В этом году начал действовать новый местный подакцизный налог – 5% с розничных продаж алкоголя и сигарет. В правительстве утверждают, что этот налог должен помочь развитию общин и т.д. Однако, по мнению президента Национальной организации розничной торговли (НОРТ) Юрия Бондарева, этот налог вызывает больше вопросов, чем дает ответов.
В этом году начал действовать новый местный подакцизный налог - 5% с розничных продаж алкоголя и сигарет. В правительстве утверждают, что этот налог должен помочь развитию общин и т.д. Однако, по мнению президента Национальной организации розничной торговли (НОРТ) Юрия Бондарева, этот налог вызывает больше вопросов, чем дает ответов.
"За период январь-август 2015 года, на основании поданных отчетов, было начислено около 1,2 млрд грн нового налога, что составляет в среднем 150 млн грн в месяц. "В целом, украинцы тратят около 50 млрд грн на покупку табачных изделий в год. Соответственно, 5% - это около 2,5 млрд в год или чуть больше 200 млн грн в месяц... мы видим расчетную разницу в 50 млн грн в месяц между ожиданием и начисленным", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина президент НОРТ.
НОРТ была создана в августе 2013 года. Она объединяет более 1 тыс. точек розничных продаж в Киеве, Харькове, Полтаве, Тернополе и пр. Главная цель организации - взаимодействия операторов розницы со всеми ветвями власти.
"Мы заинтересованы работать честно и платить налоги, именно потому хотим нормальных рабочих отношений с фискальными и контролирующими органами", - пояснил Юрий Бондарев.
РБК-Украина: Как снижение покупательной способности населения сказалось на розничных оборотах, по сравнению с аналогичными периодами 2013 и 2014 годов?
Юрий Бондарев: За последние два года в Украине произошло существенное ухудшение социально-экономической ситуации, обусловленное кризисом, войной на Донбассе, падением курса гривны и ростом цен на продукты питания и коммунальные услуги. Естественно, что эти события привели к резкому снижению покупательского спроса населения.
Особенно серьезно это ощущается в 2015 году. По данным Госстата, оборот розничной торговли в Украине в январе-сентябре 2015 года снизился на 22,3%, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года - до 735 млрд грн. При этом, в январе-сентябре 2014 года он снизился лишь на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Но очень важно отметить, что постепенно происходит адаптация населения к новым реалиям и фактическое изменение потребительского поведения.
РБК-Украина: По каким товарным группам наблюдается самое большое падение, по каким падения нет? Может, есть товарные группы, в которых наблюдается рост продаж?
Юрий Бондарев: В Киеве было проведено исследование Shopper Trends 2015(Nielsen Украина). Согласно его результатам, уже около 57% покупателей утверждают, что знают цены на все или большинство товаров. Но все равно, из-за роста цен, средний чек увеличился.
При этом, расходы на свежие продукты (мясо, рыбу, овощи и фрукты) сократились на 26%, а средние расходы на продукты питания и товары повседневного спроса выросли на 3%.
В 2015 киевляне стали меньше тратить денег в супермаркетах и гипермаркетах, а часть покупателей переключились на дискаунтеры и минимаркеты. Также важно, что заметно вырос процент покупателей совершающих срочные покупки по текущим потребностям: с 9% в 2014 году - до 15% в 2015 году.
РБК-Украина: Каковы перспективы розницы на 2016 год?
Юрий Бондарев: Появляются первые сигналы, которые дают понимание стабилизации ситуации и надежду на позитивные изменения в будущем. Мы видим, что, по сравнению с первым кварталом 2015, отмечается снижение темпов падения ВВП и уровня инфляции.
РБК-Украина: Как ритейлеры оценивают в целом налоговую реформу в контексте своего бизнеса? Какие плюсы, какие минусы?
Юрий Бондарев: Безусловно, у бизнеса очень высокие ожидания от налоговой реформы. Мы верим, что предлагаемые изменения создадут условия для создания благоприятных фискальных условий для развития бизнеса и восстановления экономики страны.
Ожидается, что будут найдены решения наиболее болезненных проблем в сфере налогообложения, например, снижения уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Мы надеемся, что произойдет оздоровление инвестиционного климата, снижение ставок прямых налогов, переход к налогообложению распределенной прибыли.
Налоговая реформа необходима для вывода экономики из тени, установления справедливых ставок налогов и упрощения администрирования для стимулирования легализации бизнеса.
РБК-Украина: Какие нормы налоговых новаций наиболее болезненны для ритейла? Какие нормы являются приемлемыми и стимулирующими развитие бизнеса?
Юрий Бондарев: Мы все понимаем, что для предпринимателей налоговая реформа заключается не только в том, чтобы просто поменять ставки или базу налогообложения. Реформа, прежде всего, должна поменять философию работы налоговых органов. Сначала, это должно быть оказание сервисных услуг плательщикам налогов, а только затем выполнение налогового контроля.
Например, предприниматели ожидают введение электронного кабинета налогоплательщика, это онлайн-доступ налогоплательщиков к управлению лицевым счетом (учет платежей, авансов, переплат, зачеты, налоговый долг); упрощение форм налоговых деклараций; уменьшение объемов налоговой отчетности.
РБК-Украина: Скорее всего, масштабная налоговая реформа, которая анонсировалась на 1 января 2016 года, будет провалена. Участвует ли НОРТ в работе над налоговой реформой?
Юрий Бондарев: На данный момент существуют два проекта изменений в Налоговый кодекс с 2016 года - законопроект Минфина и законопроект, разработанный депутатами и общественными организациями.
