Высокий износ сыграл на понижение оценки "Укрзализныци"
"Укрзализныця" в течение пяти лет выйдет на экономически обоснованные тарифы. Такое допущение заложено в оценке активов предприятия, проведенной Deloitte. При этом, согласно данным аудиторской компании, сейчас железнодорожный монополист "стоит" 245,4 млрд грн.
Много и мало
Министерство инфраструктуры наконец-то обнародовало оценку активов предприятий, на базе которых будет создано ПАО "Укрзализныця". Оценку проводила аудиторская компания Deloitte, согласно исследованию которой активы "Укрзализныци" (УЗ) стоят 245,4 млрд грн.
Как сообщили в пресс-службе Мининфраструктуры, в уставной капитал новой "Укрзализныци" войдет 229,9 млрд грн - стоимость имущества за вычетом обязательств. В перечень оцененных объектов вошло около 1 млн позиций, за исключением тех, что находятся на временно оккупированных территориях.
В пресс-службе уточнили, что в 2016 г. планируется провести дооценку объектов, находящихся на подконтрольной Украине территории на востоке страны, и внести их стоимость в уставный капитал ПАО "Укрзализныця". Оценка имущества, расположенного на неподконтрольных Украине территориях Крыма и Донбасса, будет проведена после восстановления там контроля украинской властью.
Партнер компании Deloitte Артур Огаджанян пояснил, что, среди прочего, оценке подлежали основные средства, нематериальные активы, в том числе права пользования земельными участками, незавершенное строительство и так далее.
"Если посчитать активы "Укрзализныци" условно новыми, то их стоимость составит 1253 млрд грн. Однако из-за их изношенности и того факта, что предприятие является не настолько доходным и эффективным, стоимость активов и была оценена в вышеуказанные 245 млрд грн", - заявил Артур Огаджанян.
Вместе с тем он сообщил, что полученная оценка все равно в четыре раза превышает балансовую. Это произошло из-за того, что Deloitte допускает, что будет последовательно проводиться реформа железной дороги и, исходя из предположения, что, как минимум, в течение пяти лет "Укрзализныця" выйдет на экономически обоснованные тарифы.
По данным пресс-службы Министерства инфраструктуры, процедура оценки стоимости имущества "Укрзализныци" продолжалась около 8 месяцев.
Сложности оценки
Об адекватности оценки активов тяжело судить, потому что кроме итоговой суммы, никакие данные обнародованы не были, отметил эксперт по железнодорожной отрасли компании "ЦТС-Консалтинг" Дмитрий Ягелло.
"Ничего не известно ни о методах оценки, ни о дате, на которую она проводилась (а это важно, так как курс гривны, мягко говоря, не стоит на месте). Ну и, в конце концов, не опубликован полный список оцениваемых активов", - подчеркнул эксперт.
По его мнению, вероятнее всего, общая сумма в 245,4 млрд грн определялась на базе стоимости самих активов (первоначальной или рыночной - пока не известно) и уровня их износа. Поэтому повысить рассчитанную стоимость можно только за счет покупки новых активов или снижения уровня их износа.
Вместе с тем, как считает бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава, складывается впечатление, что оценку провели по методу остаточной стоимости.
"Министерство, несмотря на декларируемую открытость, так и не раскрыло детали проведения оценки", - посетовал он.
В качестве примера для сравнения, Александр Кава рассказал, как три года назад "Укрзализныця" прорабатывала вопрос обустройства железнодорожного обхода Киева, предполагавшего модернизацию 200 км пути и восстановление ранее ликвидированной железной дороги Ляплава-Канев-Мироновка протяженностью 40 км.
"Стоимость этого проекта была порядка 2 млрд долл., а сейчас всю железную дорогу, у которой 22 тыс. км путей, не говоря уже о подвижном составе, оценили в 11 млрд долл.", - поделился своим недоумением экс-замминистра.
В то же время эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев назвал позитивным тот факт, что активы УЗ оценили почти в два раза выше, чем изначально ожидалось.
"При этом, то, что оценка могла достигать 1,2 трлн грн, свидетельствует о том, что в последние годы инвестиции в обновление подвижного состава и железнодорожного пути находились на минимальном уровне. Как следствие, износ инфраструктуры сохраняется на уровне 85-100%", - отметил Владимир Шемаев.
Впрочем, по его мнению, стоимость оценки можно будет увеличить в будущем, если Мининфраструктуры и УЗ будут проводить адекватную инвестиционную стратегию в вопросах обновления подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры.
"Это может позитивно повлиять на проценты по кредитам или евробондам, которые "Укрзализныця" может выпускать в будущем", - подчеркнул Владимир Шемаев.