За последние 10 лет мобильные устройства очень поменялись: из монохромных кнопочных телефоны превратились в сенсорные и "умные". Интерфейс между пользователем и компьютером стал проще и продолжает совершенствоваться. Параллельно развиваются технологии, упрощающие взаимодействие человека с окружающим миром. Это так называемая дополненная реальность - когда в реальную окружающую среду, в которой находится пользователь, выводятся созданные компьютером данные или объекты. В ближайшие годы такие технологии найдут массовое применение в продажах и сфере развлечений. И доступны они будут для всех пользовательских устройств везде, где есть интернет.
За последние 10 лет мобильные устройства очень поменялись: из монохромных кнопочных телефоны превратились в сенсорные и "умные". Интерфейс между пользователем и компьютером стал проще и продолжает совершенствоваться.
Параллельно развиваются технологии, упрощающие взаимодействие человека с окружающим миром. Это так называемая дополненная реальность - когда в реальную окружающую среду, в которой находится пользователь, выводятся созданные компьютером данные или объекты.
В ближайшие годы такие технологии найдут массовое применение в продажах и сфере развлечений. И доступны они будут для всех пользовательских устройств везде, где есть интернет.
Впервые о технологиях дополненной реальности заговорили в начале 90-х, но широко известны они стали всего пару лет назад, после появления "умных" очков Google Glass. Разработка Google, по сути, представляет собой носимый компьютер со встроенной камерой. Он выдает на дисплей информацию об объектах, с которыми пользователь визуально контактирует. Например, теоретически можно, прогуливаясь по городу в очках, увидеть расположение ближайших ресторанов, прочесть меню и отзывы, заказать столик.
Презентационные ролики Google Glass, как и сами очки, наделали много шума. Но Google решила, что очки требуют доработки и вначале 2015 г. остановила их производство.
Во время работы над Google Glass корпорация также вложилась в стартап Magic Leap, занимающийся разработкой технологий дополненной реальности. Google возглавила раунд инвестиций общей суммой в полмиллиарда долларов. Команда Magic Leap продемонстрировала внушительные видеоролики, где показано, как должен выглядеть конечный продукт. Например, одно из видео сделано в спортзале, где собрались школьники. Посреди площадки прямо из-под пола "выныривает" очень реалистичная голограмма кита, создавая брызги.
Но каким образом эту идею реализовать и можно ли вообще это сделать - неизвестно. У Magic Leap пока нет даже прототипа. Впрочем, внимание Google и других инвесторов, среди которых крупная китайская компания Alibaba, говорит о невероятном интересе мирового сообщества к дополненной реальности. И ажиотаж не утихает.
В январе о разработке очков дополненной реальности заявила корпорация Microsoft (слухи об этом ходили еще с 2013 г., - ред.). Продукт под названием Hololens рассчитан, в первую очередь, на геймеров. Сквозь очки пользователь видит что-то вроде голограмм в реальном мире и может управлять изображением с помощью жестов. Впрочем, в данный момент это только планы. Когда начнется производство, пока не известно, версия для разработчиков появится только в 2016 году.
Директор представительства Intel в Украине Дмитрий Калита считает, что развлечения - это как раз та сфера, где дополненная реальность найдет массовое применения.
"Например, как интересно было бы провести на улице, в реальном мире, охоту за чем-то виртуальным (квесты)", - объяснил он.
Дополненная реальность может быть не только развлечением, но и вполне эффективным инструментом повышения продаж. К примеру, шведский производитель мебели IKEA вот уже несколько лет выпускает каталоги с мебелью, где на страницах проставлены "маркеры". Если запустить на смартфоне приложение и навести камеру на каталог, на экране появится 3D-модель стула, кровати, кресла или другой мебели. Таким образом, еще до покупки можно проверить, вписывается ли выбранный продукт в интерьер.
Фото: дополненная реальность может использоваться для обучения и развлечений
Украинцы тоже преуспели в разработке технологий дополненной реальности и программ на их базе. В начале осени стало известно о том, что основатели мобильного мессенжера Snapchat выкупили одесский стартап Looksery за 150 млн долл. Приложение позволяет в режиме реального времени менять внешность человека. Например, во время видеочата увеличить глаза, уменьшить лицо или нос, добавить анимацию в виде радуги изо рта.
Поскольку для передачи видео нужна хорошая скорость мобильного интернета, с появлением 3G в Украине пользователи iPhone могут не отказывать себе в этом удовольствии.
Augmented Pixels - еще одна компания, основанная в Одессе. Ее неоднократно отмечали жюри всевозможных мировых конкурсов. А исследовательская компания Technavio в этом году назвала Augmented Pixels одним из ключевых игроков на рынке дополненной реальности в ближайшие 5 лет. Украинцы оказались в одном списке с Google и Qualcomm.
У Augmented Pixels есть как полностью игровые приложения, так и решения для продаж. Например, весной компания разработала для National Geographics и производителя пазлов 4D Cityscape приложение, которое выдает на экран информацию об отдельных объектах, включенных в пазл.
Украинские компании также пытаются применять технологии дополненной реальность в маркетинге. Например, компания Roshen устанавливает интерактивные витрины в магазинах: проходящие мимо люди могут видеть себя на экране, но у них над головами появляются "облака" с надписями, призывающими купить продукцию.
Или, например, виртуальные примерочные. В 2012 г. компания "МТС Украина" в рамках промо своего нового тарифа установила такую примерочную на Ukrainian Fashion Week. Посетители могли "мерять" одежду одним движением руки, просто стоя перед экраном.
К слову, это не единственный проект оператора с использованием дополненной реальности. В том же 2012 г. совместно с ресурсом "Интересный Киев" и сервисом Historypin он запустил проект "Дополненная реальность", который охватил исторические части Киева, Львова, Донецка и Харькова. С помощью приложения для смартфонов можно было посмотреть, как выглядело то или иное здание в прошлом, достаточно было просто навести на него камеру.
А весной этого года, во время запуска 3G в Харьковском метро, "МТС Украина" совместно с Харьковской муниципальной галереей организовала в подземке виртуальную выставку. Если запустить на мобильном специальное приложение и навести камеру на буквы с названием станции, можно увидеть, как на стене тоннеля "висят" картины харьковских художников.
"Технология дополненной реальности позволяет создавать и использовать любой мобильный контент, - подчеркнула начальник отдела по связям с общественностью "МТС Украина" Виктория Рубан. - Главное, чтобы он был востребованным - интересным или полезным для человека".