Децентрализация в Украине проходит по законам дикой природы – выживают только сильнейшие. На третьем году реформы стало очевидно: одни общины, которым посчастливилось иметь на своей территории предприятия, получили билет в будущее, другие – обречены на вымирание. С наступлением весны сотни сел в Украине оказались отрезанными от цивилизации: дороги после зимы настолько разбиты, что водители автобусов просто отказываются ездить в отдаленные населенные пункты. И никому до них нет дела, как и до того, будут ли там школы и больницы. Начав децентрализацию, центральная власть сбросила с себя "неликвидные активы". О будущем украинских общин и других реформах в интервью РБК-Украина рассказал Виталий Скоцик – председатель Аграрной партии, которая входит в тройку победителей в течение всех волн выборов в обьединенные территориальные общины (ОТО).
- На 21-е апреля анонсировано проведение "Национального форума депутатов местных советов. Аграрная партия". Что это за мероприятие и какова его цель?
- Да, 21-го апреля мы планируем провести масштабный форум. На нем соберется около 1800 гостей. Подавляющее большинство – наши депутаты, которых, напомню, у нас около 5 тысяч. Также в форуме примут участие представители дипломатического корпуса, НАТО, Европарламента, украинские и зарубежные эксперты. Нам важно обменяться опытом и обсудить насущные вопросы развития Украины, ведь дальше так продолжаться не может. Мы хотим объединить усилия для разработки стратегического плана развития государства. Именно он ляжет в основу нашей деятельности, когда начнем работу в следующем парламенте.
Мы убеждены, что нельзя строить страны, подобно броуновскому движению, как это делали в течение фактически всех 26 лет нашей независимости. Именно отсутствие стратегического видения того, куда и как должно двигаться государство, завело нас в этот тупик.
У Украины нет больше права на ошибку. На форуме мы не ограничиваемся только проблемами местного самоуправления. Ннаши депутаты вместе с ведущими экспертами будут работать в рамках трех панелей: "Децентрализация и система государственного управления страны", "Роль Украины в мировом разделении рынка труда и товаров" и "Политика безопасности и международные вызовы перед Украиной". Это весь спектр проблем, стоящих перед нашим государством, и от их решения зависит жизнь каждого украинца.
- Меньше чем через две недели – 29-го апреля состоятся первые выборы в 40 объединенных территориальных общинах в 17-ти регионах. Аграрная партия планирует принимать в них участие?
- Не только участвовать, но и побеждать! Мы уверены в своих силах и чувствуем поддержку народа. По результатам последних четырех волн выборов в ОТО Аграрная партия стабильно входит в тройку лидеров. Мы опережаем большинство парламентских политсил. На последних выборах 24-го декабря мы получили около 14% депутатских мандатов. И подчеркну: стремительно растет уровень нашей поддержки и в городах.
Это четкое подтверждение того, что люди устали от популизма и лжи. Люди хотят, наконец, видеть при власти настоящих лидеров – тех, кто будет отстаивать их интересы, а не думать только о собственном обогащении. Мы работаем на местах, показываем хорошие результаты, поэтому за нас и голосуют. И будем менять страну – постепенно и целенаправленно, начиная с каждого села и города, уверенно идя дальше.
- Вы много путешествуете по Украине с рабочими визитами, общаетесь один на один с гражданами в различных уголках государства. О чем говорят украинцы? Что сейчас беспокоит людей больше всего?
- Люди очень разочарованы, ведь их столько обманывали. Больше всего им болят равнодушие, непрофессионализм и откровенный беспредел чиновников. Однозначно всех "достала" тотальная коррупция.
Но среди главных проблем – безработица и низкий уровень зарплат и пенсий. Украинцы устали от стремительного роста цен, тарифы для многих уже просто непосильны. И сейчас уже граждане начали углубляться в вопрос децентрализации. Если раньше к этому относились безразлично, то сейчас уже понимают, что им нужно самим думать, будут ли у них школы и больницы, дороги и чистые улицы.
- Как вы оцениваете реформу децентрализации. Насколько далеко она продвинулась?
- То, что делает власть, вряд ли можно назвать реформой децентрализации. Это больше напоминает "сброс неликвидных активов" и перекладывание ответственности. Полномочия дали, а про деньги забыли. Уже сейчас вся непродуманность этой так называемой "реформы" заметна невооруженным глазом.
Поезжайте в регионы, попробуйте доехать до отдаленных сел – в сотни таких даже автобусы не ходят. Маршруты туда есть, но водители ехать не хотят – дороги такие разбитые, что проехать просто нельзя. Сами по себе такие села не выживут. Повезло тем, кто сохранил районы. А там, где поселки создали общину, забрав к себе лишь по одному-два окрестных села, – полный хаос. Никто не знает, что дальше делать с теми, кто остался в глубинке.
