Варяги в правительстве: красивая игрушка и проблема ресурса
Валентин Гладких, кандидат философских наук,
политический аналитик, специально для РБК-Украина
Лао-цзы - полулегендарный основатель даосизма утверждал, что достигнув предела, все переходит в свою противоположность. Если древнекитайский мыслитель прав, то резонно спросить: неужели, после событий Евромайдана Украина, ведомая "новой проевропейской властью", настолько "успешно и динамично" менялась, реформировалась, развивалась, что результатом такого революционного стремления к светлому будущему неизбежно должно стать возвращение в далекое прошлое - к самым истокам, зафиксированным в преданиях старины далекой: "Земля наша велика и богата, но порядка в ней нет. Прийди и правь нами"? Неужели совсем скоро из уст новоявленных украинских "реформаторов" прозвучит фраза: "Вот приедет Рюрик, Рюрик нас рассудит".
Именно такие мысли непроизвольно возникают в голове, когда слышишь заявления о необходимости назначения на важные государственные посты иностранцев - профессионалов, которые приедут и наведут порядок в Украине.
К сожалению, дискуссия о целесообразности и приемлемости подобного шага для Украины ведется преимущественно либо в терминах правовых "законно - незаконно", либо в терминах морально-этических "оскорбительно - неоскорбительно", "унизительно - неунизительно". Вести дискуссию в таких аспектах абсолютно непродуктивно, поэтому стоит перевести ее в плоскость вопроса об эффективности подобного решения: насколько назначение "варягов" на государственные должности способно решить проблемы, с которыми столкнулись украинское общество и государство?
Сторонники "приглашения варягов" утверждают, что "легионеры" будут более эффективны, чем аборигены, поскольку, во-первых, имеют опыт проведения успешных реформ, а во-вторых, будучи незаангажированными местными олигархическими кланами и не имея собственных политических амбиций, "наемники" смогут работать беспристрастно.
С приведенными аргументами, пожалуй, можно согласиться. Но, к сожалению, сторонники "иностранного легиона" упускают из вида одну принципиально важную деталь. А именно - вопрос о полномочиях и ресурсной базе, которые получат в свое распоряжение "иностранные специалисты". Если речь идет о статусе "советников", то идея с самого начала может считаться мертворожденной - нынешняя элита сама прекрасно знает, что нужно делать для того, чтобы изменить ситуацию в Украине, и именно поэтому это и не делает, поскольку изменения неизбежно "подкосят" ее господствующее положение. И любые советы - о стену горохом, никто этим советам следовать не собирается и не будет.
Уверен, что Петру Порошенко "советовали" не тащить своего талантливого отпрыска в депутаты, так же как и Виталию Яреме скорее всего "намекали" о нецелесообразности и несвоевременности назначения своего высоко профессионального сыночка и очень перспективной доченьки своего заместителя на высокие государственные должности.
Боюсь, что "советчики" оказались не просто не услышаны, но и скорее всего - сейчас уже где-то подальше от престола и поближе к Тьмутаракани или зоне АТО.
Короче говоря, "иностранные советники" в Украине нужны в лучшем случае для отвода глаз, дескать смотрите с нами работают независимые эксперты!
В общем, ключевым вопросом является объем предоставляемых "варягам" полномочий и ресурсов для их реализации. Естественно, что получить полномочия и соответсвующий объем ресурсов, необходимые для проведения реальных, а не декоративных псевдопреобразований в государстве и обществе "варяги" смогут лишь в случае консенсуса местной элиты, что практически невозможно, поскольку "вожди аборигенов" кровно заинтересованы в сохранении существующего социального порядка, который обеспечивает им господствующее положение.
Не нужно обманывать себя самим и тем более не стоит позволять другим вводить себя в заблуждение: все эти разговоры о назначении "иностранных" специалистов - это элемент все той же схемы: как создать иллюзию реформ ничего принципиально не меняя.
При существующих раскладах "варяги" обречены на провал. Собственно, как и отечественные специалисты, коих при всем уважении, в Украине точно не меньше, чем в Грузии.
Одним словом, проблема не в том, кто будет делать реформы: украинцы, грузины или костариканцы, потому как нет никаких секретных методик и универсальных рецептов. Вопрос в том - есть ли у нынешней власти политическая воля проводить реальные реформы.
К примеру, когда в Московском царстве появилась политическая воля проводить радикальные реформы два разных государя по-разному решили эту задачу. Иван Грозный опирался на местных кадров - опричников, а Петр Первый - на иностранцев. Причем оба достаточно успешно справились с поставленными задачами. Правда и в первом, и во втором случае пришлось сломить ожесточенное сопротивление боярства.