ua en ru

Владимир Григорьев: “Евро-2012 – это наш главный вопрос”

Автор: RBC.UA
О подготовке к Евро-2012, усовершенствовании системы контроля в Бориспольском аэропорту, а также о новых полномочиях таможни, которые вступят в силу с начала следующего года, в интервью РБК-Украина рассказал начальник Киевской областной таможни Владимир Григорьев.

РБК-Украина: До Евро-2012 осталось меньше 250 дней. Главные воздушные ворота Украины - Бориспольский аэропорт - находится в Вашем ведении. Как бы ни осовременили его, какой бы ни был ультратехнологичный терминал, именно от действий персонала, в том числе - Ваших сотрудников будет зависеть настроение гостей и участников Евро.
Владимир Григорьев: Евро-2012 - это наш главный вопрос. И мы четко понимаем, что сегодня таможня - это лицо государства. Кого видят первыми? Пограничников и таможенников. Поэтому сегодня руководство Государственной таможенной службы и наш председатель Игорь Григорьевич Калетник уделяют этому вопросу очень большое внимание.
Речь в первую очередь идет о скорости прохождения таможенного контроля, комфортности при его прохождении и безопасности. Вы знаете, что у нас существует программа «Лицом к людям», благодаря которой сегодня много сделано для того, чтобы на таможне в данном вопросе был наведен порядок. Что касается Евро-2012, мы также проводим работу.
РБК-Украина: В чем можно видеть результаты Вашей работы?
Владимир Григорьев: У нас разработан перечень вопросов, чтобы наши гости понимали, что можно, а что - нет, где зеленый коридор, а где - красный, что можно провозить, а что - нельзя. Этот перечень размещен на информационных стендах и буклетах. Первая партия порядка 10 тыс. экземпляров уже готова. Необходимое количество буклетов размещено на информационных стойках в терминалах B, C (VIP), F и Зале официальных делегаций (ЗОД).
Кроме того, мы особое внимание уделяем владению нашими сотрудниками иностранными языками. Сегодня проводятся всевозможные занятия, курсы. В том числе, в нашем Хмельницком центре повышения квалификации, переподготовки работников и кинологии Гостаможслужбы ведется работа по изучению английского языка. Работа идет нормально.
Мы разбились по группам, потому что сразу всех не можем охватить. На сегодняшний день есть где-то порядка 20% сотрудников, которые могут свободно изъясняться на английском языке. Но одно дело, когда это постоянный процесс, а другое дело - когда это эпизодически. Мы проводим комплекс мероприятий, в том числе - по изучению и знанию иностранных языков.
РБК-Украина: Сколько людей планируете обучить?
Владимир Григорьев: Будем стараться всех, по крайней мере, чтобы 80% сотрудников на участках, где идет непосредственное общение с пассажирами, владели языком. Оставшиеся 20% - это места таможенного оформления - места, где знание английского не нужно в такой степени.
РБК-Украина: Сколько понадобится в общей сложности таможенного персонала для Бориспольского аэропорта после введения терминала D?
Владимир Григорьев: У нас сегодня одна рабочая смена терминалов B, C (VIP), F и ЗОД составляет по штату 47 человек. Для терминала D людей понадобится значительно меньше. Ведь все, что связано с багажным отделением будет автоматизировано. Один оператор - инспектор таможни будет в автоматическом режиме контролировать весь процесс - от поступления багажа на ленту до его загрузки в самолет.
РБК-Украина: Сколько всего этапов проходит багаж по мере поступления в аэропорт?
Владимир Григорьев: Есть несколько этапов прохождения багажа и контроля. Первый этап, когда у инспектора есть 20 секунд на принятие решения - досматривать багаж или нет. Второй этап - до минуты - когда в ходе просмотра на мониторе становится понятно, досматривать более тщательно или нет. Если есть необходимость, нажатием кнопки багаж транспортируется в зал углубленного досмотра.
Более того, планируется, что чип будет установлен на каждом багаже. То есть, пассажира, который заносил этот багаж, можно будет сразу найти. И вскрывать багаж уже в присутствии владельца.
