Преимущественно оппозиционная настроенность киевского электората и "заоблачная" концентрация сильных и небедных кандидатов превращают избирательную кампанию в столице в увлекательное и непредсказуемое действо, пишет BBC-Украина.
Преимущественно оппозиционная настроенность киевского электората и "заоблачная" концентрация сильных и небедных кандидатов превращают избирательную кампанию в столице в увлекательное и непредсказуемое действо, пишет BBC-Украина.
Тринадцать кампаний
Говорить об особенностях нынешней - и любой другой - кампании в Киеве довольно трудно, слишком большие различия можно наблюдать между отдельными столичными округами.
"На самом деле в Киеве нет единой кампании. Есть 13 кампаний, и они существенно отличаются друг от друга, - говорит ВВС Украины политолог Кость Бондаренко. - Киев неоднороден по своей сути, в нем есть более престижные районы, в которых живут люди с большим достатком, а вообще "пролетарские" районы. Поэтому и подходы разные. Скажем, на Печерске или на Позняках очень трудно покупать людей гречкой или другими какими-то материальными вещами, это проще делать на Дарнице или на Троещине ".
Читайте также: 10 округов, которые не поделили "Удар" и "Батькивщина"
Тем не менее, эксперты замечают в столичных выборах общие закономерности. Прежде всего, говорит глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко, "концентрация небедных людей на киевских округах выше, чем в среднем по Украине. Это приводит, с одной стороны, к богатой, а с другой - грязной кампании".
Чем привлекает столица Украины богатых претендентов на депутатский мандат? Все банально, говорит Черненко. "Прежде всего, чтобы далеко не ехать. Они не хотят менять свой образ жизни. Хотят ходить в те же рестораны, и всегда, а попутно - вести избирательную кампанию. Здесь у них СМИ под рукой есть, какие-то сети супермаркетов, которые можно задействовать в кампании ", - говорит эксперт.
Вторая особенность киевской кампании, говорит Черненко, - это то, что партийный бренд популярных в столице политических сил, "Батькивщины" и "Удара", дает хорошую стартовую площадку - до 10% - даже малоизвестному и не очень обеспеченному финансовым ресурсом кандидату.
"Такое разве что может быть на Западной Украине, и то не всегда. Если во многих регионах на мажоритарке голосуют за человека, то в Киеве прежде всего смотрят на ее партийность", - говорит эксперт.
"Свои" против "своих"
Еще одна особенность выборов в столице - это то, что главная линия противостояния на мажоритарных округах не всегда пролегает между мощным провластным кандидатом и сильным оппозиционером.
"В некоторых округах происходят реальные столкновения между представителями власти - например, на Печерске (в округе № 221 - ред.), - между Василием Горбалем, который является членом Партии регионов, и Аллой Шлапак, представительницей так называемой "молодой команды Черновецкого", - говорит Кость Бондаренко. - Так же есть округа, где ведется борьба между оппозиционерами, например, на Позняках (в округе № 212 - ред.), где соперничают Кирилл Куликов (от партии "Удар" - ред.) и генерал Виталий Ярема от объединенной оппозиции ".
Хотя, чего греха таить, Киев остается преимущественно оппозиционно настроенным по отношению к власти городом. Обвинения конкурентов в лояльности к власти, говорит Александр Черненко, является одной из самых распространенных "черных" технологий, активно задействуют в своих кампаниях столичные оппозиционеры.
Здесь - и корни "странного" выдвижения в Киеве провластных кандидатов. Лишь небольшая часть участников выборов, на которых, по прогнозам наблюдателей, будет сконцентрирована формальная и неформальная поддержка власти, рискнули идти на выборы под флагом правящей Партии регионов.
Например, в 219-м избирательном округе главным провластным кандидатом наблюдатели называют беспартийного Александра Пабата в то время как формальным выдвиженцем Партии регионов является летчик-испытатель Сергей Трошин, а в 214-м округе, где баллотируется экс-секретарь Киевсовета Олесь Довгий, кандидатом от Партии регионов числится бизнесмен Анатолий Хмель.
"Чернуха" по-киевски
Если речь идет о специфике, собственно, агитационной кампании в городе, то киевлян буквально заваливают разнообразной рекламой: от массового восстановления спортплощадок к банальным газетам в почтовых ящиках, от билбордов с изображениями кандидатов в депутаты до растяжек в окнах и на балконах горожан.
Последние, кстати, эксперты называют киевским ноу-хау. "В Киеве такой агитации, пожалуй, больше всего. Если в других городах мы фиксируем единичные случаи, то у нас от нее рябит", - говорит ВВС Украины координатор сети наблюдателей "Опора" в Киеве Ольга Гаврилюк. По данным эксперта, за размещение такой рекламы на своем балконе киевлянин может получить от соответствующего кандидата 200-250 гривен.
Главный инструмент черного пиара в Киеве - это открытка. Ее может распространять один кандидат против второго, один кандидат от имени второго против третьего, или просто один кандидат от имени своего оппонента.
Случаются в столице и более "креативные" методы "черной" агитации. Эксперты вспоминают, как кандидат в 221-м округе Геннадий Балашов, который, очевидно, считает своими главными конкурентами уже упомянутых Василия Горбаля и Аллу Шлапак, однажды отправивший территории округа автомобиль с прицепом, в котором хрюкали две свинки с надписями "Горбаль" и " Шлапак ". Еще один пример - внимание проходящих мимо его офиса людей привлекали два повешенных на ветку дерева чучела с соответствующими табличками на шее.
