Время работать головой: как украинцы создают “интернет вещей”

Одно из направлений в создании гаджетов - спорт Одно из направлений в создании гаджетов - спорт

Каждый день в мире появляется все больше “умных” гаджетов, которые подключаются к сети, взаимодействуют друг с другом и улучшают качество жизни своих пользователей. Это так называемый “интернет вещей” (Internet Of Things, IoT) - мир, в котором  к интернету подключены не только люди, но и вещи.

РБК-Украина побывало на одном из крупнейших в Украине отраслевых мероприятий Lviv IT Arena 2016 и узнало, над какими “умными” устройствами сейчас работают украинцы.

Делай добро и бросай его в воду

Внутренний рынок для IoT-продуктов Украине фактически отсутствует в силу экономического положения страны, неосведомленности массового потребителя и неспособности платить за “умные” дома и “умные” устройства. Поэтому украинцы изначально создают “умные” продукты, ориентируясь на мировой рынок, получая деньги и признание за рубежом. Один из примеров - украинский стартап Petcube, который создал гаджет и приложение для удаленного общения хозяев со своими питомцами, в прошлом году заработал на этом 2,5 миллиона долларов. Как рассказал управляющий партнер фонда AVentures Capital и сооснователь Украинской ассоциации венчурного и частного капитала (UVCA) Андрей Колодюк, в этом году оборот компании ожидается на уровне 10 миллионов долларов. AVentures Capital является одним из инвесторов Petcube и, по словам Колодюка, очень доволен результатом. “Объем мирового рынка товаров для животных сейчас составляет порядка 80 миллиардов долларов. Только вдумайтесь в эту цифру! Petcube стал самым успешным в мире в своей нише и растет рекордными темпами”, - рассказывает Колодюк. Сейчас похожий гаджет даже пытается сделать известный тайванський производитель Acer.

Успехи украинских разработчиков вдохновляют бизнес на поиск новых ниш и создание собственных продуктов. На одном из крупнейших в Украине ИТ-форумов Lviv IT Arena, который прошел во Львове с 30 сентября по 2 октября, было представлено сразу несколько “свежих” продуктов, которые заинтересовали инвесторов. Так, стартап Swimmerix впервые вживую представил прототип устройства, которое может заменить персональных тренеров по плаванию. Основатель проекта Ярослав Иссааков, сейчас живет в Великобритании и сам увлекается плаванием. “Плавание - это древнейший вид спорта. Но инновационных решений для тренировок пловцов в мире нет. Даже на Олимпиаде 2016 в Рио в бассейнах использовались обыкновенные световые индикаторы, указывающие спортсменам дистанцию”, - рассказал он РБК-Украина.

Swimmerix представляет собой систему из двух гаджетов: “умного” браслета и базы, которые работают на специальном программного обеспечении. База крепится на стенку бассейна и выводит на экран биометрические данные пловца: его пульс, скорость заплыва, дистанцию, количество потраченных калорий. Кроме того, система использует технологию, точно отслеживающую движения пловца. В теории, это позволит фиксировать ошибки и научиться плавать правильно. Для связи браслета с базой применяется технология спецсвязи, которая применяется также в военной сфере. “Традиционные Bluetooth и Wi-Fi не могут нормально работать под водой. А мы обеспечиваем стабильное соединение на глубине до 1,2 метра”, - рассказывает Иссааков. Все, что использует стартап, это, по его словам, существующие проверенные технологии, и Swimmerix “не претендует на Нобелевскую премию”. Инновация стартапа заключается в том, как эти технологии собраны вместе. Исааков утверждает, что Swimmerix первым в мире предложил программы индивидуальных тренировок на базе биометрических данных. И уже получил патент на свое изобретение в Великобритании. Следующий этап - получение патента в США и доводка промышленного образца до версии, которую можно пустить в производство. Для этого стартапу нужно порядка 100 тысяч долларов. Чтобы наладить производство в Юго-Восточной Азии и выпустить первую партию продукта, нужно еще 100-150 тысяч долларов.

В феврале этого года Swimmerix выходил на краудфандинговую платформу Kickstarter и пытался за месяц собрать 24 тысячи фунтов стерлингов. За пару недель стартап собрал 5,6 тысяч фунтов стерлингов и остановил кампанию. Тогда Иссааков говорил, что настоящей целью этой кампании был не сбор средств, а получение обратной связи от пользователей. “Без каких-либо инвестиций мы получили около 400 публикаций в СМИ и понимание того, куда дальше стоит развивать проект”, - рассказал он РБК-Украина. В итоге маркетологи проекта наладили коммуникацию с басейнами из США и, по словам Иссаакова, те уже ждут, когда они смогут опробовать устройство.

