Все меньше хлеба: рынок ХБИ в 2015 году продолжит сокращаться

Поговорка "Хлеб - всему голова", похоже, устарела. Падение рынка хлебобулочных изделий (ХБИ), начавшееся в 2009 году, продолжается. Уже ставшие традиционными причины сокращения рынка ХБИ - экономность населения и забота о своем здоровье - в прошлом году пополнились еще одной: потерей территорий.

Анастасия Арасланова-Абраменкова,
специально для РБК-Украина

Поговорка "Хлеб - всему голова", похоже, устарела. Падение рынка хлебобулочных изделий (ХБИ), начавшееся в 2009 году, продолжается. Уже ставшие традиционными причины сокращения рынка ХБИ - экономность населения и забота о своем здоровье - в прошлом году пополнились еще одной: потерей территорий.

Вынужденная макроэкономия

Рынок хлеба - один из самых непростых продовольственных рынков. Рентабельность производства ограничивается жестким госрегулированием цен на т.н. социальные виды хлеба. Близость производителя к верхушке исполнительной власти позволяет иметь доступ к ресурсам Госрезерва. Усиливается разгул теневых пекарей.

На все это накладывается сокращение реальных доходов граждан - инфляция в 2014 году составила почти 25%. И, по данным Госстата, в ноябре производство хлеба и хлебобулочных изделий было на 10,4% меньше, чем в ноябре 2013 года.

Динамика производства хлебобулочных изделий в Украине, тыс. тонн

Источник: по данным Госкомстата Украины, оценка Pro-Consulting

Удар, прежде всего, пришелся по ценовым сегментам "средний" и "выше среднего". По данным GfK Ukraine, потребительские настроения в Украине стабилизировались на низком уровне. "Без существенных сдвигов в экономической ситуации вероятность улучшения и потребительских настроений низкая", - комментируют аналитики GfK Ukraine, отмечая, что сильнее всего ухудшились потребительские настроения у наиболее экономически активных граждан в возрасте 31-45 лет.

Но нет худа без добра - мы стали выбрасывать меньше еды. После празднования 2014 года мы отправили на свалку 13% закупленных продуктов. После этого, в 2015 году на мусорки отправились 7,4% закупленных продуктов, свидетельствуют данные AgriSurvey. И хотя эти 7,4% стоили нам 546 млн грн, положительная динамика все же налицо.

"Данные исследования отражают общую ситуацию в потребительской среде. Так, в ноябре инфляция продуктов питания и безалкогольных напитков составила 21% относительно аналогичного месяца 2013 года", - резюмировал эксперт аграрных рынков УКАБ Игорь Остапчук.

Массовый отказ от хлеба

Ожидания хлебопеков, что население перейдет на более дешевые сорта ХБИ, не оправдываются уже пятый год подряд. Так, в 2009 году почетный президент ООО "Хлебные инвестиции" Юрий Триндюк утверждал: "Хлеб - это продукт первой необходимости, народ его есть не перестанет. Чем дороже другие продукты, тем выше продажи хлеба. Если будут дорожать мясо, молоко, то люди начнут увеличивать потребление хлеба".

Динамика объема потребление хлеба и хлебобулочных изделий в Украине в натуральном выражении, %

Источник: по данным Госкомстата Украины, оценка Pro-Consulting

Но именно в 2009 году рынок ХБИ впервые продемонстрировал падение. И, скорее всего, в 2015 году, падение этого рынка также неизбежно. Несмотря на прогнозы центра "Института аграрной экономики", специалисты которого считают, что недостаток мясомолочной продукции, рыбы и фруктов украинцы восполнят за счет ХБИ, круп, картофеля и других овощей.

Так, за неполный прошлый год падение потребления ХБИ на душу населения составило 5,2%, свидетельствуют данные Pro-Consulting. Различие в общих показателях и показателях на душу населения в 2014 году начальник отдела инвестиционного анализа Аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Ткачев пояснил так: в 2014 году расчеты производились без учета Крыма (2,5 млн человек).

"Расчет потребления продукции делается путем деления объема рынка на количество населения. Сложилась ситуация, когда население сократилось больше, чем объем рынка, что дало разницу в динамике по потреблению и емкостью рынка",- сказал Александр Ткачев.

Свою роль в падение продаж хлеба и булок внесла и пропаганда здорового образа жизни (снижения веса). Население все более тяготеет к т.н. здоровому питанию - это выражается в росте популярности японской и азиатской кухонь. В частности, доля рынка "Японии" в ресторанном сегменте разрослась до 20-30%. А с доставками "суши" и "сашими" на дом пока конкурирует только доставка пиццы.

Структура производства хлеба и хлебобулочных изделий в Украине за 9 мес. 2014 гг. в натуральном выражении, %

Источник: по данным Госкомстата Украины, оценка Pro-Consulting

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top