ua en ru

ВР приняла предложения Президента к закону об упрощении разрешительных процедур в строительстве

Автор: RBC.UA
Верховная Рада Украины приняла в целом правительственный проект закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" с предложениями Президента Украины от 03.02.2011 г.

Верховная Рада Украины (ВР) приняла в целом правительственный проект закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" с предложениями Президента Украины от 03.02.2011 г.

Соответствующие изменения в законопроект (№ 7418 от 02.12.2010 г.), инициированного Кабинетом министров Украины, поддержали 269 народных депутатов.

В частности, статья 21 (Общественные слушания относительно учета общественных интересов) изложена в редакции, согласно которой общественному слушанию подлежат разработанные в установленном порядке проекты градостроительной документации на местном уровне: генеральные планы населенных пунктов, планы зонирования территорий, детальные планы территорий.

Утверждение на местном уровне градостроительной документации, указанной в части первой настоящей статьи, без проведения общественных слушаний по проектам такой документации запрещается.

При решении в соответствии с законом "Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости" вопросов отчуждения для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, общественные слушания не проводятся.

По закону, сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы (в случае делегирования им таких полномочий) обязаны обеспечить: обнародование принятых решений по разработке градостроительной документации на местном уровне с прогнозируемыми правовыми, экономическими и экологическими последствиями; обнародования проектов градостроительной документации на местном уровне и доступ к этой информации общественности; регистрацию, рассмотрение и обобщение предложений общественности к проектам градостроительной документации на местном уровне, согласование спорных вопросов между общественностью и заказчиками градостроительной документации на местном уровне через согласительную комиссию; обнародования результатов рассмотрения предложений общественности к проектам градостроительной документации на местном уровне.

Законом также устанавливается, что обнародование проектов генеральных планов, планов зонирования территорий, детальных планов территорий осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня их поступления в соответствующий орган местного самоуправления.

Обнародование проектов градостроительной документации на местном уровне является основанием для представления предложений общественности в соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно закону, предложения общественности должны быть обоснованы в рамках соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, государственных строительных норм, стандартов и правил и предоставляться в сроки, определенные для проведения процедуры общественных слушаний.

Предложения, предоставленные после установленного срока, не рассматриваются.

Кроме того, предложения к проектам градостроительной документации на местном уровне имеют право предоставлять: совершеннолетние дееспособные физические лица, проживающие на территории, для которой разработан соответствующий проект градостроительной документации на местном уровне, юридические лица, объекты недвижимого имущества которых расположены на территории, для которой разработан соответствующий проект градостроительной документации на местном уровне; владельцы и пользователи земельных участков, расположенных на территории, для которой разрабатывается документация, и на смежной с ней; представители органов самоорганизации населения, деятельность которых распространяется на соответствующую территорию; народные депутаты Украины, депутаты соответствующих местных советов.

Согласно закону, для рассмотрения спорных вопросов, возникающих в процессе общественных слушаний, образуется согласительная комиссия, в состав которой входят: должностные лица соответствующего органа местного самоуправления, представители органа земельных ресурсов, природоохранного и санитарно-эпидемиологического органа, органа градостроительства и архитектуры, охраны культурного наследия и других органов, представители профессиональных объединений и союзов, архитекторы, ученые; уполномоченные представители общественности, которые избираются в ходе общественных слушаний. Количество представителей общественности должна составлять не менее 50% и не более 70% общей численности комиссии.

Председателем согласительной комиссии является должностное лицо соответствующего органа местного самоуправления.

Согласительная комиссия в течение двух недель после ее создания рассматривает спорные вопросы, зафиксированные в протоколе общественных слушаний, и принимает решение об учете или мотивированное отклонение этих предложений (замечаний).

Заседание согласительной комиссии является правомочным, если в нем приняли участие не менее двух третей ее членов (из них не менее половины представителей общественности).

Решение согласительной комиссии принимается большинством присутствующих членов и оформляется соответствующим протоколом.

В случае несостоятельности согласительной комиссии урегулировать спорные вопросы между сторонами окончательное решение принимает соответствующий орган местного самоуправления. Урегулированы согласительной комиссией спорные вопросы между сторонами или приняты соответствующим органом местного самоуправления решения являются основанием для внесения изменений в проект соответствующей документации.

Законом также устанавливается, что обнародование результатов рассмотрения предложений общественности к проектам градостроительной документации на местном уровне осуществляется в двухнедельный срок со дня их принятия путем опубликования в средствах массовой информации, распространяющихся на соответствующей территории, а также размещение таких решений на официальных сайтах этих органов.

Лица, которые обнародуют проекты генеральных планов населенных пунктов, зонирование территорий, детальных планов территорий, являются ответственными за их подлинность.

Также, согласно закону, финансирование мероприятий по учету общественных интересов осуществляется за счет органов местного самоуправления, а порядок проведения общественных слушаний определяет Кабинет министров Украины.

Напомним, Президент Украины Виктор Янукович применил право вето к закону Украины "О регулировании градостроительной деятельности" и вернул его в ВР со своими предложениями.

Причинами для принятия такого решения стало следующее: во-первых, законом сужаются права граждан относительно возможности принятия участия в обсуждении при планировании и застройке территории, во-вторых, создаются возможности для вмешательства в исключительную компетенцию органов местного самоуправления, в том числе - по ограничению компетенции сельских, поселковых, городских советов относительно утверждения градостроительной документации, которая закреплена в законе Украины "О местном самоуправлении в Украине", в-третьих, закон не предусматривает достаточного ответственности за негативные последствия, вызванные допущенными нарушениями строительных норм, стандартов и правил в процессе проектирования, экспертизы проектов и строительства объектов градостроительства.

13 января с.г. ВР Украины приняла вышеупомянутый правительственный законопроект.