"Иногда звонят людям среди ночи и приглашают их на встречи с кандидатом, где якобы будут раздавать по 500 гривен. Люди приходят - а там никакой встречи, и, разумеется, никто ничего не раздает", - рассказывает Кость Бондаренко о неприятности, с которой пришлось столкнуться кандидату в 212-м округе Кириллу Куликову.
Не запутаться в конвертах
Настоящая, а не фальшивая раздача материальных благ избирателям, то есть, другими словами, подкуп - это, пожалуй, самая большая эпидемия нынешних выборов в Киеве. Если в августе - начале сентября кандидаты в депутаты активно раздавали пайки, говорит Ольга Гаврилюк, то в последнее время стали чаще раздавать деньги.
"Приходят домой, говорят: это вам подарок от кандидата, и дают конверт с деньгами. Как правило, 200 гривен", - говорит эксперт, добавляя, что на такой подарок могут рассчитывать только прописанные на территории округа жильцы квартиры. Другой случай, о котором упоминает Гаврилюк - представители кандидата в депутаты по 217-му округу Вадима Столара приносят избирателю домой приглашение на выборы. Вместе с приглашением в конверте лежат те же 200 гривен.
Несколько сложнее сценарий подкупа - вручение избирателю дисконтной карты на покупки в супермаркете - как показала практика, оказался и более рискованным. Именно за такую деятельность ЦИК вынесла предупреждение владельцу сети супермаркетов "Фуршет" Игорь Баленко, который выдвигается в депутаты на 212-м округе столицы.
Результативности подкупа избирателей не препятствует тот факт, что в Киеве, по статистике, проживают самые богатые избиратели в стране. "Тот избиратель, что богаче, не очень-то на выборы и ходит, - объясняет Александр Черненко. - А кто беднее, то деньги берет ... Киев - это не только средний класс".
Впрочем, эксперт говорит, что при определенных обстоятельствах этот метод получения симпатий электората может и не сработать, когда "в одном округе будут подкупать сразу несколько кандидатов. Тогда схема ломается, потому избиратель запутывается, от кого и сколько он взял".
Интернет не работает
Столица Украины является городом с наибольшим количеством пользователей интернета "на душу населения". Однако, говорят эксперты, кампании в социальных сетях практически не повлияли на распределение симпатий избирателей.
Читайте также: Соцсети не сыграли существенной роли на нынешних выборах, - эксперты
"Facebook скорее мобилизует протестный электорат, чем имеет агитационный характер. Вообще, сидящий в Facebook, редко голосует на выборах. Он считает так: я "лайкнул", зачем мне идти на участок?", - говорит Александр Черненко.
Пожалуй, наиболее масштабную интернет-кампанию в истории мажоритарных выборов в Украине в этом году развернула в 212-м округе известный адвокат Татьяна Монтян. Именно в сети она набирала волонтеров для участия в кампании, проводила фандрейзинг, распространяла агитационные материалы.
"Монтян поддерживает интернет-сообщество, но реально по результатам социсследований она находится на 5-6-м месте", - иллюстрирует Кость Бондаренко свой вывод о том, что интернет в этом году не влиял на ход столичных выборов.
Кличко или "Батькивщина"?
Если хотя в нескольких мажоритарных округах столицы кандидаты от власти имеют очень серьезные шансы на победу, то в пропорциональной части выборов максимум, на что может рассчитывать Партия регионов - это "почетное" третье место.
За первое место здесь бороться "Удар" и "Батькивщина", причем эксперты склонны ставить именно на "кличковцев".
Кость Бондаренко говорит, что "кличковцам" удалось обогнать "Батькивщину" во второй половине сентября, и называет две причины этого рывка: новизна партии и харизматичность лидера.
Однако Александр Черненко призывает "ударовцев" не расслабляться под влиянием обнадеживающих социологических данных: "Их избиратель часто говорит социологам, что он будет голосовать за" Удар ", а на самом деле на выборы не идет. Он будто за Кличко, но это надо встать, проголосовать ... Это - неустойчивый и не очень мобилизованный электорат".
Отношения между "Ударом" и "Батькивщиной" в Киеве были непростыми еще несколько лет назад, когда отсутствие договоренностей по выдвижению общего кандидата между этими двумя партиями позволила вдруг победить на выборах киевского городского головы Леонида Черновецкого.
Судя по тому, какими страстями году сопровождалось согласование столичных мажоритарщиков между этими двумя силами, их отношения назвать безоблачными нельзя и сегодня.
Неделю назад "Удар" на своем съезде снял двух своих выдвиженцев в округах столицы и выразил надежду на то, что "Батькивщина" снимет сразу семерых кандидатов. "Тимошенковцы" такое предложение гневно отвергли и отозвали на своем съезде лишь одного киевского кандидата.
"Если бы "Батькивщина" сняла семерых, оппозиция имела бы шансы на победу в большинстве округов Киева", - сухо констатирует Кость Бондаренко.
Все только начинается ...
Возможны ли в киевскую ночь выборов различные эксцессы или, как их любят называть политологи, "кризисные сценарии"? Наличие в столице нескольких округов, в которые "ресурсоемкие" кандидаты вложили немалое количество денег и, соответственно, цена поражения для них будет слишком высокой, заставляет экспертов давать утвердительный ответ на этот вопрос.
"Якобы здесь на один участок будет больше международных наблюдателей, будто вся пресса будет здесь, но, думаю, что ночь подсчета в Киеве будет тяжелая", - прогнозирует Александр Черненко.
Напомним, выборы состоятся 28 октября 2012 г.