступать после этого. В этом году на дорожные работы планируется выделить 19 млрд гривен, при этом половина из этих средств будут направлены на дороги после августа. Я абсолютно уверен, что в полном объеме вторые 50% мы не успеем освоить", - отметил эксперт автодорожной отрасли "Реанимационного пакета реформ" Андрей Мартенс.
Он поясняет это тем, что Укравтодор может столкнуться с нехваткой мощностей для строительства и ремонта дорог. "Большинство подрядчиков обанкротились в 2012-2015 годах. Остались только самые стойкие, нор их немного", - говорит эксперт.
Олег Островерхий настроен более пессимистично. "По всем выделенным средствам необходимо подготовить документацию и проводить тендеры, чтобы определить исполнителей работ. Деньги на ямочный ремонт успеют освоить (1,5 млрд гривен, - ред.), поскольку они не предполагают большого объема высокотехнологических работ. Что касается 3,9 млрд гривен, то все будет зависеть от того, какой будет погода осенью. Если она будет не дождливой, то могут успеть выполнить все запланированные работы", - отмечает он.
Помимо того, эксперты отмечают, что существует еще один риск, который может негативно повлиять на темпы работы. "Из-за очередной смены руководства Укравтодора в ведомстве вновь наступила полоса неуверенности и нестабильности, поэтому производительность чиновников среднего звена будет низкой. Как следствие, в сжатые сроки средства не могут быть освоены. Премьер-министр Владимир Гройсман отчасти уже заложник, а отчасти и сам создает ряд условий, благодаря которым эти деньги до дорог не дойдут. Как запряжешь, так и поедешь - говорит пословица. Увы, запрягают медленно и нерешительно", - говорит Островерхий.
Андрей Мартенс считает, что решением проблемы с несвоевременным выделением средств из госбюджета на дороги может стать Государственный дорожный фонд. О его создании в Украине говорят не первый год. "В этот фонд должен поступать акциз, который уплачивается с топлива в Украине. По приблизительным подсчетам, это около 60 млрд гривен в год. Сейчас деньги на дорожные работы идут из общего фонда госбюджета. Поскольку у правительств всегда в приоритете социальные вопросы, а не инфраструктурные, то средства на последние всегда выделялись по остаточному принципу. У фонда же будет в приоритете финансирование дорожных работ", - уверен аналитик.
По данным Андрея Мартенса, парламент запланировал рассмотрение соответствующего законопроекта о создании фонда на сентябрь. "Если законопроект будет принят в сентябре, то фонд начнет свою работу уже в 2017 году. Согласно рабочим материалам к законопроекту, в 2017 году дорожные работы будут финансироваться на 50% из дорожного фонда, в 2018 году – 75%, а уже с 2019 года все дорожные работы будут финансироваться из дорожного фонда", - заключает он.