Виртуальное настоящее: гаджеты тянут украинцев в другую реальность
Еще ребенком основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг мечтал, что когда-нибудь компьютер позволит ему перенестись в другое место. Сейчас благодаря очкам виртуальной реальности (VR) его мечта почти сбылась. Кто и зачем уже сейчас использует очки виртуальной реальности? И какую роль в виртуальном мире будущего сыграют украинские разработчики? Ответы на эти вопросы искало РБК-Украина.
На украинском рынке доступно более десятка бюджетных очков виртуальной реальности по цене от 5 до 20 долларов. Чуть поменьше выбор устройств средней ценовой категории: от 20 до 200 долларов. "Премиальные" очки виртуальной реальности обойдутся в сумму от 600 долларов.
Самые дешевые — это картонные или пластиковые очки, в которых вместо дисплея используется смартфон. Наиболее известны картонные очки Google Cardboard. Также очки виртуальной реальности можно сделать самому - в интернете есть множество инструкций, как вырезать их из куска картона. Сколько таких очков уже купили или самостоятельно сделали украинцы, не известно.
Как рассказали корреспонденту РБК-Украина в нескольких торговых точках, несмотря на доступность, бюджетные устройства пользуются меньшей популярностью, чем устройства по средней цене. Хотя для таких очков тоже нужен смартфон, они имеют расширенный функционал - например, разъем для зарядки смартфона, более удобные кнопки управления.
Самой продаваемой моделью продавцы техники называют Gear VR, цена которых составляет в среднем 3-4 тыс. гривен, в зависимости от модели. Эти очки созданы компанией Samsung в партнерстве с компанией Oculus, которая принадлежит Facebook. По оценкам самой Samsung, в нашей стране ей уже удалось продать несколько тысяч Gear VR. И темпы продаж растут.
Среди очков самого высокого ценового сегмента в Украине представлены Play Station VR за 12 тыс. гривен, а также Oculus Rift по цене от 25 тыс. гривен.
Аттракцион и бизнес
Такие очки как Google Cardboard или Samsung Gear VR покупают, в основном, домой. А вот Play Station VR и Oculus Rift часто используются для аттракционов в торговых центрах. Это и простые аттракционы - например, когда игроку в очках включают видео, будто он катается на американских горках. А могут быть и сложные симуляторы, где помимо очков используются подключенная платформа, похожая на кресло, и джойстики. Это дает ощущение полного погружения в другую реальность.
Такие сложные решения разрабатывает компания MMOne Project из Одессы. У нее есть симуляторы автогонок, где игрок не просто видит в очках виртуальную автотрассу, его еще и переворачивает на 360 градусов в подвешенном кресле. Платформа повторяется виражи, которые делает виртуальный автомобиль.
MMOne Project и французская компания Ubisoft, которая разработала игру Trackmania, даже совместно провели на таких симуляторах первый в мире чемпионат в виртуальной реальности. Как рассказывает сооснователь MMOne Project Александр Рыжкин, компания участвует в выставках по киберспорту, ее приглашают на презентации автомобилей. Также у нее были заказы от музеев и торговых центров. Но пока не в Украине.
Разработкой приложений виртуальной реальности за рубеж занимается и еще одна одесская компания, AB Soft. Она делает решения под Oculus Rift, Samsung Gear VR, Google Cardboard, успешно выполняет заказы на разработку из США, Великобритании, Израиля.
Менеджер игровых и VR-продуктов AB Soft Алена Добролюбова рассказывает, что одними играми виртуальная реальность не ограничивается. Ее возможности широко использует бизнес. Например, существуют решения, которые симулируют расстановку товаров в супермаркетах. Виртуальная реальность популярна в сфере торговли недвижимостью: можно показать клиенту, как будет выглядеть его новый дом или квартира. Также бывают обучающие VR-приложения для детей, виртуальные туры по городам, отелям, виртуальные системы мониторинга.
Ценные кадры
Менеджер по контенту и сервисам "Samsung Electronics Украина" Богдан Герасименко говорит, что в Украине тоже есть примеры использования VR не для развлечений. Например, ему известно, что некоторые украинские гостиницы с помощью Gear VR демонстрируют свой интерьер клиентам турагентств. Gear VR используется для лечебной терапии детей, страдающих аутизмом. Так их тренируют удерживать внимание. По словам Герасименко, в Украине также есть случаи презентации новых автомобилей в очках виртуальной реальности, а затем воочию. Еще один кейс, о котором ему известно, - это онлайн-трансляция футбольных матчей. "Все вышеперечисленное на сегодня находится на разных этапах реализации", - говорит Герасименко.
Адаптировать видеоконтент для очков виртуальной реальности пытается и крупнейший легальный онлайн-кинотеатр в Украине Megogo. В декабре прошлого года он выпустил Android-приложение виртуальной реальности, рассчитанное на пользователей смартфонов Samsung и Sony последних моделей. Оно "перемещает" пользователя в кинотеатр с большим экраном, а в некоторых фильмах можно "присутствовать", рассматривая изображение вокруг себя. В ближайшее время Megogo хочет выпустить усовершенствованное приложение с красивой сценой (виртуальным интерьером). Такое, например, есть у всемирно известного видеосервиса Netflix: зритель в очках виртуальной реальности оказывается в доме в горах, где перед ним над камином висит большой телевизор. Создание одной только сцены в Украине обходится в сумму от 10 тыс. долларов.
Но самое сложное в создании таких приложениях - не стоимость. Как утверждает маркетинг-директор Megogo Иван Шестаков, почти не реально найти разработчиков. "Украина - один из мировых лидеров по количеству разработчиков программного обеспечения. При этом виртуальной реальностью не занимается почти никто", - говорит он.
Даже "Samsung Electronics Украина" известно всего о 4 командах, которые разрабатывают приложения для Gear VR. И те немногочисленные разработчики, которые есть, уже загружены заказами из-за рубежа.
В начале пути
Наличие заказов из разных стран, по мнению Добролюбовой, является лучшим доказательством конкурентоспособности украинских разработчиков на мировом рынке, который стремительно развивается. По оценкам Goldman Sachs, к 2025 году доход приложений виртуальной и дополненной реальности (когда пользователь частично погружается в виртуальный мир) составит 35 млрд долларов. Из них 18,9 млрд долларов придется на видеоигры, трансляцию мероприятий и видео-развлечения для частных пользователей. Остальной доход принесут приложения для бизнеса и государства. В частности, это разработки для здравоохранения, инженерной отрасли, строительства, торговли, военных, образования.
Но надо понимать, что в целом разработка для очков виртуальной реальности - это новая тема в мире. И у всего мира пока мало опыта в данной сфере. Как рассказывает Добролюбова, в AB Soft VR разработкой занимаются Unity3D инженеры и 3D художники. MMOne Project своих сотрудников ищет среди студентов и выпускников Одесского Политехнического Университета (Институт Компьютерных Систем). "И мы очень благодарны им и рады, что в Украине есть талантливые ребята и разработчики", - говорит Рыжкин. Как считает Герасименко, украинские разработчики способны предложить качественный контент для мирового рынка Oculus Store.