Основатель барселонского акселератора Startupbootcamp Анхель Гарсиа немного скептически  относится к изобретению украинцев. “То есть, все 50 человек, которые плавают в одном бассейне, принесут свои устройства и прикрепят их там на стену. Как это будет выглядеть?”, - рассуждает он. Однако, по мнению Иссаакова, для успешной монетизации стартапа ему не обязательно набирать так много пользователей. “В США насчитывается порядка 270 тысяч коммерческих бассейнов. Если в каждом из них будет использоваться хотя бы по паре наших устройств, оборот компании уже составит десятки миллионов долларов”, - объясняет Иссааков. Если же на одной дорожке и правда будет использоваться несколько гаджетов, каждый из них можно идентифицировать, например, по подсветке дисплея.

Гаджетомания по-украински

Swimmerix - только один из украинских стартапов в области “интернета вещей”, которые появились за последний год. Уже год в Киеве работает целая лаборатория для подобных проектов - IoT Hub. Ее создал Роман Кравченко, основатель компании-разработчика LiveBoard. Резидент этой лаборатории Максим Гетьман представил на Lviv IT Arena сразу два проекта: “умные” весы Foodger и “умный” гаджет для баров Keger, контроллирующий расход пива.

Foodger представляет собой подставку, которая передает на смартфон данные о наличии на ней того или иного продукта. “Когда живешь не один, то такое бывает: приезжаешь домой, а все молоко кто-то уже выпил”, - рассказывает о своей идее Гетьман. По его словам, у человека есть обычно шесть-семь критически важных для него продуктов питания. И Foodger позволяет сделать так, чтобы информация о наличии или отсутствии этих продуктов постоянно были в наличии. Сейчас стартап готовит кампанию по сбору средств на Kickstarter.

Второй стартап Гетьмана, Keger, тоже связан с весом. Он подсчитал, что сейчас около 15% пива в барах портится и утилизируется из-за невозможности точно контролировать его расход. При этом две трети клиентов покидают заведение, если из любимое пиво внезапно закончилось. “Умную” подставку под пивные бочки, которая позволяет рассчитать расход пива, планируется испытать в барах. Гетьман уже договорился с двумя киевскими барами Beer Point о месяце бесплатного пробного периода. Для баров, которые подключатся позже, будет действовать двухнедельный пробный период. Если продукт им понравится, пивные смогут продолжать его использовать за ежемесячную плату в пределах 12-15 долларов за одну подставку.

На Lviv IT Arena были и другие украинские разработки в области “интернета вещей”. Например, компания RSG (Remote Sensitive Glove) показала “умную” перчатку для велосипедистов. Она вибрирует и подает световой сигнал, если рядом проезжает машина, таким образом предупреждая велосипедиста.

Свою новую разработку представил Богдан Сас, основатель “умной” гантели Helko, подсчитывающей количество калорий и упражнений. Новый его гаджет называется Helko FitGame и представляет собой круглое устройство с экраном, которое можно закрепить на любой поверхности. Сас предполагает, что закрепив несколько таких гаджетов в разных частях тренировочного зала, можно устраивать финтес-игры или же обучать детей. Но стартап еще находится в поисках бизнес-модели.

Усовершенствованную версию своих “умных жалюзи” во Львове представил стартап SolarGaps. Как ранее писало РБК-Украина  , жалюзи оборудованы солнечными батареями и позволяют превратить солнечную энергию в электроэнергию для дома. В этом месяце  SolarGaps собирается выйти на Kicksterter и собрать коммерческие заказы из разных стран.

Украинским гаджетовым стартапам есть что показать не только внутри страны, но и на междунарожных выставках. Как рассказывает Андрей Колодюк, стенд с украинскими гаджетами впервые будет представлен на крупнейшей в мире выставке потребительской электроники CES 2017, которая пройдет в январе 2017 года в Лас-Вегасе, США. По его словам, в стране есть перспективые разработки, но у наших стартапов часто элементарно нет денег, чтоб поехать на такого рода мероприятие. “В прошлом году украинcкий проект Ecois.me (система “умного” энергопотребления, - ред.) на этой выставке получил награду Best of Innovations, но просто не смог туда поехать”, - объясняет он. Если бы Ecois.me попал в Лас-Вегас, то уже там получил бы контракты, считает Колодюк, по словам которого размещение одного небольшого стенда на выставке стоит порядка 5 тысяч долларов. В этом году на украинском стенде будет представлено восемь стартапов, которые смогут бесплатно поехать на выставку. Все затраты возьмут на себя международный фонд WNISEF и UVCA, которые 12 октября отберут участников.

 

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top