Министерство здравоохранения намерено провести революционную реформу системы общественного здравоохранения. Для этого планируется создать единую структуру, которая объединит около 40 подведомственных учреждений и консолидирует функции по эпидемиологическому надзору. Чиновники уверены, что реорганизация позволит более оперативно предотвращать угрозы возможных эпидемий и даже защит украинцев от биотерроризма. Однако инициативам Минздрава сопротивляются как депутаты, так и медицинские профсоюзы.
Министерство здравоохранения намерено провести революционную реформу системы общественного здравоохранения. Для этого планируется создать единую структуру, которая объединит около 40 подведомственных учреждений и консолидирует функции по эпидемиологическому надзору. Чиновники уверены, что реорганизация позволит более оперативно предотвращать угрозы возможных эпидемий и даже защит украинцев от биотерроризма. Однако инициативам Минздрава сопротивляются как депутаты, так и медицинские профсоюзы.
Министерство здравоохранения планирует всерьез взяться за реформирование системы общественного здоровья. Ключевым элементом реформы, концепцию которой ведомство обнародовало на своем сайте, является создание "Центра общественного здравоохранения". Этот новый орган должен стать площадкой для консолидации аналитических, исследовательских, лабораторных учреждений Минздрава.
Примечательно, что приказ о создании центра Минздрав издал еще осенью прошлого года. Согласно ему, в новую структуру должны войти 9 подведомственных министерству учреждений. В частности, "Украинский научно-исследовательский противочумный институт им. И.И. Мечникова", "Украинский центр контроля за социально опасными заболеваниями", "Львовский НИИ эпидемиологии и гигиены".
Кроме того, в состав центра должны войти более 30 подразделений санитарно-эпидемиологической службы, в основном, региональные лабораторные центры.
"Мы пытаемся сформировать целостную систему общественного здравоохранения под управлением данного центра, который будет иметь также свои региональные подразделения. В целом, на систему будут возложены основные функции общественного здоровья, определенные Всемирной организацией здравоохранения. К примеру, эпиднадзор, который передадут центру от ликвидируемой санэпидемслужбы", - рассказал РБК-Украина заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец (курирует реформу системы общественного здравоохранения).
Напомним, ликвидировать Госсанэпидслужбу правительство решило еще в сентябре 2014 года, чтобы сократить количество госорганов. В Минздраве, впрочем, считают это решение поспешным.
"Когда я пришел в Минздрав в прошлом году, постановление о ликвидации Госсанэпидслужбы уже было принято. Но мы приложили максимум усилий, чтобы оставить функции эпиднадзора за Министерством здравоохранения. Если бы мы этого не сделали, то система эпиднадзора перестала бы существовать, поскольку функции по надзору за инфекционными заболеваниями людей не нужны системе Минагрополитики, куда передавались все функции санэпидслужбы", - уточнил Игорь Перегинец.
Вместе с тем, сейчас Госсанэпидслужба выполняет, скорее, инспекторские функции. "Но, при этом, фактически не выполняет аналитическую работу по заболеваниям, в первую очередь, неинфекционным. А они, между прочим, являются основной причиной смертности в Украине", - возмутился исполнительный директор "Всеукраинской сети ЛЖВ" Владимир Курпита.
Чиновники рассчитывают, что в результате реформы система общественного здравоохранения станет основой для принятия и других государственных решений. В частности, новый центр будет следить за тем, чтобы Кабмин не забывало о здоровье украинцев.
"Например, центр будет готовить обоснованные рекомендации правительству по поводу фискальной политики в сфере табакокурения. То есть, предлагать те или иные ставки акцизов на табачные изделия. Это обусловлено тем, что всегда дешевле предупредить заболевание, нежели потом их лечить", - говорит Игорь Перегинец.
Также в новую структуру Минздрава войдет "Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения и информационных технологий". "Институт есть, но смертность на дорогах продолжает оставаться высокой. Это свидетельствует о неэффективной деятельности и сконцентрированности на абсолютно других приоритетах, которые в рамках общественного здоровья не имеют ценности", - объяснил РБК-Украина Перегинец.
Замминистра здравоохранения говорит, что сейчас все подразделения и учреждения, которые войдут в структуру нового центра, проходят юридическую процедуру ликвидации. "Но люди работают и будут продолжать работать. К примеру, в этом году на систему санэпидслужбы выделено в госбюджете около 1 млрд гривен", - заверил чиновник.
В Минздраве надеются, что процесс организации центра и его структурных подразделений закончится до конца года. Чиновники торопятся, чтобы правительство успело заложить в госбюджете-2017 необходимые средства.
"В международной практике финансирование системы общественного здравоохранения составляет существенную долю бюджетных затрат на здравоохранения в стране. Если сейчас через ежегодно Минздрав проходит 56 млрд гривен, то, соответственно, доля системы общественного здравоохранения должна увеличиться и составлять не менее 5-6 млрд гривен. Центр и его представительства будет существенной частью этой системы", - сообщил Игорь Перегинец.
