В.Боровик: "В мире профицит газа, поэтому нужно уменьшать долю газа в формуле, по которой Украина его покупает"

Председатель оргкомитета Альянса "Новая энергия Украины" Валерий Боровик в интервью РБК-Украина поделился своими прогнозами относительно возможности снижения закупочной цены для Украине на импортный газ и рассказал о перспективах увеличения транзита топлива через украинскую газотранспортную систему (ГТС), а также о последствиях замораживания существующих тарифов на газ для населения.

РБК-Украина: По результатам консенсус-прогноза украинских экспертов, средняя цена российского газа для Украины в этом году может достигнуть 317 долл., потому что нефть марки Urals, которая входит в формулу определения цены газа может выросли до 75 долл./барр. Каковы Ваши прогнозы?
Валерий Боровик: Саму формулу нужно менять. Потому что сейчас разорвалась зависимость одних энергоносителей от других. На потребление нефти рынок потихоньку идет вверх, поэтому и прогноз цены растет, на газ же - идет профицит. Поэтому нельзя сказать, что все взаимосвязано. Нужно анализировать контракты с европейскими странами, смотреть их формулы и, главное, уменьшать долю газа в формуле.
РБК-Украина: В ситуации, когда цены на импортный газ будут расти, как Вы оцениваете решение Кабинета министров не увеличивать стоимость голубого топлива для населения и предприятий?
В.Б.: Здесь есть большая хитрость. Вы же помните, что несколько месяцев назад правительство договорилось с МВФ о повышении на 20% цен для населения. Профсоюзы подали в суд, выиграли его, и Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) отменила свое постановление. О чем это говорит? Это не значит, что у нас сильные профсоюзы, это значит, что правительство знало, что так будет и, возможно, даже организовал все это. А потом министр топлива и энергетики говорит, что мы не будем поднимать цены, потому что закупили в 2009 г. дешевый газ. Какой же он дешевый, если НАК "Нафтогаз Украины" понес убытки?
А те 11 млрд куб. м, которые забрали у "РосУкрЭнерго"... Еще надо доказать, что они перешли к "Нафтогазу" законно. Поэтому правительство, мне кажется, просто взяло деньги у МВФ и не выполняет свои обязательства. Если новый премьер будет прагматиком, то нужно поднимать цены на газ, потому что Украина идет к банкротству. При существующих ценах на энергоресурсы такие тарифы может себе позволить только страна, которая имеет много собственных ресурсов. Даже в России тарифы для населения выше, чем у нас. Поэтому если ничего не менять, то Украина потихоньку придет к дефолту.
РБК-Украина: Реален ли пересмотр газовых контрактов с "Газпромом"?
В.Б.: Контракты необходимо пересматривать. Потому что они не отражают той рыночной ситуации, которая сложилась в мире и в Европе. А цена для нас - один из самых высоких в Европе, несмотря на тш, что у нас плечо транспортировки одно из самых коротких. Кроме того, крупным потребителям таким, как ENI и EON, "Газпром" пошел навстречу и снизил их фючерсные цены на 15%, а может и на 20%. То есть, "Газпром" понимает, что в мире сейчас профицит, а не дефицит природного газа. Поэтому новый Президент должен четко и жестко поставить этот вопрос и также рассмотреть повышение цены на транзит газа Украиной.
РБК-Украина: Насколько сейчас может быть оправданным возвращении "Нафтогазу" права на реэкспорт газа?
В.Б.: Если по прозрачной схеме это будет осуществлять "Нафтогаз" или контролируемая им компания, и мы будем видеть, сколько зарабатывается средств, как они идут в бюджет Украины, то это выгодно и это прибыльный бизнес. Этот вопрос может подниматься, но проблема в том, пойдет ли на это Россия, стратегически за последние два года фактически отсекла всех поставщиков от Европы. Так же, как и Турция.
Что касается того, куда будет экспортировать НАК, то такие договоренности осуществляют достаточно опытные люди, которые умеют это делать. Поверьте мне, там будет просчитано прибылях и все будет экономически привлекательно. Разные есть варианты - не один и не два.
РБК-Украина: Практически сразу после своего избрания Президентом Украины Виктор Янукович сказал о возможности возвращения к идее газового консорциума, который должен объединить российские и украинские возможности по транспортировке сырья. Какие условия такого сотрудничества оптимальные для Украины?
В.Б.: Те, которые прописаны в совместном заявлении Украины и Еврокомиссии: независимость оператора, прозрачность поступления средств на реконструкцию украинской ГТС, прозрачность тендерных процедур на реконструкцию ГТС, понятность, европейскость и рыночность тарифов на транспортировку.
РБК-Украина: действительно может возрасти транзит газа по территории Украины, если мы договоримся с Россией о создании газового консорциума?
В.Б.: Какое увеличение? По прогнозам, например, Platz, которая занимается котировкой энергоресурсов, в Европе и мире - профицит газа. Уже нет проблем с закупкой газа, благодаря кризису. И действительно, это давит и на спотовый рынок, и на фьючерсные контракты. Сейчас нет потребности в 120 млрд куб. м, которые может транспортировать наша ГТС. Дай бог, хотя бы как ее использовать, не говоря уже о двух альтернативных газопроводах (Южный и Северный потоки). Это меньше касается Северного потока, потому что там будут альтернативные источники, которые не могут транспортироваться через Украину, а вот Южный поток - как раз на энергетической базе, которая может транспортироваться по нашей территории. Кроме того, увеличение транзита через Украину противоречит энергетической стратегии России до 2030 г., предусматривающая диверсификацию путей транзита энергоресурсов.
РБК-Украина: Кого вы можете назвать потенциальным главой "Нафтогаза" при Президенте В.Януковиче?
В.Б.: Руководство НАК за последние несколько лет превратилось в исполнителя воли то ли премьера, то ли министра топлива и энергетики, или, как это было в начале президентства Виктора Ющенко - воли Президента. Поэтому эта должность - электрический стул.
Более того, должность главы "Нафтогаза" уже не дает экономического эффекта для того, кто ее занимает, потому что сверху предоставляются указания: куда, как и сколько перечислять. Ранее главные денежные потоки были через "Укртрансгаз". Большие средства отмывались на поставках лопаток для агрегатов, можно было за те же средства сами агрегаты купить. Но сегодня эти потоки уже не идут через "Нафтогаз". