ua en ru

ВР разработает свой вариант законопроекта о Кабмине

Автор: RBC.UA
Верховная Рада будет разрабатывать собственный законопроект о Кабинете министров. Об этом сообщил сегодня председатель ВР Александр Мороз во время встречи с руководителями областных, киевской и севастопольской администраций.

Верховная Рада будет разрабатывать собственный законопроект о Кабинете министров. Об этом сообщил сегодня председатель ВР Александр Мороз во время встречи с руководителями областных, киевской и севастопольской администраций. По словам спикера, два законопроекты, зарегистрированные на сегодняшний день в ВР - от Секретариата Президента и от правительства, - содержат существенные противоречия. Так, законопроект от Кабмина предусматривает увеличение полномочий правительства за счет полномочий отдельных министров, в то же время, законопроект Секретариата Президента предлагает, наоборот, усилить полномочия отдельных министров. А.Мороз считает, что разработанный депутатами прошлой каденции ВР законопроект о Кабинете министров был наилучшим. Поэтому, в парламенте будет создана специальная рабочая группа, которая возьмет разработанный депутатами законопроект за основу, и будет дополнять его положениями из законопроектов Секретариата и Кабмина. "Я убежден, мы примем этот законопроект, и надеюсь - на нынешней сессии, для того, чтобы снять проблемы функционирования Кабмина", - сказал он. Отметим, что заявление А.Мороза выглядит довольно логично, так как оба законопроекта имеют значительные недостатки. Разработчики проектов, вместо того, чтобы выписать максимально понятную процедуру распределения полномочий после изменений в Конституцию и урегулировать отношения между различными ветвями власти, попытались внести изменения в Конституцию, чтобы укрепить свое влияние в государстве. Так, в Кабмине стремились зафиксировать доминирующее положение правительства и премьер-министра, а в отдельных случаях и незаконно прихватить полномочия главы государства. В то же время в Секретариате Президента, используя те же методы, стремились во чтобы-то ни стало сохранить влияние главы государства на исполнительную власть. Впрочем, многие несостыковки можно было бы исправить, если бы две провластные команды сумели договориться, однако об этом говорить пока не приходится. Как правительство, так и Секретариат Президента не готовы пока идти на компромисс. Поэтому, по логике вещей, вариант Виктора Ющенко обречен на провал в парламенте, а вариант Виктора Януковича - в свою очередь - рискует натолкнуться на президентское вето. За основу законопроекта о Кабмине, разработанного правительством, лег зарегистрированный в парламенте еще в феврале с.г. вариант закона, авторами которого были А.Мороз и Степан Гавриш, и который ранее уже прошел предварительную обработку четырех профильных комитетов и так называемой "конституционной" спецкомиссии ВР. Однако до голосования этот проект так и не дожил. Согласно документу, Кабинет министров подконтролен и подотчетен Верховной Раде и ответственен перед Президентом Украины в пределах, предусмотренных Конституцией. Проект закона предусматривает, что некоторые указы президента скрепляются подписями премьер-министра и министра, ответственного за его выполнение. Предлагается ввести солидарную ответственность Кабмина за результаты деятельности правительства как коллегиального органа, а также политическую ответственность министров за состояние дел в их сферах. Также предусмотрено, что в случае избрания министра народным депутатом он продолжает занимать министерскую должность до начала работы вновь сформированного правительства. В то же время за основу президентской версии были взяты разработки, в свое время подготовленные еще депутатом Игорем Колиушко. В то же время этот проект, в отличие от оппонентов, был существенно переработан. В отличие от правительственного, он регулирует деятельность не только высшего органа исполнительной власти, но и центральных органов. Документом предусматривается внесение изменений в систему управления как в самом Кабинете министров, так и в министерствах и государственных комитетах. По мнению Президента, в Украине должна быть построена четкая вертикаль исполнительной власти, где есть правительство, глава правительства и министерства. Министерства должны выполнять исключительно политическую роль. Под ними есть соответствующие государственные комитеты, которые реализуют административную функцию, они подотчетны и подконтрольны министерствам. Также Президент предлагает в своем законопроекте ввести должность государственных секретарей, во избежание частых кадровых изменений в аппаратах министерств. При этом, согласно документу, подавать представления на назначение государственных секретарей должно правительство. Среди тех, кто будет рассматривать это представление, будет соответствующий Совет государственной службы, в который войдут на паритетных основах представители Верховной Рады, Президента и Кабинета министров. Кабмин, как известно, выступал против введения института госсекретарей. Документ также определяет четкую процедуру скрепления указов главы государства премьер-министром и ответственными министрами. Механизм контрассигнации сбалансирован опубликованием такого указа. В свою очередь указ не может быть опубликован, если нет соответствующей подписи премьер-министра и министра. В правительственном документе такая процедура была не урегулирована. Напомним, что работа над законопроектом "О Кабинете Министров Украины" длится уже около десяти лет. В течение этого времени закон семь раз одобрялся Верховной Радой, но каждый раз Президент применял к нему право вето. Интересно, что 2 ноября 2006 г. А.Мороз предложил создать комиссию по доработке законопроектов о внесении изменений в Конституцию, в том числе о Кабмине, Президенте Украины, министерствах и других центральных органах исполнительной власти, а также о проведении всеукраинских и местных референдумов. Комиссия должна работать в течение одного года, а впервые обязана отчитаться в ВР не позднее чем через 6 месяцев с момента своего создания. Однако ВР отложила решение этого вопроса, предварительно до 13 ноября с.г. Эксперты не исключают, что перенос вопроса о создании комиссии по конституционной реформе связан с разным видением Президентом и представителями антикризисной коалиции пакета законов о внесении изменений в Основной закон. Стоит отметить, что 6 ноября народный депутат от "Нашей Украины" Петр Порошенко заявил о том, что "Наша Украина" рассмотрит во время второй части третьего съезда рекомендацию программного комитета партии о шагах по отмене политреформы в Украине. "Мы считаем, что сегодня политреформа в нынешнем виде чрезвычайно вредна для Украины, она порождает конституционный беспорядок. И, как следствие, это несет серьезные проблемы для украинского народа", - заявил он. А.Мороз в свою очередь уже отметил, что это заявление только подтвердило позицию СПУ об угрозе политреформе. Сегодня спикер в очередной раз выступил за продолжение политреформы. По его словам, если она не будет продолжена, Украина не приблизится к европейской модели управления.