Новый министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин в интервью РБК-Украина рассказал о текущей ситуации с поставками российского угля и газа в Украину, о начале импорта электроэнергии в Украину и прекращении ее экспорта из Украины в ЕС, а также о реформировании украинской энергетики и новых лицах главного энергетического ведомства страны
Новый министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин в интервью РБК-Украина рассказал о текущей ситуации с поставками российского угля и газа в Украину, о начале импорта электроэнергии в Украину и прекращении ее экспорта из Украины в ЕС, а также о реформировании украинской энергетики и новых лицах главного энергетического ведомства страны.
РБК-Украина: Какова текущая ситуация с поставками угля в Украину?
Владимир Демчишин: Со снабжением углем ситуация достаточно напряженная, поскольку Россия пока блокирует перевозки через границу, то есть этот поток с той стороны приостановлен. Сейчас на украинско-российской границе скопилось более 1 тыс. вагонов с углем. Это 70 тыс. тонн, что, в принципе, не так много, ведь сейчас, в течение зимнего периода, нам в месяц нужно завозить около 500 тыс. тонн.
Из зоны АТО также не происходит отгрузка угля. На тамошних складах государственных шахт находится около 500 тыс. тонн, на шахтах ДТЭК - более 2 млн тонн.
Из Южной Африки недавно зашло около 160 тыс. тонн, и пока на этом все. Еще около 160 тыс. тонн может зайти из ЮАР до конца месяца. Два корабля уже в дороге.
РБК-Украина: Сколько угля на данный момент импортировано из России?
Владимир Демчишин: В течение последнего месяца из России зашло около 35-40 тыс. тонн угля.
РБК-Украина: Сколько еще планируется доставить уголь из России?
Владимир Демчишин: Объемы большие. Если откроют границу, то эти 70 тыс. тонн, которые сейчас на границе, зайдут в Украину. Кроме этого, еще может зайти 100 тыс. тонн. Вопрос в том, будет ли разблокирована граница.
Сейчас я частично веду переговоры со своим российским коллегой господином Новаком. Есть надежда, что договоренности все же будут достигнуты, и этот объем угля попадет в Украину. Я надеюсь, что в течение недели мы договоримся.
РБК-Украина: Какой сейчас дефицит этого вида энергоносителя в Украине?
Владимир Демчишин: В целом на отопительный сезон нам нужно завезти около 1,5-2 млн тонн угля.
На сегодня на складах для того, чтобы мы проходили отопительный сезон спокойно, должно быть не менее 3 млн тонн угля. Сейчас есть менее 1,4 млн тонн, т.е. 1,6 млн нам не хватает.
РБК-Украина: Возможен ли вывоз угля из Донецкой и Луганской областей не железнодорожным транспортом, а, к примеру, автомобильным? Какова ситуация с поставкой угля из Донбасса в целом? Сколько уже доставили?
Владимир Демчишин: Вывозить уголь с Донбасса грузовиками - очень долгий и сложный процесс, потому что в одну машину помещается не более 40 тонн. Также нужно учитывать и то, что некоторые автодороги разрушены.
В целом незначительный поток угля с Донбасса все же идет. Оттуда в день должно вывозиться 50 тыс. тонн, а вывозится 1-2 тыс. Это уголь перевозят трейдеры, которые затем продают их на ТЭС.
Мы его завозим в очень небольших объемах из государственных шахт, которые перерегистрировались и открыли счета для оплаты на украинской территории. Также уголь со своих шахт вывозит ДТЭК. Правда, через территорию Российской Федерации.
РБК-Украина: Откуда еще Украина может поставлять уголь? Из каких стран? Какая перспектива?
Владимир Демчишин: Вопрос не в том, из каких стран импортировать уголь. Вопрос в том, что его мы можем завозить только по морю, а импорт может быть откуда угодно. Нужно также учитывать и то, что мы, как правило, экспортировали. То есть транспортная инфраструктура была построена на вывоз, а не ввоз. Поэтому по морю мы можем получить не более 400 тыс. тонн в месяц. И это при оптимальной логистике.
