Несмотря на девальвацию и вызванное этим гривневое подорожание авиабилетов, украинская авиация стала показывать первые признаки оживления. Авиакомпании начинают понемногу наращивать не только пассажиропотоки, но и среднюю загрузку своих самолетов. Преломить негативную тенденцию удалось за счет привлечение транзитных пассажиров из других стран.
Несмотря на девальвацию и вызванное этим гривневое подорожание авиабилетов, украинская авиация стала показывать первые признаки оживления. Авиакомпании начинают понемногу наращивать не только пассажиропотоки, но и среднюю загрузку своих самолетов. Преломить негативную тенденцию удалось за счет привлечение транзитных пассажиров из других стран.
По итогам января-сентября текущего года всеми украинскими авиакомпаниями в сумме было перевезено 4,9 млн пассажиров, что почти на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом свидетельствует статистика Государственной авиационной службы.
Негативный результат стал следствием сразу нескольких факторов. Продолжающийся второй год спад в украинской экономике и более чем трехкратная девальвация гривны за два года резко снизили спрос украинцев на авиабилеты.
Еще одним фактором стали ограничения на полеты. Еще в прошлом году Украина запретила полеты в оккупированный Крым, где расположен один из крупнейших украинских аэропортов - "Симферополь". Позже в ходе АТО были разрушены аэропорты Донецка и Луганска. Эти факторы также негативно повлияли на пассажиропоток украинских авиакомпаний.
Однако, несмотря на общие негативные результаты работы отечественных авиакомпаний, постепенно становятся видны первые признаки восстановления пассажиропотока. Об этом говорит количество пассажиров на регулярных международных рейсах, которые занимают примерно две трети в общем пассажиропотоке. По итогам января-сентября 2015 года, объем числа пассажиров на регулярных международных рейсах украинских авиакомпаний составил 3,1 млн человек. Это на 2,2% больше, чем за такой же период годом ранее.
Мало того, авиакомпаниям удалось также нарастить показатель пассажирской загрузки на международных регулярных рейсах украинских авиакомпаний. Если в январе-сентябре 2014 года им удавалось загрузить самолеты на 72,9%, то за девять месяцев этого года - на 80,1%.
Пассажирская загрузка регулярных рейсов украинских авиакомпаний, % | ||||
Авиакомапнии | международные | внутренние | ||
январь-сентябрь 2014 г. | январь-сентябрь 2015 г. | январь-сентябрь 2014 г. | январь-сентябрь 2015 г. | |
Всего | 72,9 | 80,1 | 64,0 | 71,1 |
Wizz Air Ukraine | 84,2 | 82,2 | ||
"Днеправиа" | 73,3 | 76,7 | 58,1 | 66,7 |
МАУ | 71,4 | 80,1 | 69,5 | 75,3 |
"Мотор Сич" | 55,6 | 73,3 | 42,4 | 41,4 |
Windrose | 71,2 | 85,4 | ||
UM Air | 47,6 | 65,1 | ||
"Урга" | 65,4 | |||
"ЮТэйр-Украина" | 69,2 | 92,2 | 56,4 | |
YanAir | 54,8 | 80,3 | 61,6 | 55,6 |
Источник: Госавиаслужба |
Исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко считает, что в 2015 году украинцы стали летать международными рейсами больше, поскольку ситуация в стране несколько нормализовалась по сравнению с 2014 годом.
"Кроме того, с рынка ушли несколько авиакомпаний других стран, потому доля загрузки пассажирских перевозок именно у украинских перевозчиков выросла", - отметил Мазуренко.
"Также значительно сократили программы регулярных полетов некоторые украинские авиакомпании (в частности, "ЮТэйр Украина" и Wizz Air Ukraine), - добавил эксперт авиарынка Сергей Хижняк. - В результате этого пассажиры частично пересели на МАУ".
Хижняк также отметил, что украинские авиакомпании оптимизируют свою операционную деятельность и повышают ее эффективность.
"В частности, Юрий Мирошников (президент МАУ, - ред.) рассказывал, что за 9 месяцев этого года МАУ перевезли на 26% больше пассажиров, чем за 9 месяцев прошлого года. При этом парк воздушных судов сократился с 37 до 31. Это говорит о том, что МАУ на одном самолете выполняет больше рейсов, чем ранее", - объяснил он.
Сергей Хижняк считает, что на рост загрузки регулярных рейсов позитивно повлияло падение объемов массового выездного туризма и сокращение количества чартеров.
