Внедрение РРО: предприниматели ждут послаблений
Несмотря на протесты малого и среднего бизнеса, требующих отменить законодательную норму о введении кассовых аппаратов, парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики пока не готов единогласно удовлетворить просьбы предпринимателей. Депутаты взяли тайм-аут на две недели, чтобы доработать соответствующий законопроект. Хотя позиция правительства однозначна: введение регистраторов расчетных операций - требование МВФ, а очередная отсрочка лишь затягивает процесс борьбы с теневым сектором. Предприниматели готовы ставить кассовые аппараты при условии более длительного переходного периода, отмены штрафных санкций, хотя бы частичного покрытия затрат на приобретение РРО, и подачи отчетности исключительно в электронном виде.
Возле комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики многолюдно. В повестке дня комитета - законопроект об отмене нормы по применению кассовых аппаратов. Уже с 1 июля предприниматели-"единоналожники" третьей группы (годовой оборот до 20 млн грн) должны работать с кассовыми аппаратами, если осуществляют наличный расчет.
С 1 января 2016 года это требование будет касаться и бизнеса, находящегося на второй группе (1,5 млн грн). Исключение будет только для бизнеса, который осуществляет деятельность на рынках, а также РРО не будет обязательным при реализации продукции собственного производства или товаров в передвижных точках продажи.
Позже некоторые депутаты-члены комитета возмутятся пикетом предпринимателей, мол, это неправильно, таким образом решать свои проблемы. А из-за действий пикетчиков депутатам пришлось пройти "коридор позора": митингующие организовали лишь небольшой проход к комитету и обойти его было тяжело.
"Это не коридор позора, а возможность вам увидеть своего избирателя,- отреагировала на такие заявления парламентариев предприниматель третьей группы из Чернигова, активист общественной организации "Сяйво Сиверщины" Ирина Березинец. - В Европе переживают за каждое рабочее место. А эти люди, которые стоят под комитетом просто прекратят свою деятельность, пойдут на биржу труда, будут просить субсидии и кто от этого выиграет".
РБК-Украина Березинец рассказывает, что многие предприниматели и не знали о существовании этой нормы, хотя изменения в Налоговый кодекс и профильный закон о применении РРО были приняты еще в конце декабря и вступили в силу с января 2015 года. Когда им стало известно, они активизировали протестную деятельность. "Вот только сегодня была в парикмахерской и сказала, что с июля необходимы будут кассовые аппараты. Там очень удивились и сказали, что ничего не знали и конечно, против этого. То есть местные органы власти, налоговая просто не доработали, многие не были проинформированы", - говорит Березинец.
Хотя, по словам директора департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Нелли Приваловой, уже с февраля была начата разъяснительная работа, проведено более 1,5 тыс. семинаров, в которых приняли участие более 60 тыс. плательщиков.
Напомним, что это уже не первая попытка правительства обязать "единщиков", работающих с наличкой, применять кассовые аппараты. В 2012 году это предложение исчезло из Налогового кодекса. В 2013 году также проблематично осуществлялся переход на электронную отчетность, РРО должны были быть доукомплектованы модемами, но тогда основные вопросы у налоговиков возникали к производителям кассовых аппаратов. Сейчас, несмотря на то, что до 1 июля осталось не так уж и много времени, бизнес, по версии Минфина, не спешит приобретать РРО.
На 1 января 2015 года в Украине было зарегистрировано 284,2 тыс физлиц-предпринимателей 3 группы. 66% из них получают доход от юрлиц, то есть по сути используют безналичный расчет. Поэтому, по словам замминистра финансов Елены Макеевой, фактически обязательство кассового расчета коснется всего 96,7 тыс. плательщиков. Регистрацию в налоговых органах прошли только 4 тыс. единиц кассовой техники. На второй группе, по данным ГФС, зарегистрировано 500 тыс "единщиков". "Сколько из них будет применять РРО, пока сказать сложно", - отмечают в ведомстве.
С помощью РРО государство хочет контролировать реальные объемы продаж предпринимателей, что выведет бизнес из тени, а потребители смогут получать чеки и в случае ненадлежащего качества услуги или товара, они смогут отстаивать свои права в суде. Привалова уверена, что кассовые аппараты сделают невозможной продажу контрабанды и контрафакта. "Это обеспечит равность всех плательщиков перед законами, соответственно и уплату налогов в нашем государстве, поскольку тот, кто платит налоги, имеет и более высокую себестоимость товара по сравнению с тем, кто не платит", - отмечает Нелли Привалова.
