Владислав Каськив: “От нашего успеха зависит, будет ли распространен наш опыт на другие системы власти”
РБК-Украина: Что существенно изменилось после того как рабочая группа из Национальным проектам обрела статус государственного агентства?
Владислав Каськив: Мы вышли на проектную мощность. К сожалению, отставание от плана развития - где-то на 3-4 месяца. Это больше связано с бюрократическими административными препятствиями. Но понемногу начали догонять.
Мы закрепили все вопросы, связанные со статусом, завершаем процесс ликвидации или реорганизации структур, на базе которых создано агентство, которое я имею честь возглавлять. Где в средней стадии формирования команды.
Существует огромный дефицит квалифицированных кадров на рынке. Я на каждую ответственную позицию пересматриваю десятки кандидатур, и даже сейчас есть позиции, по которым мы еще не имеем людей, которые бы удовлетворяли нас с точки зрения эффективности работы. Казалось бы, безработица, казалось бы, есть много людей, которые стремятся себя проявить, но очень мало людей с квалификацией и с готовностью работать.
Мы берем людей с наилучшим образованием. Чиновников, привыкших жить на бюджете, не берем. Возможно, наши требования очень высокие при наших возможностях, но я думаю, что у нас одна из лучших команд, которые сегодня работают в инвестиционной сфере вообще на рынке, то есть, не только в государственных структурах. И мы планируем через месяц представить эту команду. Думаю, она приятно удивит общество и участников рынка.
РБК-Украина: Сколько человек?
Владислав Каськив: Временное штатное расписание в агентстве - 174 человека. Реально сейчас работают около 80 человек. Но надо ради справедливости сказать, что основная работа у нас делается не в агентстве, а в самих проектах, в проектных группах, которые имеют своих лидеров и команды. Под каждый Национальный проект сформирована проектная группа.
РБК-Украина: А в чем их интерес?
Владислав Каськив: Учитывая то, что у нас очень амбициозные и интересные задачи, в отношении среднего рынка и уровня оплаты мы планируем «дискаунт». Он составляет, условно говоря, около четвертой части. Но вся работа в проектах выполняется на профессиональной основе и проектные группы работают на профессиональной основе, поэтому уровень оплаты в них должен быть соответствующий рынке. Чуть ниже, наверное, за счет самой амбиции, но соответствующий.
РБК-Украина: То есть, четвертая часть от ...?
Владислав Каськив: Это не официальная статистика. Условно говорят, мы имеем «дискаунт» за счет того, что работаем на государство и ради высоких целей, поэтому многие люди готовы идти на меньшую оплату труда, на понимание того, что у нас работа длится 24 часа в сутки. Но вообще люди работают на профессиональной основе и должны получать профессиональную награду за свою работу.
Это происходит в тех проектах, которые де-факто уже работают. Большая команда работает над реализацией Национального проекта «Воздушный экспресс». Там уже происходят реальные транзакции, реальный процесс реализации проекта. По LNG-терминала, по проекту «Открытый мир» уже сформированы команды, по другим - еще на этапе формирования. Потому что мы сейчас в большинстве проектов на этапе завершения разработки ТЭО. Должно состояться утверждение этих ТЭО на Кабинете министров, и уже непосредственно - привлечение инвестиций под эти проекты, предусматривающие финансирование и возможность работы на профессиональной основе.
В нашем случае - это первый эксперимент, введенный Президентом, когда единый центральный орган исполнительной власти действует по принципам проектного менеджмента. То есть, критериями эффективности нашей работы является выполненное или невыполненное задание. Проект конкретный, конкретный срок. В то время, как и ведомства работают по направлениям.
И второе - у нас есть персональная ответственность. Выполнил - достиг результата, не выполнил - не достиг. А в той системе власти, которая сейчас существует, даже нельзя применить такой критерий, так как они ежедневно выполняют текущую работу. И у нас очень важная социальная миссия, ибо от нашего успеха зависит, будет распространен наш опыт на другие системы власти.
