ua en ru

ВР утвердила упрощение налогообложения малого бизнеса

Автор: RBC.UA
Верховная Рада (ВР) Украины приняла во втором чтении и в целом правительственный проект закона № 8521 от 16 мая 2011 г. о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства). За соответствующий законопроект проголосовали 264 народных депутата.

Верховная Рада (ВР) Украины приняла во втором чтении и в целом правительственный проект закона № 8521 от 16 мая 2011 г. о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства). За соответствующий законопроект проголосовали 264 народных депутата. В случае подписания его Президентом, закон вступит в силу с 1 января 2012 г.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, на уплату единого налога, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.
Юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, установленным настоящей главой, и регистрируется плательщиком единого налога в порядке, определенном настоящей главой.

Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, делятся на следующие группы плательщиков единого налога:

первая группа - физические лица - предприниматели, не использующие труд наемных лиц, осуществляющих исключительно розничная продажа товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению, и объем доходов которых в течение календарного года не превышает 150 тыс. грн;

вторая группа - физические лица - предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщики единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев:
не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек;
объем дохода не превышает 1 млн грн.
Действие настоящего подпункта не распространяется на физических лиц - предпринимателей, которые предоставляют посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества. Такие физические лица - предприниматели относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для третьей группы;

третья группа - физические лица - предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев:

не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек;
объем дохода не превышает 3 млн грн;

четвертая группа - юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев:
средняя учетность количества работников не превышает 50 человек;
объем дохода не превышает 5 млн грн.

Не могут быть плательщиками единого налога:
субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица - предприниматели), осуществляющих:
деятельность по организации, проведению азартных игр;
обмен иностранной валюты;
производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин);
добыча, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования;
добыча, реализация полезных ископаемых;
деятельность в сфере финансового посредничества, кроме деятельности в сфере страхования, осуществляемая страховыми агентами, определенным Законом Украины "О страховании", сюрвейера, аварийными комиссарами и аджастер, определенным разделом III настоящего Кодекса;
деятельность по управлению предприятиями;
деятельность по предоставлению услуг почты и связи;
деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;
деятельность по организации, проведение гастрольных мероприятий.

Пресс-служба Кабмина отмечает, что изменения приняты с целью стимулирования предпринимательской деятельности в Украине:

- повышен предельный размер дохода, при котором возможно применение упрощенной системы налогообложения (для физических лиц - с 500 тыс. грн. до 3 млн. грн., для юридических лиц - с 1 млн. до 5 млн. грн.);
- введена процентная ставка единого налога: 3% от дохода для физических лиц по объему дохода до 3 млн. грн. при условии уплаты НДС, 5% от дохода - без уплаты НДС (в действующем законодательстве такая норма отсутствует);
- отменено ограничение относить на расходы налогоплательщика на прибыль расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц - плательщиков единого налога;
- предоставлено физическим лицам - плательщикам единого налога право регистрироваться плательщиками НДС;
- отменена 50-процентная надбавка, которая применяется к фиксированным ставкам единого налога за каждого наемного работника (в действующем законодательстве - за каждого наемного работника дополнительно оплачивается 50% ставки налога).

Кроме того, разработан механизм упрощения административных процедур, ведь усложненные процедуры отчетности и учета, которые существовали до принятия данного закона, не соответствуют концепции упрощенной системы налогообложения. Поэтому принято решение:
- отменено ежегодное оформление свидетельства плательщика единого налога (согласно действующего законодательства заявление на применение упрощенной системы налогообложения подается ежегодно);
- отменены авансовые взносы для плательщиков единого налога, уплачивают налог по процентным ставкам. Налог будет уплачиваться по данным декларации (в соответствии с действующего законодательства - ежемесячно авансовыми взносами);
- установлен годовой отчетный период для физических лиц с незначительным объемом дохода (до 150 тыс. грн.);
- предоставлено право физическим лицам, которые не используют труд наемных лиц, не уплачивать единый налог на время отпуска в течение календарного месяца, а также болезни, подтвержденной больничному листу, если она длится календарный месяц и более;
- установлена для физических лиц - плательщиков единого налога (за исключением тех, которые являются плательщиками НДС) обязанность по ведению книги учета доходов (без учета расходов).

Несмотря на то, что существующая система налогообложения малого бизнеса стала активно использоваться для минимизации налоговых обязательств, вследствие чего нарушаются интересы наемных работников и участников налогового процесса, в законодательство были внесены следующие изменения:
- представление плательщиками налога на прибыль перечня доходов и расходов в разрезе контрагентов - плательщиков единого налога;
- установление требования для физических лиц, уплачивающих налог по фиксированным ставкам, относительно предоставления услуг исключительно населению и плательщикам единого налога;
- установление повышенных ставок единого налога за нарушение условий применения упрощенной системы налогообложения;
- аннулирование свидетельства плательщика единого налога при установлении нарушений.

Напомним, 16 июня с.г. ВР приняла за основу правительственный законопроект о внесении изменений в налоговое законодательство Украины, которые предусматривают упрощение системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Налоговый кодекс Украины вступил в силу 4 декабря 2010 г.