Провести реформу в целом предполагается в течение 2016-2019 годов. Помимо организации "Центра общественного здравоохранения" планируется адаптировать украинское законодательство с европейским, отменить устаревшие санитарные нормы и правила.
Пациентские организации создание "Центра общественного здравоохранения" поддерживают. "Подобные центры существуют во многих странах мира. В Украине до сих пор нет единого узла, который бы собирал и обрабатывал информацию о здоровье общества", - подчеркнул Владимир Курпита
Исполнительный директор "Всеукраинская сеть ЛЖВ" напоминает, что Украина при подписании соглашения об ассоциации с ЕС взяла на себя обязательство создать "Центр общественного здравоохранения". Кроме того, это требование закреплено и в коалиционном соглашении.
По словам Игоря Перегинца, создание "Центра общественного здравоохранения" поддерживается Еврокомиссией, другими международными структурами, в частности, правительством США и немецким Институтом Коха. "Еврокомиссия надеется на то, что Украина будет партнером в вопросах биобезопасности не только у себя в стране, но и в целом в нашем регионе", - отметил он.
Впрочем, идею создать единую структуру, которая будет заниматься координацией системы здравоохранения, подверглось серьезной критике со стороны парламентариев.
Народные избранники, которые считают, что ликвидация ряда учреждений Минздрава в процессе реформы, может негативно повлиять на систему реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе связанные с биологическим терроризмом.
Так, в декабре прошлого года народный депутат Алексей Гончаренко (БПП) обратился к премьер-министру Арсению Яценюку с требованием приостановить реорганизацию институтов и создание центра. Парламентарий, в частности, категорически против ликвидации Украинского научно-исследовательского института им. И.И. Мечникова и Украинского центра по контролю и мониторингу заболеваний.
В другом обращении, которое группа народных избранников адресовала на имя председателя парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольги Богомолец (БПП), указывается, что создание центра может привести к значительным проблемам при осуществлении надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
Мало того, раскритиковали реформу и руководители реорганизуемых институтов. ."Такая "реорганизация" системы эпидемиологического надзора приведет только к еще большему усложнению эпидемической ситуации, разрушениюлабораторной сети по вопросам эпидемиологического наблюдения за инфекционными болезнями и утраты персонала высокого квалификационного уровня", - заверила в своем письме Ольгу Богомолец главный врач Украинского центра по контролю и мониторингу заболеваний Минздрава Любовь Некрасова. Она также отметила риск монополизации новым центром функций территориальных структур, на которые возложено осуществление эпидемиологического надзора.
"Негативная реакция на создание этого центра обусловлена тем, что руководители институтов и других структур, которые должны войти в центр в качестве его структурных подразделений, руководствуются своими меркантильными интересами, а не интересами системы здравоохранения в целом. Естественно, что количество руководящих должностей будет сокращено", - уверен замминистра здравоохранения Игорь Перегинец.
Чиновник также отметил, что готов конструктивно работать с комитетом Верховной Рады по вопросам здравоохранения по вопросу создания центра. "Я готов работать с комитетом, если у народных депутатов есть желание услышать, а не только критиковать чтобы не случилось", - заверил он РБК-Украина.
В то же время, реформой общественно здравоохранения всерьез озадачен медицинский профсоюз. 8 февраля Киевский апелляционный административный суд удовлетворил иск Профсоюза работников здравоохранения Украины, которым решение Кабмина о реорганизации Госсанэпидемслужбы признано недействительным.
Правда, Кабмин не согласился с решением апелляционного суда и подал кассационную жалобу в Высший админсуд. Последний принял ее к рассмотрению 1 марта, но не установил дату вынесения решении по этому делу.
Свой иск профсоюз мотивировал тем, что в Украине действовал на момент принятия решения Кабмином мораторий на ликвидацию и реорганизацию учреждений здравоохранения. Кроме того решение о реорганизации не было согласовано с Минздравом.
Таким образом, уточнил Игорь Перегинец, может создаться впечатление, что решение суда об отмене реорганизации санэпидемслужбы направлено против решения о создании "Центра общественного здравоохранения". "Но мы напротив ратуем за сохранение самой главной функции - эпиднадзора. Чтобы ее сохранить, мы создали центр. Просто мы не пошли по судам, как профсоюзы, а пошли другим более конструктивным путем", - подчеркнул он.
Правда, в Минздраве надеются, что им все же удастся избежать проблем и в случае, если суд в дальнейшем примет сторону профсоюзов и добьется, тем самым, отмены решения Кабина о реорганизации Госсанэпидслужбы. "В конечном итоге, это не противоречит решениям по созданию центра. В прибалтийских странах, например, параллельно существует аналогичные структуры наряду с инспекционными органами в сфере санитарного и эпидемиологического благополучия. Это четкое разделение функций и устранение конфликта функций", - считает замминистра здравоохранения.