Венгрия выдала последнее необходимое разрешение для реализации газотранспортного проекта Nabucco на территории страны, где протяженность участка составит 384 км. Об этом говорится в обнародованном сегодня пресс-релизе компании Nabucco Gas Pipeline International - оператора проекта Nabucco. Таким образом, Венгрия стала первой страной, выдавшей все разрешения на строительство Nabucco.
Венгрия выдала последнее необходимое разрешение для реализации газотранспортного проекта Nabucco на территории страны, где протяженность участка составит 384 км. Об этом говорится в обнародованном сегодня пресс-релизе компании Nabucco Gas Pipeline International - оператора проекта Nabucco. Таким образом, Венгрия стала первой страной, выдавшей все разрешения на строительство Nabucco.
Получение экологического разрешения в Венгрии проходило в два этапа. В I полугодии 2010 г.Nabucco Gas Pipeline International подала документацию для предварительной оценки влияния реализации проекта на экологию Венгрии. После получения первого предварительного разрешения, была запущена вторая стадия процесса, когда оператор проекта подал детальную информацию в регулирующие органы страны.
Несмотря на выдачу всех разрешений со стороны регуляторов Венгрии, реализация проекта находится под вопросом. 14 мая 2012 г. сообщалось, что крупнейшая нефтегазовая компания Венгрии MOL рассматривает возможности присоединения к проекту компании BP SEEP (Юго-Восточно-Европейский газопровод).
Проект SEEP по транспортировке азербайджанского газа через юговосточную Европу, в том числе Венгрию, в западную Европу, преимущественно опирается на уже имеющуюся газовую инфраструктуру и является альтернативой Nabucco. Последний призван уменьшить зависимость Евросоюза от поставок российского газа (треть общего объема потребления газа ЕС приходится именно на российское "голубое топливо").
С 2010 г. MOL уже несколько раз высказывала свои сомнения в целесообразности участия в Nabucco, в связи с рядом вопросов, касающихся поставок и затрат на проект, а также в связи с вопросами структуры и менеджмента. В апреле 2012 г. MOL заявила о готовности вовсе выйти из проектаNabucco в случае возникновения такой необходимости, пояснив, что "существует много неопределенностей вокруг проекта Nabucco, которые сложно игнорировать". 26 апреля главный исполнительный директор MOL Жолт Хернади сообщил, что MOL считает нерентабельным дальнейшее финансирование проекта. До этого венгерская компания отказалась от перечислений средств в годовой бюджет Nabucco International Company (NIC), которая занимается Nabucco.
Одной из главных "неопределенностей", связанных с Nabucco, MOL считает обозначенную нехватку ресурсной базы для заполнения газопровода, проектная мощность которого составляет 31 млрд куб. м в год. В октябре консорциум Nabucco подал заявку на участие в тендере на транспортировку газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, однако пока переговоры не принесли окончательных результатов. Еврокомиссия ожидает, что Азербайджан примет решение в течение ближайших нескольких месяцев, однако даже при успешном исходе переговоров месторождения газа Шах-Дениз будет достаточно лишь для заполнения трети газопровода (вторая фаза объемом 16 млрд куб. м должна быть запущена в 2016-2017 гг.). В результате участники консорциума Nabucco стали рассматривать возможность уменьшения мощности трубопровода вдвое - до 15 млрд куб. м, а также сокращение его протяженности - от Болгарии до Австрии.
13 мая свои сомнения относительно участия в Nabucco высказала и немецкая RWE. "Мы по-прежнему полагаем, что Nabucco в его изначальной форме является наилучшим вариантом для всех акционеров и участников проекта - поставщиков, потребителей, операторов газопроводов. Однако в свете меняющихся условий - строительстве других газопроводов - мы проверяем, соответствует ли участие в этом проекте нашим коммерческим и стратегическим интересам", - сказал пресс-секретарь RWE.
Согласно информации в немецких СМИ, топ-менеджмент компании уже проинформировал власти ЕС, что RWE может свернуть свое участие в проекте Nabucco.
Nabucco - магистральный газопровод, который призван транспортировать газ из Центральной Азии в Европу (прежде всего, в Австрию и Германию) в обход России. В качестве основных поставщиков изначально рассматривались Азербайджан, Ирак и Туркмения. Коммерческие поставки газа по газопроводу Nabucco планировалось начать в 2017 г., строительство трубопровода было намечено на 2013 г. Стоимость проекта оценивается в 7,9 млрд евро. Участниками проекта с равными долями по 16,67% являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Однако реализация этого проекта уже неоднократно откладывалась из-за отсутствия гарантированных поставщиков топлива. В результате его мощность может быть уменьшена вдвое и составить около 15 млрд куб. м в год. Участники консорциума Nabucco рассматривают возможность уменьшения мощности трубопровода вдвое, а также сокращения его протяженности - в новом варианте он будет проложен от Болгарии до Австрии. Если же Nabucco будет построен между Болгарией и Австрией (Румыния и Венгрия станут транзитерами), то из газопровода, подключающего Европу к азиатскому газу, он превратится лишь в одну из частей европейской газотранспортной системы.
Напомним, 22 мая Болгария ратифицировала договор по участию в газопроводе Nabucco.
Ранее британская нефтегазовая компания BP больше не считает целесообразным использовать газопровод Nabucco для транспортировки азербайджанского газа с принадлежащего BP месторождения Шах-Дениз в Европу.