ua en ru

Заходят на посадку: Генпрокуратура заинтересовалась должностными лицами "Борисполя"

Заходят на посадку: Генпрокуратура заинтересовалась должностными лицами "Борисполя" Генпрокуратуру заинтересовали вероятные злоупотребления при обслуживании в VIP-терминале аэропорта
Над аэропортом "Борисполь" сгущаются тучи. Генеральная прокуратура начала досудебное расследование против должностных лиц главного аэропорта страны. В вину им вменяется нанесение значительного ущерба государству. На фоне этого Министерство инфраструктуры проводит конкурс на назначение нового руководителя "Борисполя".

Над аэропортом "Борисполь" сгущаются тучи. Генеральная прокуратура начала досудебное расследование против должностных лиц главного аэропорта страны. В вину им вменяется нанесение значительного ущерба государству. На фоне этого Министерство инфраструктуры проводит конкурс на назначение нового руководителя "Борисполя".

Дело в льготах

23 октября следователи Генеральной прокуратуры Украины начали досудебное расследование в уголовном производстве по факту совершения неправомерных действий должностными лицами госпредприятия "Международный аэропорт "Борисполь". В результате эти действия нанесли "значительный ущерб государству в лице возглавляемого ими предприятия".

Об этом указано в одном из определений Печерского районного суда Киева, которым в конце октября старшему следователю Главного следственного управления Генпрокуратуры разрешен доступ к финансово-экономической документации аэропорта.

Правоохранители считают, что в аэропорту злоупотребляли применением льготных ставок на обслуживание в VIP-терминале.

"Борисполь "предоставляет услуги по обслуживанию посетителей аэропорта в VIP-терминале по отдельно разработанной технологии и тарифам, согласно которым стоимость обслуживания пассажиров в этом терминале установлена в размере 1800 грн.

Вместе с тем некоторые категории лиц имеют право на применение льготного тарифа оплаты услуги в размере 513 грн. К примеру, на такую льготу имеют права лица, которые прибывают или улетают по приглашению руководства аэропорта, Министерства инфраструктуры, Государственной авиационной службы, а также руководящий состав авиакомпаний, которые обслуживаются в аэропорту.

Но, судя по материалам судебного процесса, должностными лицами аэропорта в течение 2015 г. якобы безосновательно применялись льготные тарифы на VIP-обслуживание физлиц, которые не имели права на подобную льготу. Мало того, в отдельных случаях приглашения на обслуживание в VIP-зале выписывались на подставных лиц.

Однако, в "Борисполе" опровергли информацию о применении льготных тарифов для пассажиров VIP-терминала. Как сообщили в пресс-службе аэропорта, в "Борисполе" в принципе не существует никаких "льготных тарифов" на услуги VIP-терминала.

"Базовый тариф для гостей аэропорта предусматривает только услугу ускоренного прохождения формальностей. В этом случае все дополнительные услуги предоставляются гостю аэропорта только за дополнительную плату. Пассажир имеет возможность воспользоваться комплексным пакетом услуг, включающим в себя, кроме услуги ускоренного прохождения формальностей, также неограниченное пользование баром и рестораном (как для пассажира, так и для сопровождающего его лица), использование комнат переговоров и т. п. В этом случае применяется тариф 1800 грн", - говорится в сообщении пресс-службы "Борисполя".

Аэропорт за 9 месяцев 2015 г. увеличил доходы от VIP-терминала на 39,6%, а прибыль VIP-терминала - на 41,3% (с 16,4 млн. грн за 9 месяцев 2014 г. до 23,3 млн. грн за 9 месяцев 2015 г.).

Принципы VIP-обслуживания

Исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко отметил, что в мире применяется практика льготных тарифов в бизнес- и VIP-залах для определенных категорий граждан.

"Например, как директор авиакомпании, я имел право на льготный тариф в тех аэропортах, куда возглавляемая мною авиакомпания выполняла регулярные рейсы", - пояснил он.

Работа VIP-терминала аэропорта Борисполь полностью относится к хозяйственной деятельности предприятия, рассказал эксперт авиарынка Сергей Хижняк. По его словам, тарифы на обслуживание в VIP-терминале устанавливаются руководством аэропорта, и не должны согласовываться или утверждаться вышестоящими ведомствами, при этом любые скидки или спецтарифы - это также прерогатива аэропорта.