В скором времени в багажном отделении терминала D будет внедрено уникальное технологическое оборудование.
РБК-Украина: Насколько современна система, которая будет установлена в новом терминале?
Владимир Григорьев: Это будет система, рассчитанная на автоматическую обработку 3 тыс. единиц багажа в час. Также эта система оснащена пятью уровнями контроля багажа. А контролировать работу данной системы будут 60 видеокамер и более 1 тыс. датчиков.
Только три аэропорта мира оснащены такой системой - Хитроу (Великобритания), Скипхол (Нидерланды) и Осло (Норвегия).
Также мы планируем, что площадь «зеленого коридора» в новом терминале будет составлять 90%, а для «красного» мы отведем 10% территории. Рентген-аппараты будут стоять только на «красном коридоре».
Также в планах таможни обеспечение зала «Прилет» терминала D средствами видеонаблюдения. Оператор таможни будет наблюдать за поведением пассажиров, и в случае необходимости средствами радиосвязи будет предоставлять информацию группе быстрого реагирования.
Сегодня у нас нет функций оперативно-розыскной деятельности, поэтому мы работаем совместно со Службой безопасности Украины, которая, если есть какая-то информация, нам заблаговременно ее предоставляет.
РБК-Украина: Кстати, израильская система безопасности считается лучшей.
Владимир Григорьев: Мы начинали с того, что сами ездили по другим странам, смотрели, как у них ведется такая же работа. Председатель Гостаможслужбы с коллегами побывали во многих странах Европы. И скажу вам так: целиком взять какую-то систему и применить ее к нам - невозможно. То, что приемлемо там - не совсем приемлемо для нас. Однако, мы выбираем лучшее из увиденного. Сегодня тесно работаем с коллегами из Венгрии, Польши, России, Армении, Грузии, Белоруссии, Азербайджана.
Приведу такой пример. В средине декабря 2011 г. наша таможня начнет осуществлять в пункте пропуска для воздушного сообщения «Борисполь» предварительный документальный контроль. Это контрольные мероприятия, которые заключаются в проверке документов и сведений, необходимых для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического контроля и контроля за перемещением культурных ценностей, и осуществляются таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Украины относительно отдельных товаров, в том числе - продуктов и сырья животного происхождения, которые ввозятся на таможенную территорию Украины (в том числе - с целью транзита). При этом, в России таможенникам при аналогичном эксперименте отдали 28% функций этих служб, а у нас собираются отдать 98%.
Сейчас мы прорабатываем этот вопрос. Проводим обучение наших сотрудников, в том числе - практические занятия с привлечением специалистов санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического контроля и контроля за перемещением культурных ценностей.
РБК-Украина: В таком случае все равно речь идет об увеличении штата.
Владимир Григорьев: У нас, наоборот, идет речь о сокращении штатной численности. Где-то 15% личного состава по всей Гостаможслужбы попадает под сокращение. Поэтому мы сейчас проводим оптимизацию штатной численности. Ранее насчитывалось более 40 таможен по всей территории Украины, а сейчас их столько же, сколько и областных центров. В конце 2010 г. количество таможен было приведено в соответствие с административно-территориальным устройством Украины. Другими словами, - в каждом областном центре по одной таможне.
Сегодня наша основная задача - места таможенного оформления. А базовая надстройка и администрация оптимизируются.
РБК-Украина: Какие с 1 января появятся дополнительные полномочия у ГТСУ?
Владимир Григорьев: Скорее, речь идет о вступлении в силу новой редакции Таможенного кодекса, который прошел первое чтение в Верховной Раде. Предполагается декриминализация товарной контрабанды, которая даст возможность таможенникам сосредоточить свои усилия на противодействии незаконному перемещению через таможенную границу Украины оружия, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
РБК-Украина: На сколько можно сократить процесс досмотра? Есть какой то ориентир?
Владимир Григорьев: Сегодня наш ориентир - 2 часа. Это непосредственно оформление грузов, которые ввозятся в Украину и оформляются в режиме «импорт». Экспортные грузы и сегодня оформляются за 10-20, максимум - за 40 минут. Продолжительность оформления импорта мы будем стараться сокращать до 1 часа, может быть - до минут 40, в зависимости от характера груза.