Кроме того, еще один аргумент в пользу РРО, как добавляет Макеева, международная практика применения. Хорватия, например, ввела обязательство применения кассового аппарата для интернет-торговли, Чехия планирует снизить порог по наличным расчетам, даже в Белоруси с 2014 года значительно сокращен перечень сфер и видов деятельности, где не используется РРО. В Польше фискальные аппараты внедрены во всех сферах, в Грузии кассовые аппараты не применяет только микробизнес с годовым оборотом до 30 тыс. лари (240 тыс. грн). Кроме того, по ее словам, эта норма является требованием МВФ и Украина уже отчиталась перед кредитором, что она выполнена и вступит в силу с 1 июля. С этого же времени ГФС сможет проверять бизнес третьей группы на соблюдение законодательства.
"Упрощенная система тем и проста, что предусматривает уплату фиксированного налога и в ней не используется РРО. Наличие самого РРО не так страшно, как контроль, - говорит генеральный директор Союза малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец. - У нас сложилось так, что РРО должно нести фискальную функцию, в то время как во всем мире - это возможность, направленная на защиту прав потребителей". "Смысл малого бизнеса не в том, чтобы кормить бездонный бюджет, а создавать рабочие места. А государство хочет нас нагнуть", - добавляет директор оценочной компании (третья группа) Виктор Кожевников. Его компания работает по безналичному расчету, однако он отмечает, что уже получил письмо из ГФС о необходимости установки кассового аппарата.
Согласно законодательству, за первое нарушение штраф для бизнеса хоть и небольшой - всего 1 грн, но все последующие для малого и среднего предпринимательства существенные. В зависимости от нарушения - санкции могут достигать 100% стоимости проданных товаров. Поводом для фактической проверки бизнеса может стать неподача отчетности по использованию РРО, отсутствие сертификата соответствия может стать причиной административного ареста имущества субъекта. Бизнес отмечает, что в ежедневном режиме автоматически отчеты за день будут попадать на сервер в ГФС, однако, несмотря на это, им придется каждый день вести еще и бумажный учет и хранить кассовую ленту в течение 3 лет.
"Почему нас возвращают в каменный век? - возмущена глава Федерации профсоюзов работников малого и среднего предпринимательства Наталья Кожевина. - Не готовы сейчас вводить и не только бизнес, потому что он не обучен, но и колоссальная коррупция среди налоговиков. Вот один будет работать по-честному с аппаратом, вести отчетность, а к другому придут с контрольной закупкой, от налоговика откупятся - и будут работать дальше". Предприниматель Сергей из Киева считает, что если нормы по РРО таки заработают, то научатся обходить и ее, например, путем дробления компаний, поэтому важно не усиление давления, а простое и понятное законодательство: "Бизнес ждет облегчения, тогда и в "тени" не будет смысла. Ну а если уж бизнес берет обязательства, то и контролирующие органы должны быть с обязанностями - не ходить выбивать штрафы по надуманным поводам, а дать возможность работать".
Кроме того, предприниматели обращают внимание и на колоссальные затраты на приобретение, обслуживание РРО. По данным Ирины Березинец, разовые расходы на приобретение одной единицы может составить 7-17 тыс. грн. Это с учетом стоимости самого аппарата, установки его и программного обеспечения, открытия счета в банке, обучения сотрудников. Ежемесячные расходы она оценивает в более, чем 2 тыс. грн, в частности на оплату интернета, обслуживание РРО, бухобеспечение плюс процент банку за снятие налички и зачисление средств с карточного счета покупателя на счет предпринимателя. Кожевников оценивает затраты в 10-15 тыс. грн. "И это все во время войны, а ведь у бизнеса покупательская способность не увеличивается, денег больше не стало. 30% реального малого и среднего бизнеса ушло", - говорит Наталья Кожевина. При падающей экономике, уверен руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский, введение РРО может иметь обратный эффект, поэтому правительству необходимо предлагать стимулирующие меры, а не проводить политику закручивания гаек.
Члены налогового комитета пока оказались не готовыми даже рекомендовать к принятию в первом чтении законопроект об отмене РРО с 1 июля (законопроект Оксаны Продан №1718). Комитет принял решения в течение двух недель доработать его с учетом интересов бизнеса и государства. Продан поясняет РБК-Украина, что будет настаивать на отмене требования о применении кассовых аппаратов. "Сейчас в проекте дорабатываю восстановление 2 групп - с оборотом до 3 млн грн и до 20 млн грн. Применение РРО - с 3 до 20 млн грн. На следующей неделе будем отрабатывать проект в комитете", - говорит она.
По словам Кожевиной, альтернативы РРО нет, и бизнес не против его применения, так как конкурировать с теневым легальные предприниматели не могут. Но сроки вступления в силу должны обсуждаться с бизнесом, государству необходимо покрыть затраты, хотя бы частично, на покупку аппаратов и обучение сотрудников, а также отменить "драконовские" штрафы.
Заместитель министра финансов Украины Елена Макеева говорит, что правительство уже обратилось к банкам на предоставление рассрочки на 4 месяца для приобретения РРО. Банкиры готовы кредитовать на покупку аппарата до 4 тыс. грн.