Юмор для Руперта Мердока: "Слугу народа" адаптируют для американских зрителей
Студия "Квартал 95" продала формат своего комедийного сериала "Слуга народа" американской компании Fox Studios. Fox Studios представляет одну из крупнейших в мире телекомпаний 21th Century Fox, основанную медиамагнатом Рупертом Мердоком. Такой именитый покупатель впервые проявил интерес к украинскому формату. Кроме того, это первый случай продажи отечественного телевизионного формата на рынок США. И он может дать старт дальнейшей международной экспансии украинских проектов.
От США до Южной Кореи
Как рассказал РБК-Украина сооснователь "Квартал 95" Владимир Зеленский, переговоры о продаже формата "Слуги народа" уже завершились, и сейчас стороны оговаривают вопросы подписание контракта. По его условиям, компания Imagine в течение года будет производить для Fox Studios американскую версию сериала "Слуга народа". Играть в нем будут американские актеры, сюжетная линия останется изначальной - простой гражданин вдруг становится президентом страны.
Сумму сделки Зеленский не называет. По его словам, это не тысячи, но и не миллионы долларов, а "где-то посредине". В тоже время, по словам Владимира Зеленского, стоимость формата сериала "Слуга народа" превосходит по цене предыдущие продажи форматов "Квартала 95". Напомним, рекордсменом по географии продаж стало шоу "Рассмеши комика", формат которого был продан в 14 стран мира.
Полученные от продажи формата деньги "Квартал 95" планирует вложить в производство полнометражного фильма для широкого проката по мотивам "Слуги народа".
Продажей форматов "Квартала 95" по всему миру занимается крупнейший в мире дистрибьютор прав Eccho Rights. Компания берет за свои услуги 30-35% от суммы сделки, в случае, если нет других посредников. Управляющий партнер Eccho Rights Никола Зюдерлунд подтвердил, что корпорация Мердока покупает формат "Слуги народа". "Это исторический момент. Ведь впервые украинский формат будет адаптирован в США. Мы очень гордимся этим. Вы очень креативный народ", - заявил он во время конференции Kiev Media Week 2016.
Зюдерлунд также напомнил о мировом успехе шоу "Рассмеши комика", в том числе, в Финляндии, Италии, Южной Корее. Он предположил, что выход "Слуги народа" на американский рынок может дать старт мировой экспансии украинского ситкома. "Есть такой корейский формат шоу "Лучше позже чем никогда". Так вот, после того, как его купил американский канал NBC, этот формат приобрело еще 18 стран", - рассказывает Зюдерлунд.
Кстати, корейцы тоже оценили "Слугу народа". В августе этого года украинский ситком был номинирован на премию Seoul International Drama Awards в категории комедийных фильмов. Хотя победа в итоге досталась американскому сериалу Baskets (сериал о человеке, который хочет стать профессиональным клоуном, - ред.), в Eccho Rights отметили большой интерес иностранных студий к украинскому продукту. "Учитывая нынешнюю политическую ситуацию в мире, а также растущее влияние Youtube и социальных медиа на общество, сериал вызвал отклик у многих иностранных клиентов", - говорится в официальном сообщении Eccho Rights.
Битва идей
Ежегодно в Украине появляется около полусотни своих форматов. Но далеко не все из них интересуют международных дистрибьюторов и могут претендовать на мировую славу. "В тех странах, где большой рынок сбыта, много своих форматов и очень высокая конкуренция. Поэтому Украине тяжело", - рассуждает Анне Кирсипуу, директор по продажам в СНГ и Балтии британской компании FremantleMedia. По ее словам, FremantleMedia получает много проектов из Украины, но пока не решилась заниматься их дистрибуцией. "Мы рассматриваем эти проекты, но пока не увидели ничего, что могло бы стать хорошо продаваемым в мире форматом", - рассказывает Кирсипуу.
Шеф-редактор отраслевого британского издания C21 Media Эд Уоллер считает, что успех форматов студии "Квартал 95" может стать хорошим примером для других украинских производителей контента. "Нужно понимать, что дистрибьюторы и покупатели формата всегда смотрят на идею, а не на страну", - объясняет он. Причем масштабные идеи могут появляться даже там, где небольшой внутренний рынок.
Как рассказывает Уоллер, сейчас, например, Израиль и Южная Корея стали крупными продавцами форматов. "Если они смогли коммерциализировать свои идеи, то почему Украина не сможет? Описывайте свою уникальную культуру и историю, продвигайте на глобальный рынок то, чего там еще нет", - советует он.
В его родной Великобритании продажа ТВ-форматов давно стала полноценным бизнесом. Если в 2014 году объем рынка британских форматов составлял 57 млн фунтов стерлингов, то в 2016 году достигнет 600 млн фунтов стерлингов. Мировые продажи форматов, по данным профильной ассоциации FRAPA, в 2004 году составляли 2,5 млрд долларов. В 2015 году, по данным американской ассоциации PactUs, эта цифра увеличилась вдвое до 5 млрд долларов.
Украинский рынок форматов настолько мал, что телевизионщики даже не хотят называть цифры. Но, как считает руководитель компании "Медиа Ресурсы Менеджмент" и исполнительный директор Украинской киноассоциации Виктория Ярмощук, этап становления этот рынок уже прошел.