"В аэропорту действительно регулярно возникает необходимость встречать и провожать высокопоставленных гостей и руководителей авиакомпаний-партнеров. Будет странным, если аэропорт будет сам себе оплачивать эти услуги, а министерства в свете тотальной экономии, скорее всего, не обладают необходимым бюджетом на представительские услуги", - отметил Сергей Хижняк.

Следователи кто?

Партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук, специализирующийся на авиационном праве, заявил, что для получения временного доступа к документам ходатайство следователей вполне обосновано, поэтому и было удовлетворено судом.

"Это пока только временный доступ к документам, то есть это даже не обыск. Далее, если в документах обнаружат признаки преступления, будут следующие следственные действия", - отметил он.

Андрей Гук также добавил, что обозначенное направление следствия интересное и, на первый взгляд, перспективное.

Старший партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко заявил, что если имело место применение льготных ставок в отношении лиц, которые не имели на то право, то это, безусловно, является злоупотреблением.

"В таком случае возбуждение уголовного производства могло быть правомерным. Учитывая, что "Борисполь" является госпредприятием, то ущерб фактически наносился государству", - пояснил Роман Марченко.

Вместе с тем у него возник вопрос относительно эффективности использования ресурсов Генпрокуратуры, а именно - привлечения к этому расследованию Главного следственного управления ГПУ. По его приблизительной оценке, злоупотребления в данном процессе нанесли ущерб государству в размере максимум нескольких сотен тысяч гривен.

"Главное следственное управление занимается делом, где ущерб может быть двести тысяч гривен. Мы тратим на это дорогущий ресурс лучшего следствия страны. Это не выглядит как рациональное использование ресурсов Генпрокуратуры", - высказал недоумение Роман Марченко.

Он отметил, что Генпрокуратура, конечно, имеет право взять в свое производство любое дело, но обычно, если ГПУ берется за мелкие дела, то с большой долей вероятности она участвует в "наезде" на какого-то руководителя.

"По похожей схеме, например, во времена президентства Виктора Януковича Генпрокуратура занималась наездом на руководителя госпредприятия "Антонов" Дмитрия Киву - тогда юрфирмой "Ильяшев и Партнеры" была доказана безосновательность возбуждения уголовного производства. Не хочется верить в то, что и сейчас ГПУ является не инструментом правосудия", - пояснил Роман Марченко.

Он отметил, что расследованием данного злоупотребления должно было заниматься не Главное следственное управление ГПУ, а правоохранительные органы по месту нанесения ущерба. В данном случае - местное РУ ГУ МВД Украины в Бориспольском районе.

На конкурсной основе

Примечательно, но за несколько дней до возбуждения этого досудебного расследования - 19 октября - Министерство инфраструктуры издало приказ, которым объявило конкурс на замещение вакантной должности генерального директора "Борисполя". Сейчас управляет аэропортом Евгений Дыхне в статусе исполняющего обязанности гендиректора.

Согласно условиям конкурса, заявки на участие в нем принимаются в течение 21 календарного дня, а датой начала проведения конкурсного отбора определено 12 ноября.

Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сообщил, что на конкурс уже подали документы около десяти претендентов.

Вместе с тем Роман Марченко не исключил, что именно с объявлением конкурса может быть связана активность Генеральной прокуратуры.

"Следствие может выдвинуть подозрение как какому-либо руководителю ГП, ответственному за дачу указаний оформлять по льготным ставкам лиц, которые не имели на то права (скажем, заместителю гендиректора аэропорта), так и непосредственно лицам, которые проводили такое оформление, если они знали о нарушении. Но нельзя исключать также, что этим делом нынешнего руководителя "Борисполя" подталкивают не участвовать в конкурсе на должность генерального директора этого аэропорта ", - предположил он.

По мнению Романа Марченко, теоретически, если будет установлена вина в злоупотреблении какого-либо заместителя гендиректора "Борисполя", то к руководителю предприятия может быть применена статья "Халатность" за то, что не организовал и не контролировал надлежащим образом ситуацию в аэропорту.