ua en ru

Выборы-2012: Избирательная кампания обойдется участникам гонки в 20 млрд грн

Автор: RBC.UA
Общие расходы участников выборов на агитацию составят минимум 20 млрд грн, или 2,5 млрд долл. Такие выводы делают эксперты в области рекламы и причисляют к этой цифры все расходы партий и кандидатов - от рекламы на телевидении и в прессе до оплаты агитаторов и изготовление сувениров, пишет BBC-Украина.

Общие расходы участников выборов на агитацию составят минимум 20 млрд грн, или 2,5 млрд долл. Такие выводы делают эксперты в области рекламы и причисляют к этой цифры все расходы партий и кандидатов - от рекламы на телевидении и в прессе до оплаты агитаторов и изготовление сувениров, пишет BBC-Украина.

Такие расходы соизмеримы с затратами, что их правительство планирует направить на перечисление пенсий в Украине в 2013 г.

Председатель Ассоциации наружной рекламы, политконсультант Артем Биденко говорит, что большинство из этих средств участники выборов уже использовали. Эксперт не согласен с заявлениями некоторых своих коллег, которые говорят, что нынешние выборы могут стать самыми дорогими в истории Украины.

"Я не считаю, что на рекламу тратится больше денег, чем на предыдущих выборах. Чисто количественно - да, рекламы больше, потому что есть, кроме партий, много кандидатов в мажоритарных округах. Что касается вложения денег, то эти показатели не дотягивают до объемов 2007 г. Через финансовый кризис расценки на рекламу уменьшились втрое, отсюда - и общие финансовые вложения заметно меньше", - сказал Биденко.

Читайте также: В Кировоградской области партия "Удар" может обойти ПР и КПУ

Как говорит председатель комитета "Равенство возможностей" Александр Чекмышев, крупнейшие финансовые вливания участников выборов - это телевизионная реклама. "46% избирателей получают информацию из телевизионных медиа", - сказал эксперт.

Однако остается вопросом, есть ли эффект от мощных финансовых расходов партий и кандидатов.

Некоторые политологи считают, что политическая реклама не очень и нужна избирателям, поскольку, выбирая партию или кандидата, они меньше обращают внимания на телевизионные ролики и баннеры, а иногда их это вообще раздражает.

Как считает Артем Биденко, подавляющее большинство партий, принимающих участие в нынешних выборах, прибегают к имиджевой рекламе, которая особенно не влияет на рейтинги. "Такая реклама никак не влияет на так называемое "электоральное болото", то есть, на людей, которые еще не определились, за кого голосовать. Фактически, эта реклама направлена на лояльных к той или иной партии избирателей. Но, по моему мнению, реклама, которая "продает", очень нужна. Избирателю нужна реклама, которая содержит некие рациональные и эмоциональные преференции, которые побудили бы выбирать ту или иную политическую силу. Но этого нет, и поэтому то, что есть, существенно повлиять на результат выборов не может", - говорит Биденко.

Однако, каждая партия, устанавливая баннеры или платя немалые средства за теле - и радиоролики, подтверждает свое присутствие в информационном пространстве и вообще, как выражаются рекламисты, "метит территорию".

В то же время, эксперт компании "Первая рейтинговая система" Михаил Басараб считает, что политическая реклама все же имеет определенное влияние на сознание избирателя, когда он принимает окончательное решение относительно поддержки или не поддержки партии и кандидата.

"Другое дело, насколько высок коэффициент полезного действия. Прямая реклама обычно является менее эффективным, менее влиятельным инструментом, чем имиджевые мероприятия, когда агитируют не прямо, а опосредованно", - сказал Михаил Басараб.

Недавно Государственный комитет телевидения и радиовещания опубликовал исследование, согласно которому наибольшие объемы прямой политической рекламы, а также в теленовостях и ток-шоу имеют оппозиционные силы.

По данным Гостелерадио, по объемам прямой политической рекламы оппозиция представлена в 1,5 раза больше, чем провластные партии, а в ток-шоу время, выделенное на выступления представителям оппозиционных сил, почти в три раза больше времени, взятый провластными ораторами.

К оппозиционных авторы мониторинга относят "Батькивщину", "Удар", "Украина - вперед!", "Свободу", "Нашу Украину", Радикальную партию. К провластным - Партию регионов и КПУ.

Однако эти результаты отрицают негосударственные общественные организации - Академия украинской прессы, ассоциация "Общее пространство" и комитет "Равенство возможностей", которые предлагают в подсчетах принимать во внимание также и эфирное время, предоставленное председателю правительства и первому номеру списка Партии регионов Николаю Азарову, другим чиновникам, а также почетному председателю партии, президенту Виктору Януковичу. Учитывая этот фактор, присутствие в телепространстве представителей провластной политической силы существенно будет преобладать.

Артем Биденко говорит, что Партия регионов и Компартия "однозначно" имеют больше всего рекламы.

"Однозначно, больше всего тратит Партия регионов - у нее много рекламы любых уровней плюс админресурс. На втором месте по показателю прямой рекламы - КПУ. Но насколько я понимаю, "Украина - Вперед!" может иметь много "джинсы", то есть, непрямой рекламы, и поэтому за общими финансовыми затратами партия Наталии Королевской может оказаться на втором месте", - утверждает эксперт.

"Для КПУ вложения больших бюджетов в рекламную кампанию себя оправдают. Коммунисты четко сработали на свою целевую аудиторию. Старые или новые спонсоры решили рискнуть и вложить деньги в рекламу КПУ, и я думаю, что этот риск себя оправдал. КПУ на этих выборах достигают неплохого результата, и не в последнюю очередь - благодаря рекламе", - считает Михаил Басараб с "Первой рейтинговой системы".

В то же время, Михаил Басараб называет рекламу "Батькивщины" "безликой и некреативною", а Партии регионов - "масштабной и шаблонной". Он говорит, что в обоих случаях политическая реклама не будет иметь существенного влияния на избирателя. По словам политолога, "Удар" достигнет хороших результатов на выборах "вовсе не благодаря рекламе, а через провальную агитационную кампанию объединенной оппозиции".

Хотя эксперты в области рекламы, подсчитывая финансовые затраты на выборах, относят к ним и масштабную благотворительность и одаривание, которые стали признаком нынешних выборов в мажоритарных округах, на самом деле, подсчитать точные объемы этой доли избирательных бюджетов кандидатов и партий крайне сложно. Не исключено, что на конец выборов они окажутся заметно больше, чем декларируемая на сегодня цифра в 2,5 млрд долл.

Напомним, выборы в Верховную Раду состоятся 28 октября 2012 г.