Переговоры по выполнению минских соглашений зашли в тупик. Главы стран так называемой Нормандской четверки (Украина, Германия, Франция и Россия) пока что не могут согласовать дату анонсированной ранее встречи в Берлине. Там они должны были согласовать последовательность выполнения 13 пунктов минских договоренностей. Но пока что стороны далеки от компромисса. В субботу, 15 октября Петр Порошенко в очередной раз заявил – Украина не будет выполнять так называемую "политическую часть" договоренностей, пока Россия не выполнит свои обязательства по обеспечению безопасности на Донбассе. В ответ, в воскресенье, Владимир Путин сказал, что Порошенко хочет переложить ответственность за выполнение "Минска" на Россию. "Я считаю, что это только предлог, чтобы ничего не делать в политической сфере", - заявил Путин. После чего добавил, что в нынешних условиях не видит смысла проводить встречу Нормандской четверки. РБК-Украина поинтересовалось у украинских дипломатов почему Путин не хочет ехать в Берлин и есть ли альтернатива "Минску".
Роман Бессмертный, экс-представитель Украины в минской контактной группе:
Главный тезис (Путина - ред.) - Украина ищет повод, как не выполнять «минские договоренности». Это означает, что Путин прекрасно понимает, что «минские договоренности выполнить невозможно, в силу того, что Россия имитирует ситуацию и фактически Россия делает все для того, чтобы создавать причины для невыполнения пунктов по безопасности. Путин сделал заявление, чтобы не встречаться в нормандском формате, потому что эта встреча ничего хорошего для него и России не принесла бы.
Тема минских договоренностей будет живой, пока политики, которые о них договаривались, сохраняют status quo . На самом деле реальных механизмов их выполнения не было, нет и не ожидается в ближайшее время. До момента, пока в Германии и во Франции не состоятся выборы. Но со сменой президента США, вероятно, будут искаться новые способы воздействия на Россию. В то же время Путин будет идти на обострение ситуации в мире, и будет искать новые точки обострения конфликтов. Об этом и говорит тот факт, что Россия проводит учения по всему периметру границ России. Параллельно идет поиск новых форматов - на тех же переговорах по Сирии иногда вспоминают вопрос Украины.
Олег Рыбачук, вице-премьер-министр по вопросам европейской интеграции (2005):
Путин не может не реагировать на очень жесткое заявление Порошенко. В тоже время вся игра Путина заключается в том, чтобы заставить Украину сделать то, что он сегодня озвучил - принять закон об особом статусе, встроить его в Конституцию, сделать амнистию - дать тем оккупированным Путиным часть Донбасса и Луганщины иметь право вето на будущее Украины. Эта игра шита белыми нитками. Он ее придерживается уже два года. Она начинает трещать по швам, потому что есть две резолюции Европарламента. Европейцы уже откровенно говорят о присутствии российских регулярных войск и уже Штайнмайер говорит о том, что выборы нельзя проводить, сейчас это не реально.
Порошенко с паузой в два года начал занимать понятную позицию. Потому что всем понятно, что если нет безопасности, то какие к черту выборы, политические договоренности? Минские соглашения - чемоданчик без ручки. Они себя полностью исчерпали. Но новый формат безусловно не может быть без США. Но сейчас американцы заняты выборами. А в следующем году выборами будут заняты Германия и Франция. В этой ситуации было бы логично брать "за ушки" подписантов Будапештского меморандума и говорить: "Это документ. там прописаны ваши обязательства. Так что, будьте любезны - выполняйте их".
Константин Грищенко, министр иностранных дел (2003-2005; 2010-2012)
Заявление Путина говорит о недовольстве России. В минских договоренностях зафиксирован ряд шагов, которые стороны Украины в первую очередь, должны выполнять. Однако. Сделано это без четкого определения, в какой последовательности они должны реализовываться. Поэтому каждая сторона остается со своим видением, что и каким образом должно быть имплементированы для того, чтобы был какой-то результат. Именно этим объясняется полное недоразумение между Украиной и Россией по минских договоренностей. В том, что сложилась такая ситуация львиная доля вины Украины. Надо понимать, с какими сложностями придется столкнуться в случае выполнения обязательств, которые требуют голосования в Верховной Раде, а особенно того, что касается изменений в Конституцию. Если ты не можешь этого обеспечить, не надо брать на себя обязательства в рамках таких договореностей.
Поэтому должен быть предложен четкий, понятный план или другая структура договоренностей, которая была бы в русле« Минск », но была бы более практичной и последовательной с точки зрения ее выполнения. К этому процессу нужно привлекать не только Германию и Францию, но и США. От того, кто будет президентом США, будет зависеть, каким образом будет выстраиваться следующая формула усилий международного сообщества по решению ряда конфликтов, которые сейчас привлекают внимание, которые важны с точки зрения будущего, в том числе мироустройства, европейской безопасности и не только. Украина должна требовать, чтобы она не была в списке приоритетов "десятой".