РБК-Украина: Какой у вас бюджет на 2011 г.?
Владислав Каськив: Бюджет пришел к нам уже в середине года, поэтому мы делали изменения в бюджете. Эти изменения предусматривают меры по развитию инвестиционного имиджа Украины за рубежом. Потому что, если у тебя есть товар, а у тебя нет возможности об этом сообщить потребителям, в нашем случае - инвестиционном мировом рынке, это означает, что у тебя нет этого товара. Многие мировые компании тратят треть своего бюджета на информирование о себе, свой товар.
Мы, кстати, посчитали на днях: 0,13% государственного бюджета используется на то, чтобы проинформировать мир, партнеров, потребителей о том, что такое Украина, имеющиеся в ней возможности. Мы начали эту работу, конечно возможности бюджета очень малы.
Поэтому мы в самых критических точках стараемся использовать наиболее эффективные инструменты. Например, размещение информации об инвестиционных возможностях Украины во всех мировых авиалиниях - деловые люди летают в самолетах по всему миру и читают журналы авиалиний. Это гораздо дешевле, чем размещать ролики или развешивать билборды по Франции, Германии. Это очень конкретный эффективный способ. Мы рассчитываем, что до конца года во всех ведущих мировых авиалиниях будет размещена эта информация.
РБК-Украина: А где именно размещены билборды?
Владислав Каськив: Можно разместить их по несколько штук в районе основных финансовых центров, бирж мировых, крупнейших мировых аэропортах.
РБК-Украина: Как используются Интернет-технологии?
Владислав Каськив: У нас ним мало кто умеет ими пользоваться, особенно возможностями маркетинга в Интернете в государственной сфере. Но мы очень рассчитываем на эффективное проведение кампании именно в деловой Интернет-среде по продвижению Украины.
По решению Президента, принята идея по проведению ежегодного инвестиционного форума высокого уровня с участием руководителей государств, правительств и т.п. Мы начинаем подготовку к этому форуму. Ориентировочно мы очку, что в конце июня каждого года будет происходить мировой инвестиционный форум в Украине, куда будут приезжать звезды инвестиций, лидеры мнения в сфере экономики, возможно, нобелевские лауреаты.
РБК-Украина: Почему нельзя это сделать на базе Трускавецкого форума?
Владислав Каськив: Не исключено, но это уже вопрос технический. Мы убеждены, что ежегодный инвестфорум иметь большой интерес.
Почему? Потому что мы позиционируем это мероприятие на приоритетах, где Украина имеет высокое мировое значение. Например, мировая продовольственная безопасность. Украина здесь является одним из ключевых игроков - и мы планируем обсуждение этой темы. Кроме того, планируем в обсуждение этой темы конкретные инвестиционные проекты.
Вторая тема - это мировая энергобезопасность. Третья - транзит, где Украина имеет важные позиции.
РБК-Украина: Это будет делаться на бюджетные средства?
Владислав Каськив: Мы думаем, что диверсифицируем. Но частично, конечно, за бюджетные средства. Украина - единственная страна в регионе, которая не имеет на своей территории ежегодного инвестиционного форума. Очень важно, чтобы в следующем году эта работа продолжалась, потому что если она не будет продолжаться, мы просто потеряем деньги и идеи, которые уже были использованы. Лучше тогда вообще не начинать.
РБК-Украина: Не секрет, что некоторые называют эти проекты «белым шумом». Что Вы можете им ответить? Какие прогнозы?
Владислав Каськив: Вы, наверное, уже сами заметили, что мы очень динамично двигаемся в направлении от скептицизма к оптимизму. В Кабмине уже очень верят.
Сначала очень многие думали, что можно будет поломать эту идею и систему. Наша работа несет системную угрозу для того принципа организации власти, который есть сегодня в Украине. Потому что наш успех - это смерть для той системы.
РБК-Украина: И кто в Кабмине выступает главным лоббистом нацпроектов?