Вместе с тем, с целью упрощения таможенных процедур, сокращения времени таможенного оформления и исключения субъективного фактора, таможня продолжает внедрение электронного декларирования. На данное время, в зоне деятельности Киевской областной таможни на учете находятся 20 предприятий-резидентов, включенные в Реестр предприятий, допущенных к электронному декларированию. Из них 7 предприятий задействованы в Пилотном проекте.
С начала реализации Пилотного проекта, то есть с 5 апреля 2011г., Киевской областной таможней уже оформлено свыше 4 тыс. документов контроля за доставкой грузов и грузовых таможенных деклараций в электронном виде.
РБК-Украина: По словам вице-премьера - министра инфраструктуры Бориса Колесникова, главной проблемой при подготовке аэропортов является персонал. И чтобы эффективно решить эту задачу, привлекаются американские консультанты. С Вами они еще не связывались?
Владимир Григорьев: По поводу работы службы и персонала - нет.
У нас сейчас задача в разработке новой концепции. Когда в аэропорт зашла другая компания, оказалось, у них иная концепция структурирования зоны таможенного контроля, нежели была до того. Идет процесс притирки.
РБК-Украина: Ближайшие рабочие планы у Вас какие?
Владимир Григорьев: В ближайшее время - запустить в работу кинологические команды, поскольку в областной таможне не было ни одного кинолога. Был один - и тот ушел на пенсию. Объявили конкурс, искали людей с соответствующими профессиональными навыками и дипломом. Нашли всего-навсего четырех человек. Причина только в одном - зарплата. Когда слышали, что зарплата 1,5 тыс. грн, то говорили: «Извините, мы все понимаем, но...». Потому пришли к нам фанаты своего дела.
На протяжении последнего времени наши усилия были направлены на создание в составе Киевской областной таможни кинологических команд и целостного комплекса из 15 вольеров, обустроенных всеми инженерными сетями, отвечающими требованиям служебного собаководства, а также практике работи кинологических команд в таможенной службе и других правоохранительных органах.
В штатное расписание службы борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил было включено 14 должностей инспекторов-кинологов. Также, на учете в таможне находятся 14 служебных собак. Все служебные собаки сертифицированы и уже прошли соответствующий курс подготовки на поиск наркотических и взрывчатых веществ. В ноябре все они уже будут работать в аэропорту.
РБК-Украина: Какой должна быть зарплата таможенника? Не только кинолога, но в целом.
Владимир Григорьев: Сложно сказать, не подсчитывали. Но я считаю, что инспектор, допустим, пришедший в таможню, должен получать не менее 3-4 тыс. грн.
РБК-Украина: Если говорить в целом о таможне, какие перед вами сегодня ставятся задачи?
Владимир Григорьев: Сегодня это наполнение государственного бюджета, и мы с этой задачей успешно справляемся. Вторая задача - это борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, особое внимание уделяется борьбе с наркотрафиками.
За период моей работы в Южной (Одесской) таможне, мы задержали крупные партии наркотиков, когда вес исчислялся сотнями килограммов. Такие крупные задержания подряд в истории Одесской таможни были впервые. На таможню тогда просто пошла атака - по контрабандному ввозу гашиша, кокаина, героина. Пытались посмотреть - как пройдет. Не прошло. И сейчас там уже нет такого потока.
Третья задача - организовать все для того, чтобы «митник був обличчям держави».
РБК-Украина: Что по статистике нарушений?
Владимир Григорьев: Очень трудно сравнивать. Статистика очень двояка. Если идет рост выявленных нарушений, значит, служба работает хорошо. Если их количество снижается - стало быть, плохо. Но это не совсем так. Важно не перегнуть палку, чтобы в погоне за статистикой не создать дискомфорт для пассажиров.
Конечно, встречаются протоколы о нарушении таможенных правил, стоимость предметов по которым составляет даже 100 долл., но и эти нарушения согласно действующему законодательству мы должны фиксировать.

Беседовал Алексей Беловол