Перспектива импорта, на самом деле, довольно туманна, потому что импортный уголь, прежде всего, дороже за счет более сложной логистики.
РБК-Украина: По какой цене Украина будет импортировать уголь из Австралии?
Владимир Демчишин: Мы уже провели переговоры с австралийскими поставщиками, но они могут импортировать только марку Г, поскольку антрацитового угля, который нам наиболее необходим, у них нет.
Стоимость австралийского угля с учетом доставки до станции составит 105 долларов. Но это все равно дешевле, чем сжигать газ, поэтому импорт австралийского угля - это, однозначно, вариант.
РБК-Украина: Какова ситуация с импортом электроэнергии? Сколько на данный момент импортировано из России?
Владимир Демчишин: Пока импорта нет, потому что мы работаем по так называемому договору о параллельной работе. По этому договору мы имеем возможность ежемесячно получать до 25 млн кВт, а поскольку ежедневно Украина потребляет 500-550 млн кВт, то 25 млн кВт в месяц - это почти ничто.
Сейчас идет речь об импорте в объеме 1 млрд кВт. "Укринтерэнерго" проводило переговоры с несколькими поставщиками: с молдавскими, белорусскими и российскими. Сейчас мы уже на стадии авансирования, то есть вот-вот появится договор. Это достаточно сложные переговоры, потому что это не только два субъекта, а их несколько: в Украине это "Укрэнерго", которое будет транспортировать и оказывать услугу, и энергорынок, который будет оплачивать эту электроэнергию. С российской стороны это также несколько участников, поэтому это целый комплекс договоров.
В целом работающие АЭС Украины обеспечивают 65% потребления электроэнергии. Остаток - 35% генерируется на рынке тепловой генерацией. Еще есть гидроэлектростанции, однако этот год был неудачным на осадки, поэтому водный ресурс очень ограничен. Вместо 11 млрд кВт гидрогенерация произвела в этом году около 8 млрд кВт/ч. Тепловая генерация, которая параллельно производит и тепло, и электроэнергию, также часть производства электроэнергии взяла на себя, но у тепловых генераций всегда была проблема с расчетами за потребленный газ, поэтому "Нафтогаз" ограничивает их, из-за чего они работают не на полную мощность, вследствие чего мы вынуждены импортировать.
РБК-Украина: Как долго продлятся веерные отключения в Украине?
Владимир Демчишин: Мы понимаем, что завезти сейчас достаточно угля для того, чтобы сформировать запасы, которые могли бы обеспечить штатную ситуацию, почти нереально. Весь объем топлива, который будет попадать в Украину, будет "сжигаться с колес". Поэтому в нештатной ситуации мы будем еще довольно долго.
Кроме этого, мы же понимаем, что инфраструктура устарела. Сейчас на ремонте находятся 10 котлов, почти 20 не работают из-за отсутствия угля, поэтому даже если нам удастся разблокировать границу, и мы начнем завозить уголь, он лишь будет балансировать текущее потребление, но, я повторюсь, очень мала вероятность того, что нам удастся сформировать запас.
РБК-Украина: Прекратился ли экспорт электроэнергии из Украины?
Владимир Демчишин: Экспорт электроэнергии минимизировался. В Беларусь и Молдову мы прекратили экспорт. В Европейский Союз экспортируется небольшой объем - это около 300 МВт. Дело в том, что Украина экспортирует электроэнергию с Бурштынского энергоострова, который является отделенным от украинской энергосистемы, и там есть сетевые ограничения, поэтому переток между Бурштынским островом и энергетической системой возможен лишь в очень ограниченном объеме. На этот момент с Бурштынской ТЭС в центр поступает 400 МВт. Больший переток невозможен. А учитывая то, что они работают на марке Г и что пока что не было ограничений по этому виду энергоносителя, то не было критической необходимости этот экспорт останавливать.
Однако в ближайшее время по этому вопросу будет принято соответствующее решение, и экспорт будет остановлен. На прошлой неделе я внес постановление на рассмотрение Кабмина, которое отменяет дотации на этот экспорт, и я думаю, что учитывая разницу цен на электроэнергию в Европе и Украине, экономичный режим отмены дотаций автоматически прекратит экспорт.