Владислав Каськив: Не нужно персонифицировать этот процесс, поскольку он несет угрозу системе в целом. И конечно, как и в каждой битве, тебя может ждать успех или поражение. Но было бы очень неправильно не попытаться это сделать. И уже сегодня мы можем сказать, что, безусловно, отношение к нам принципиально изменилось - это раз. И, во-вторых, у нас уже появляются реальные результаты.
Главный вопрос не в Кабмине, а как нас воспринимает деловая среда в Украине и мире. Мы ведем со всеми ключевыми бизнес-ассоциациями не только формальные взаимоотношения. У нас происходит практически ежедневная работа с четверкой ведущих консалтинговых компаний - Ernst & Young, Deloitte, KPMG, Pricewaterhouse. Например в последнем тендере на разработку ТЭО для LNG-терминала участвовали представители четверки на уровне с другими мировыми компаниями.
РБК-Украина: Но PricewaterhouseCoopers не прошел.
Владислав Каськив: Увы. В детали не буду вдаваться. С PricewaterhouseCoopers никаких квалификационных, репутационных вопросов не было. Но документацию подала дочерняя украинская компания, а непосредственно украинская компания не была никогда разработчиком ТЭО для LNG-терминала. А у нас было прямое квалификационное требование, чтобы компания, которая принимает участие, имела опыт не менее определенного количества конкретно разработанных и реализованных проектов. PricewaterhouseCoopers в мире разрабатывал такую проектную документацию, но их подразделение в Украине не имеет такой компетенции.
РБК-Украина: Они платили за участие?
Владислав Каськив: Нет. Мы не делали никаких залоговых оплат - это не наш принцип. И, конечно, если бы мы, несмотря на репутацию, приняли решение о том, чтобы допустить их во второй тур, то другие участники тендера могли бы нам предъявить претензии - и мы бы поставили под риск всю работу. Мне кажется, что со стороны наших коллег в данном конкретном случае нет претензий, потому что это совершенно обоснованная и логичная позиция.
Посмотрите наши тендеры. Никогда в Украине за 20 лет независимости не было такого интереса к участию в тендерных закупках и реально серьезной работы с государственными структурами. Думаю, это лучшее свидетельство результативности нашей работы и доверия, и понимание того, что у нас действительно все это происходит так, как должно быть.
Наилучшую оценку может дать рынок. Эксперты могут сегодня более скептически относиться, завтра - менее скептически. Что и происходит. Сейчас в адрес Национальных проектов критики раздается мало. Хотя я не могу сказать, что у нас все настолько успешно, как мы планировали.
Различные проекты - на разных стадиях реализации. Есть три проекта, которые еще практически не начали свою работу по тем или иным причинам, но на каждое такое обстоятельство есть прямые причины, которые мы открыто обсуждаем и с руководством Кабмина, и Президента информируем, и рынок. Надеемся, что все нагоним.
В отдельных же случаях мы больше делаем, чем планировали. Например, наши усилия, связанные с энергетической безопасностью Украины, дают большие плоды. Мы точно можем сказать, что ведущие мировые энергетические компании сейчас с большим вниманием смотрят на проект по LNG-терминала. И мы считаем, что подавляющее большинство из них имеет прямые практические интересы к участию в этом проекте. Быстрый успех и очень эффективный по Национальному проекту «Воздушный экспресс».
Мы только приступили к этой работе - и уже за два месяца обеспечили результат, которого еще никогда в истории Украины не было. Лучший контракт по привлечению кредитных средств, лучшие процентные ставки, лучшие условия, меньше штрафных обязательств. И самое главное, что у нас есть четкие параметры, заключенные в контракте, о том, какую долю этого проекта будет использовано на украинских производителей - не менее половины средств подрядчик обязан использовать в Украине.
РБК-Украина: Сколько это?