В то же время намеки президента и некоторых чиновников на принудительное обьединение общин – не более чем игра на публику. По меньшей мере это незаконно, да и проблемы не решит, – здесь нужен комплексный подход. Следует принять закон об административно-территориальном устройстве, провести перепись населения и паспортизацию населенных пунктов – необходимо в конце концов экономическое обоснование создания общин. Всего этого не было, а просто какие-то хаотичные действия, которые поставили общины в условия дикой природы, в которых выживут лишь сильнейшие.
- Так почему власть не делает этого, если это так логично?
- Потому что логика и нынешняя власть – вещи несовместимые. Назовите хотя бы одну реформу, которая была проведена логично, взвешенно и доведена до конца? На самом деле самоуправление общин – это мощный инструмент. Он действительно способен обеспечить нормальное развитие государства.
Власть же просто боится потерять свое влияние, особенно накануне выборов. Чиновники понимают: никакие раздутые рейтинги, никакие их отчеты, которых, кстати, нормально мы и не видели, не замылят людям глаз. Результаты работы этой власти каждый украинец ощущает на собственном кармане. Реальная децентрализация – это не просто распределение влияния между центром и регионами, а тот механизм, который способен обеспечить реальную способность и самоуправление общин.
Поэтому Аграрная партия и настаивает на том, чтобы общины получили реальные рычаги развития. Только тогда, когда они будут иметь возможность распоряжаться собственными ресурсами, финансами, землями, когда не будут вынуждены идти на поклон к центру каждый раз, когда нужно отремонтировать дорогу или построить садик или школу, тогда мы сможем говорить о реальной децентрализации.
Сейчас этого всего нет. Показательная ситуация сложилась с законопроектом "О службе в органах местного самоуправления". За три года Верховная Рада не смогла принять этого крайне важного для общин документа. Сначала его проваливали и саботировали. Когда наконец утвердили, его завернул с замечаниями президент, и до сих пор закон не принят. Поэтому до сих пор остается проблема дублирования полномочий между райсоветами, райадминистрациями, советом и исполкомом ОТО.
Уже молчу об объединенных территориальных общинах, в которые вошли села из разных районов. Как в таком хаосе привлекать специалистов управления ОТО, как учить молодежь, если никто не понимает, как все должно работать? Какими должны быть районы – непонятно. Однако нынешние парламентские силы думают не о государстве и его будущем, а о своем рейтинге и собственных карманах. Поэтому я сомневаюсь, что наши парламентарии в принципе способны принять нужные законы.
- А как вы оцениваете ситуацию с медициной? Как ее реформирование сочетают с децентрализацией?
- Никак. Больницы, как и все другое, переложили на плечи местных общин. Можете финансировать – молодцы. Нет – хоть вимирайте. Там, где на местах власть думает о перспективе, где есть местные меценаты, еще хоть что-то сохранено.
Так, на днях мы побывали в Белогорье в Хмельницкой области. Там усилиями наших партийцев во главе с Сергеем Иващуком удалось достроить 9 квартир для медиков. Благодаря этому в райцентре удержали хороших хирургов и врача-инфекциониста. Таких примеров предоставления жилья, покупки медицинского оборудования в районах, где работают наши представители, проведение медосмотров в отдаленных селах – немало, но это не решает общей проблемы.
Эта реформа не гарантирует не то что развития, но и просто сохранения медицинских учреждений и предоставления лучших услуг людям, она выталкивает врачей из Украины – хорошие специалисты убегают в поисках лучшей доли в Европу. Реформа просто создает еще одну надстройку с чрезмерными полномочиями для распределения денег – Национальную службу здоровья Украины. Здесь все "в одном лице" – и заказчик, и распределитель средств, и проверяющий. Поэтому возможности для коррупционных действий огромные.
Когда я слышу о телемедицине, мне кажется, что о ней могли говорить инопланетяне, но отнюдь не самые высокие украинские чиновники. Разве они не бывают в деревнях и не знают, что по нашим дорогам ни к одной больнице никого за 20 минут не довезут? Разве они не знают, что там и мобильная связь есть только местами? Что уж говорить о скоростном интернете, с помощью которого врачи будут консультировать бабушек. Где он?
И больше всего меня интересует, кто будет нести ответственность за этот эксперимент над украинцами. В стране второй год подряд не могут назначить профильного министра. Может, премьер-министр Владимир Гройсман понесет личную ответственность за это? Или президент? Вопросы, конечно, риторические.
Нынешняя власть привыкла ни за что не отвечать. Завтра на "Национальном форуме депутатов местных советов" мы будем искать пути решения всех наболевших проблем. Потому что двигаться так дальше государство не может. Украина имеет достаточно ресурсов, чтобы быть развитой и богатой. Нам есть на основе чего и куда расти, и мы предложим путь, как это сделать. Обновление власти и развитие страны начнутся с общин.