"Часть туристов в отсутствие чартеров воспользовалась регулярными рейсами украинских и иностранных авиакомпаний. Да и туроператорам проще выкупить блок мест на регулярном рейсе, чем брать на себя повышенные риски с заказом чартеров. Ведь 10 туров продать проще, чем загрузить самолет на 180 кресел", - подчеркнул эксперт.
Вместе с тем большинство опрошенных РБК-Украина участников авиарынка говорят о другой причине восстановления пассажиропотока отечественных авиакомпаний - росте спроса на перелеты через Украину со стороны транзитных пассажиров.
В частности, об этом рассказал экс-председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк.
"На падающем рынке это единственный способ увеличить загрузку самолетов. При серьезном падении доходов населения, объемы пассажиропотока можно поднять только транзитом - украинская публика не в состоянии оплатить средний билет на уровне достаточном для безубыточных полетов даже лоукост-авиакомпаний", - пояснил он.
Сергей Хижняк также отметил, что международный трансфер - это дополнительный пассажиропоток, которого не коснулась рецессия в Украине, и благодаря которому авиакомпания МАУ повышает загрузку своих рейсов.
При этом транзитных пассажиров Украина привлекает низкими валютными ценами на авиаперелеты.
"Пассажиропоток и загрузка выросли, в том числе и потому, что тарифы, и в результате - цены на авиабилеты в долларах, были нами существенно снижены в 2015 году", - рассказала РБК-Украина корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
По ее словам, в структуре пассажиропотока МАУ иностранцы составляют 63%, остальное - украинцы.
"Иностранцы отреагировали на снижение цены и проголосовали за нас. При этом пассажиропоток наших соотечественников практически не упал - те же, что летали раньше, летают и сейчас. Поэтому в целом показатели выросли", - объясняет она.
По данным Евгении Сацкой, в 2015 году в среднем на всей сети маршрутов МАУ (международные, внутренние, дальнемагистральные, - ред.) цены снизились, по сравнению с предыдущим годом, на 23%, или на 105 долларов.
По словам Дениса Антонюка, дешевле украинского предложения для перелетов на соседних рынках практически нет.
"Аэропорт "Борисполь" борется за самые дешевые потоки, фактически являясь лоукост-альтернативой для нашего региона (Стамбул, Москва и другие, - ред.), - заявил он.
"Я уверен, что на сегодня объемы пассажиропотоков через украинские аэропорты могут быть увеличены либо за счет транзита (что актуально только для киевских аэропортов), либо за счет перераспределения объемов крупных украинских аэропортов в пользу мелких региональных. К примеру, пассажиропотоки авиакомпании Turkish Airlines из Запорожья и Херсона, откуда она недавно открыл рейсы в Стамбул, это не новосгенерированные, а перераспределенные пассажиры из аэропортов Днепропетровска, Киева, Одессы", - отметил Антонюк.
Он добавил, что небольшой рост пассажиропотока аэропорта "Борисполь" в сравнении с прошлым годом произошел исключительно вследствие успешной работы базовой компании МАУ на транзитных рынках.
По мнению Антонюка, помимо привлечения транзита, еще одним путем развития для отечественных авиакомпаний является вывод украинских самолетов за границу для работы в странах третьего мира (Иран, Пакистан, африканские государства).
"Но слабым местом этого направления является очень ограниченный контроль Украины за безопасностью наших самолетов в третьих странах (в том числе и из-за высокого уровня коррупции в них)", - подчеркнул он.
В Госавиаслужбе РБК-Украина рассказали, что за 2015 год в целом украинскими авиакомпаниями будет перевезено ориентировочно 6,2 млн человек.
Сергей Хижняк отметил, что поскольку с третьего квартала падение рынка прекратилось, в этом году можно говорить о повторении результатов пассажиропотока украинских авиакомпаний прошлого года - около 6,5 млн. пассажиров.
"Главным двигателем развития рынка сейчас являются МАУ, которые и задают общую динамику", - сказал он.
Вместе с тем в Госавиаслужбе отказались дать прогноз пассажиропотока на следующий год.
"Учитывая сегодняшнюю политическую и экономическую ситуацию, составление более долгосрочных прогнозов считаем нецелесообразным", - говорится в ответе ведомства.
По мнению Хижняка, если тенденция сохранится, то в следующем году можно ожидать рост в несколько процентов от низкой базы этого года.
"Положительно повлияет развитие хабовой модели МАУ и полноценный выход на рынок авиакомпании Atlasglobal Ukraine, которая уже получила пакет неплохих назначений как на внутренние, так и на международные воздушные линии", - пояснил он.
При этом эксперт добавил, что бесспорно отрицательный эффект окажут закрытие российского рынка и сложная ситуация с допуском украинских авиакомпаний в несколько ближневосточных и азиатских стран.