Владислав Каськив: Сегодня у нас подписан контракт на 372 млн долл. Но мы уже можем сказать, что эта сумма будет меньше. Для того, чтобы ее улучшить, мы заказали еще одно ТЭО по максимально эффективной модели, которая должна существенно сократить бюджет этого проекта.
Проект рассчитан на 18 месяцев строительства с момента его начала, а начнется он уже вот-вот. Этот вопрос даже не месяц, а недели.
РБК-Украина: Кто именно является генподрядчиком?
Владислав Каськив: Государственная китайская компания, а субподрядчиками, не менее в половине случаев, украинские компании, которые будут отбирать генподрядчик. Благодаря этому мы минимизируем риски с коррупцией. Ибо вы знаете, когда строит государство, государственные компании, государственные структуры, то проблем с коррупцией очень много и стоимость этих объектов очень и очень завышена.
РБК-Украина: Возможно, поэтому такая заинтересованность к проекту «Воздушный экспресс»?
Владислав Каськив: Возможно, но я могу четко отчитаться, что практически все проблемы с проектом решены. Некоторое время мы потратили, чтобы согласовать технические вопросы его реализации с ведомствами. Например, нам необходимы были точки примыкания этого проекта к железной дороге и в аэропорту «Борисполь». И это потребовало некоторого времени. Фактически с железной вопрос решен. Сейчас мы на финальной стадии согласования с «Борисполем».
РБК-Украина: Что нужно?
Владислав Каськив: Точка примыкания этого проекта к аэропорту «Борисполь». Воздушный экспресс, то есть скоростная железная дорога от центра города в аэропорт «Борисполь», должна быть присоединенной к инфраструктуре самого аэропорта, который не находится у нас в подчинении. Поэтому согласование этих позиций заняло у нас некоторое время, но сам статус Национального проекта и четкая позиция Президента позволяет нам преодолевать препятствия, которые в иной ситуации были бы обстоятельствами непреодолимой силы.
РБК-Украина: А какие процентные ставки?
Владислав Каськив: ЛИБОР +3,5%. Таких хороших условий Украина никогда не имела. Это первый проект сотрудничества с огромным мировым инвестором, имя которого Китай, который нам, кроме достаточно хороших условий для этого проекта, открывает двери для других проектов. Сейчас все последующие проекты, которые будут осуществляться с китайскими партнерами, будут на значительно лучших условиях: с фиксированной ставкой, значительно меньшими страховками, с лучшими условиями.
Мы уверенно двигаемся к тому, чтобы реализовывать проекты даже без государственных гарантий. Хотя государственные гарантии абсолютно объективно нужны для тех проектов, которые осуществляются на возвратной основе.
РБК-Украина: Кто будет строить - китайские рабочие или наши?
Владислав Каськив: Наши, конечно. Генподрядчик, прежде всего, - это структура, которая отвечает за результат и руководит процессом. И она определяет субъекты, которые будут поставлять материалы, определяет субподрядчиков, выполняющих те или иные работы. Но контрактом мы предусмотрели интересы Украины и украинских рабочих
РБК-Украина: На сколько может быть удешевление проекта?
Владислав Каськив: Не хочу сейчас бросаться цифрами. Но оцениваю уменьшение стоимости на 10%.
РБК-Украина: Что именно будет уточнять ТЭО?
Владислав Каськив: Мы нашли намного более эффективную модель, например - место для примыкания железной дороги. Это сократит первый вариант длины железной дороги.
Также мы нашли лучшее, на наш взгляд, технологическое решение перехода железнодорожной эстакады через Бориспольскую трассу. Есть предположение, что, возможно, не нужно будет делать две ветки, а хватит одной для точки примыкания с железной дорогой.
Возможно, длину перрона можно будет сделать меньше. Благодаря тому, что поезда будут не одноэтажные, а двухэтажные - это для примера. Объекты, которые строятся, смогут обслуживать не только сам электропоезд, но и дополнительные торговые площади, гостиницы - как вариант.
РБК-Украина: Что за третий проект, о котором Вы говорили?