РБК-Украина: Какова текущая ситуация с поставками газа в Украину?
Владимир Демчишин: Поставка происходит. По реверсу мы закупаем более 35 млн куб. м ежедневно. Из России в более холодную погоду мы получали и до 50 млн куб. м газа. Сейчас получаем несколько меньше, поскольку температура способствует и потребление соответственно меньше. На данный момент мы осуществили оплату за 1 млрд куб. м газа, а отобрали около 30% от этого объема, то есть запас еще есть.
РБК-Украина: Какие реформы будут проведены в ближайшее время в украинской энергетике?
Владимир Демчишин: Сейчас мы работаем над законом о рынке газа и о рынке электроэнергии. Это комплексное реформирование рынка газа, рынка электроэнергии и параллельно угольного рынка.
На 2015 год мы планируем достаточно активную программу по продаже государственных шахт на основе открытого конкурса. Сейчас этим процессом занимаются только четверо людей, а для того, чтобы продать такой большой объем шахт, нужна внешняя поддержка. Поэтому, я думаю, мы привлечем к управлению этим процессом большую четверку аудиторских компаний. Сейчас мы готовим для Минфина расчет для бюджета: это и необходимая дотация на субсидирование себестоимости, это и программы по реорганизации и ликвидации шахт.
Как по мне, больших денег от продажи этих шахт ожидать не стоит, потому что все они были дотационными, то есть вкладывало государство. Первый вопрос, который решится после продажи: мы перестанем тратить из бюджета дополнительно средства. Второй вопрос - в этих шахтах достаточно большая задолженность за электроэнергию перед поставщиками. Если мы увидим, что приватизировать их в таком состоянии, в котором они есть сейчас, не удастся, то придется провести их через процедуру банкротства, списав при этом часть задолженностей, и только после этого выставлять их на продажу. Всего планируется продать 35 рабочих шахт. На этот момент они добывали 6 млн тонн угля.
Когда мы начнем этот процесс и публично его озвучим, тогда, думаю, и начнется активный процесс запросов.
Также стоит отметить, что в 2015 году существенно уменьшится сумма дотаций угольной промышленности. Если в этом году это было 14 млрд грн, то в следующем, по нашим оценкам, это будет меньше чем 4 млрд грн. Но это в основном за счет уменьшения количества шахт, потому что в Донецкой и Луганской областях мы потеряли 60 шахт.
Относительно реформирования рынка газа сейчас идет речь о магистральной передаче, то есть доступе к магистральным трубам, новый принцип формирования тарифов.
Что касается локального рынка, то есть реформирования облгазов, сейчас идет речь о так называемом расцеплении функций поставщика и транспортера, то есть дистрибуционной компании и снабжающей. За счет такого распределения мы хотим увеличить конкуренцию в сферу газоснабжения. Я думаю, что таким образом мы сможем увеличить эффективность этого сектора.
Похожая задача и в отношении энергорынка. Есть немало и других локальных задач. Также сейчас ведется работа по пересмотру принципа тарифообразования для альтернативной энергетики.
В общем сутью реформирования должна стать максимальная дерегуляция, увеличение конкуренции в сегменте, формирование понятных принципов работы, которые дадут возможность создать благоприятный инвестиционный климат и понятные правила для инвесторов, привлекая которых мы сможем обновить украинскую энергетику.
РБК-Украина: Какие изменения ждут министерство?
Владимир Демчишин: Сейчас много работы ведется в отношении коллектива. В целом мы планируем сократить штат как минимум на 20%. В этой сфере существует немало групп интересов и много саботажа, поэтому сейчас мы проводим реорганизацию. Уже разработано новое штатное расписание, вскоре будут назначены новые директора департаментов. Уже назначен новый заместитель министра, на прошлой неделе я подал на рассмотрение еще две кандидатуры.
Люди, которые будут приглашены на работу в министерство - это специалисты по нефтегазовому, угольному и атомному направлениям. Все они из индустрии, с 5-10-летним опытом работы в коммерческих структурах, у них успешный финансовый бэкграунд, некоторые из них выходцы из большой четверки.
Беседовала Ирина Голод