Президент Украины Виктор Янукович подписал закон № 4677-VI "О внесении изменений подразделы 5 раздела ХХ "Переходные положения" Налогового кодекса Украины о корректировке ставок акцизного налога". Согласно закону, действующая ставка акцизного сбора будет выступать корректором мировой цены нефти для потребителей Украины до конца текущего года.
Президент Украины Виктор Янукович подписал закон № 4677-VI "О внесении изменений подразделы 5 раздела ХХ "Переходные положения" Налогового кодекса Украины о корректировке ставок акцизного налога". Согласно закону, действующая ставка акцизного сбора будет выступать корректором мировой цены нефти для потребителей Украины до конца текущего года.
По мнению министра инфраструктуры Украины Бориса Колесникова, доходы от акциза на топливо должны оставаться в городских бюджетах. Министр считает, что нужно четко при уплате акциза на топливо определять долю городов. "Мы над этим работаем, чтобы деньги вообще не поступали в центральный бюджет, а сразу оставались. И каждый город, чем больше он продаст, тем больше он получит денег. Это будет, по нашему мнению, самое справедливое и рациональное использование этих средств", - сказал Колесников.
Как считают в Экспертно-аналитической группе (ЭАГ) по разработке вопросов функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности, динамика цен на бензин и дизельное топливо в Украине должна следовать стоимости нефтепродуктов на мировых, европейских рынках как при росте, так и при падении.
На сегодняшний день на рынке нефтепродуктов Украины сложилась благоприятная ситуация для снижения цен в сетях АЗС. Напомним, в Украине субъектами хозяйствования через сеть автозаправочных станций в апреле 2012 г. было продано светлых нефтепродуктов на 6 млрд 296,3 млн грн. При этом в марте 2012 г. объем продаж составил 5 млрд 664,7 млн грн. Таким образом, произошло увеличение на 11,1%.
Сейчас акциз на бензин составляет 198 евро/т, на дизтопливо с содержанием серы не более 0,005% - 46 евро/т; с содержанием серы более 0,005%, но не выше 0,035% - 68 евро/т; с содержанием серы более 0,035%, но не выше 0,2% - 75 евро/т; с содержанием серы более 0,2% - 98 евро/т.
К этой ставке акциза каждую декаду будет добавляться или вычитаться в зависимости от средней стоимости нефти Brent (DTD), на бирже ICE (Лондон) за предыдущую декаду, корректирующая сумма, которая не может быть более 50% базовой ставки. При средней цене на нефть 105-125 долл./барр. корректирующая сумма рассчитываться не будет, то есть будет действовать текущая ставка акцизного сбора.
При средней цене нефти менее 105 долл./барр. акциз будет расти - к действующим ставкам будет добавляться корректирующая сумма, рассчитываемая как разница между 105 долл. и биржевой ценой (с учетом курса "доллар США-евро" за соответствующую декаду и количества баррелей в тонне - 7,62 барр./т).
При средней цене нефти выше 125 долл./барр. акциз будет снижен - из него будет вычитаться корректирующая сумма, рассчитываемая как разница между 125 долл. и биржевой ценой (с учетом курса "доллар США-евро" за соответствующую декаду и количества баррелей в тонне - 7,62 барр./т).
В то же время ставки акцизного налога на бензин авиационный, топливо для реактивных двигателей и сжиженный газ корректировке не подлежат.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, должен размещать ежедекадно не позднее 13:00 первым рабочего дня текущей декады на собственном официальном сайте в специальном разделе информацию о результатах вычисления корректирующей суммы и средней цены одного барреля нефти, сложившейся на бирже ICE за предыдущую декаду. Также эта информация подается Министерству финансов Украины, центральному органу государственной налоговой службы и центральному органу исполнительной власти в области таможенного дела.
В то же время, по мнению генерального директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, данный законопроект не был проработан и не предусматривает значительного снижения цен на топливо. "Даже не углубляясь в анализ документа видно, что он нормально не проработан - уже можно сказать, что документ нерабочий, он рассчитан на то, что цены на нефть сильно расти не будут. Его цель понятна - не допустить потерь бюджета посредством снижения акциза при высокой цене на нефть, а потом компенсировать их в случае, когда цена на нефть упадет. А если она не упадет, как компенсировать потери бюджета?", - отметил Куюн.
Соответствующий закон парламент принял 15 мая с.г.