Владислав Каськив: «Открытый мир» - строительство перинатальных центров и роддомов нового поколения, которые должны нам очень существенно помочь в решении демографической проблемы. И вообще для молодых людей, родителей, семей, чтобы предоставить новый такой толчок и новый уровень безопасности при рождении детей. Мы планировали в этом году четыре закончить, надеюсь, что так оно и будет, но эти перинатальные центры или роддома нового поколения будут построены во всех 25 регионах Украины, в течение следующих трех лет.
РБК-Украина: Кто будет строить?
Владислав Каськив: В данном случае мы рассчитываем на партнерство с местными властями. То есть, мы им отдали возможность управлять этим процессом, оставляя за собой контроль. Это непросто и, возможно, это очень смелое решение с нашей стороны было, потому что мы фактически им даем возможность управлять этим процессом. Но общая стратегия определяет проектная группа и обеспечивает контроль.
РБК-Украина: Сколько стоят проекты «Открытого мира»?
Владислав Каськив: На каждый перинатальный центр в каждом регионе делается отдельная проектная документация, которая максимально оптимизирует расходы. Потому что где-то уже есть достаточно высокого уровня подобные заведения, их только нужно модернизировать, улучшить, достроить, увеличить компетенцию, докупить оборудование. А где-то - чистое поле.
Начали с самой плохой ситуации - в Кировограде. Это известный случай, туда ездил Президент, и это было его решение - начать с Кировограда. Сейчас там этот процесс идет, причем мы, благодаря большой гуманитарной миссии отдельных меценатов, в первую очередь - Виктора Пинчука, достигли сокращения расходов из бюджета. Четвертую часть расходов покрывает Фонд Пинчука.
Кировоград будет нам стоить где-то между 15 и 20 млн грн. В других областях - где меньше, где больше.
РБК-Украина: Есть ли конфликт с Минобразования по проектам «Открытого мира»?
Владислав Каськив: Исходя из норм корпоративной этики, мы не комментируем конфликты, ведь очевидно, что подходы к решению проблем различаются в разных ведомствах. Наша концепция строилась на том, что мы можем реализовать этот проект, фактически минимизируя расходы из государственного бюджета. Мы сейчас уже видим, что каждый Национальный проект в среднем будет предусматривать финансовую или материальную участие государства в среднем на уровне 5%.
То же и с «Открытым миром». Почему надо лупить из бюджета большие средства на закупку оборудования? Это надо обсуждать, согласовывать эти вопросы. Мы разработали четкую модель, как проект «Открытый мир» может реализоваться по модели государственно-частного партнерства. И это будет если не первый, то один из первых проектов ГЧП, где есть взаимный интерес государства и бизнеса. Где государство за счет партнерства минимизирует свои расходы из бюджета, а бизнес получает свои интересы, в том числе коммерческие, при этом выполняя общественную роль.
Есть три составляющих. Первая - интеллектуальная - разработка новых мультимедийных и интерактивных методологий, программы, так называемой национально-образовательной облака. Идея в том, чтобы любой ученик, в любой точке Украины имел доступ к любому информационному источнику на любом языке.
Это сократит затраты, даст экономию на массе книг, которые печатают каждый год на десятки миллионов. И, конечно, на которых также не простая ситуация с рациональным использованием этих средств. Мы сразу радикально увеличим конкурентоспособность наших детей по всей Украине, независимо от региона.
Кроме того, каждый ребенок получит за счет этого проекта нетбук.
РБК-Украина: Какая запланированная стоимость одного нетбука?
Владислав Каськив: Планировали 200 долл. Мы закончили разработку ТЭО для этого проекта. Буквально еще две недели - и будем презентовать результаты, объявлять о следующих шагах. Сейчас в этом проекте перешли на этап политических решений.
И ключевое из них: будет выделена государством лицензия на коммуникационную сеть 4G и когда это будет? По нашему предложению, лицензию должен быть выдан на государственное предприятие, а уже после этого лицензия будет передана на определенных условиях на открытом конкурсе коммерческой структуре, которая обеспечит возможность доступа детям по всей стране к этому ресурсу.