Одно из самых важных требований бизнеса - обеспечение стабильности и предсказуемости налогового законодательства, введение трехлетнего моратория на изменения в налоговое законодательство.
РБК-Украина: Одной из новаций нынешнего Налогового кодекса является 5%-ный местный розничный налог. В конце прошлого года, когда эта норма еще дебатировалась, в том числе, НОРТ писал письмо руководству страны, что такой налог вводить нельзя. Почему?
Юрий Бондарев: В начале 2015 года был введен новый акцизный налог с розничной продажи подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты и прочее топливо). Это нововведение касалось как розничных торговцев, так и потребителей.
Плательщиками этого налога, по ставке 5% являются розничные торговцы, которые продают конечным потребителям пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, бензин и т.п. Этот налог также можно назвать налогом на потребление или налогом на продажи подакцизными товарами конечным потребителям.
В конце 2014 года мы были категорически против введения подобного налога в том виде, в котором он существует. Мы понимали, что это не просто усложнит деятельность десятков тысяч предприятий розничной торговли, но и приведет к невыполнению ожиданий по пополнению бюджета.
Причина очень проста - отсутствие возможностей в автоматизированном контроле за исполнением положений данного закона и низкая налоговая дисциплина со стороны некоторых розничных предприятий. То есть, собирать дополнительные деньги с потребителей будут все, а вот платить, это уже как получится.
РБК-Украина: Оправдались ли опасения НОРТ и ваших коллег по рознице? К чему привел 5%-ный местный розничный налог?
Юрий Бондарев: В начале 2015 года была вакханалия с розничными ценами на подакцизные товары, особенно - на табачные изделия. На протяжении многих лет потребители знали, что цена, например, сигарет, отображенная на пачке, является максимальной розничной ценой, по которой розничная торговля может реализовывать данную продукцию.
Как результат, постоянно возникало недопонимание со стороны потребителей, почему цены на витринах отличаются от цен на пачках сигарет. Очень часто доходило до скандалов и незаслуженных обвинений.
Кроме того, достаточно долгий период не было разъяснений от налоговой инспекции о порядке начисления и администрирования нового налога. Постоянно возникали вопросы: как начислять, как и куда платить.
РБК-Украина: Есть ли у вас ориентировочные данные - что этот налог дал местным бюджетам?
Юрий Бондарев: Безусловно в рамках децентрализации регионам пообещали дополнительные ресурсы, бюджету нужны были деньги. И что же получилось, получен ли необходимый результат?
Давайте посмотрим на примере табачных изделий. За период январь-август 2015 года, на основании поданных отчетов, было начислено около 1,2 млрд грн нового налога, что составляет в среднем 150 млн грн в месяц.
Безусловно, это очень много. Но, возникает несколько вопросов.
Во-первых, дошли ли все эти деньги до местных бюджетов и куда они перераспределяются дальше? К сожалению, этого мы не знаем.
Во-вторых, столько ли должны были собрать дополнительного налога? Здесь мы можем посчитать на основании потребления табачных изделий.
В целом, украинцы тратят около 50 млрд грн на покупку табачных изделий в год. Соответственно, 5% - это около 2,5 млрд в год или чуть больше 200 млн грн в месяц. То есть, предполагается, что украинцы платят эти деньги из своего кошелька и рассчитывают получить их в свои местные бюджеты.
Но мы видим расчетную разницу в 50 млн грн в месяц между ожиданием и начисленным. Естественно, может возникнуть риторический вопрос, где же деньги? Опять-таки можно лишь ответить, что они потерялись по пути.
При этом, мне известно о массовом появлении фирм-однодневок, через которые на огромные суммы реализовались подакцизные товары, в первую очередь алкоголь и табачные изделия, после чего они исчезали без уплаты 5% налогов.
РБК-Украина: Наверняка, местные советы будут категорически против отмены такого налога. Как вы будете аргументировать его вредность (закрытие цивилизованных форматов торговли с возвратом к стихийной рыночной торговли или чем-то еще)?
Юрий Бондарев: Конечно, если есть возможность собрать и предоставить дополнительные деньги на нужды регионов, давайте это сделаем. Но, это должно быть сделано четко и прозрачно, и при этом без усложнения жизни розничных торговцев.
РБК-Украина: Также против отмены такого налога будут выступать политики, аргументируя тем, что такая норма была в первом варианте коалиционного соглашения и что общины не поймут. А им вы как будете аргументировать необходимость отмены этого налога?
Юрий Бондарев: Очень хотелось бы избежать повторения ошибочных шагов нашего правительства, которые были не до конца просчитаны и создают дополнительные сложности бизнесу, будучи, по сути, потерянными возможностями.
Наше же предложение достаточно простое. Во-первых, увеличьте специфические ставки "национального акциза" - на 70-80 копеек с пачки для сигарет, на гривню для бутылки пива.
Во-вторых, возложите обязательство по оплате увеличенного акцизного сбора на производителей подакцизных товаров, как происходит уже на протяжении многих лет. Если посмотреть на существующие рейтинги налогоплательщиков, лидерами являются табачные производители. Это международные компании и их высокие места обеспечены высоким уровнем налогов и, прежде всего, налоговой дисциплиной.
В-третьих, необходимо внедрить простой механизм автоматического отчисления этой увеличенной части акцизного сбора в регионы на основании доли оборота розничной торговли в каждой области относительно всей страны. Это официальные показатели Госстата.
В целом, такая реформа обеспечит 2.5-3 млрд грн поступлений в местные бюджеты.
Беседовал Павел Круглов