РБК-Украина: Так сколько нужно нетбуков?
Владислав Каськив: Если считать, это четко можно будет сказать по итогам ТЭО, но ориентировочное количество - 3-5 млн.
Второй компонент, касающийся разработки образовательной облака, программного обеспечения, переквалификации учителей и мультимедийных панелей в классах - это нагрузка бюджета, государства. А третий компонент - это сами приборы - девайсы, не нетбуки. Их планируем выдавать по модели беспроцентного потребительского кредита.
РБК-Украина: Что можете сказать по другим проектам?
Владислав Каськив: Уже фактически отобраны города, по которым осуществляется планирование разработки мусороперерабатывающих заводов «Чистый город». Первая очередь - шесть городов. Мы фактически достигли договоренности с местными властями, разрабатываем ТЭО по каждому из конкретных заводов и сразу запускаем их в работу. Где на конец зимы - начало весны можем выйти с конкурсом по привлечению инвесторов.
По «доступному жилью» идет отбор площадок в отдельных городах, где будут строиться т. н. президентские кварталы под доступное жилье. Но мы уже разработали гораздо более эффективную модель, которую я надеюсь представить Президенту. Возможно, она будет принята - и это оптимизирует реализацию этого проекта. Кроме того, аналогичная программа есть в МинЖКХ, нет необходимости их разрывать. То есть надо будет принять политическое решение по этому поводу.
По «Олимпийской надежде» мы рассчитываем до конца года получить полную концепцию и большую часть мастер-плана.
РБК-Украина: По этому проекту вам немного легче, потому что к нему поключены Мининфраструктуры и власти Львова.
Владислав Каськив: Не легче, потому что здесь стоит вопрос о статусе этого проекта. Может быть принято решение, чтобы создать в правительстве отдельную структуру для реализации этого проекта. То есть, возможно, изменение процедуры администрирования.
РБК-Украина: И когда это должно произойти?
Владислав Каськив: Не знаю, это будет решение правительства. Привязано к окончанию Евро-2012.
Что касается программы «Качественная вода», она примерно в таком же состоянии как «Доступное жилье» - мы определили города. Сейчас нужно сканировать каждый город. Не обещаю, что до конца года закончим. Но надеемся выйти в начале весны на инвестиционные конкурсы.
По «Дунайскому коридору» у нас досадная ситуация - в силу различных административных процессов. С менеджментом проекта очень сложно. Есть консультации с Министерством инфраструктуры по поводу модели реализации этого проекта: или он будет осуществляться за бюджетные средства, благодаря концессионной модели. Это политическое решение. И когда оно будет принято, то будет решена его судьба. Мы на этом этапе заказываем у ведущих компаний мировых анализ экономической модели реализации этого проекта. Основной вопрос - может ли он быть самоокупаемым.
«Энергия природы» реализуется за счет государственно-частного партнерства. Но больше за счет частного.
Есть несколько объектов, которые успешно развиваются в Украине в сфере альтернативной энергетики. Мы пришли к четкому выводу, что наша роль здесь может быть намного эффективнее в частях, например, комплексной замены в коммунальной и бюджетной сферах лампочек накаливания на светодиоды. Конечно, рассматривается комплексная система теплоизоляции частных домов, возможность замены котлов.
Мы также разрабатываем коммерческую модель этого проекта, куда может прийти частный инвестор. У нас есть очень интересное предложение по решению этого проекта, возможно, без использования государственных средств или с минимальным их использованием. Но когда мы это сделаем, то показатели эффективности могут быть очень высоки.
Есть отдельные дома, которые уже тестируются командой наших партнеров. И по результатам годового анализа фиксируется 50% сокращения энергопотребления в отдельно взятом доме. Представьте себе эти результаты в масштабах страны.
Беседовал Алексей Беловол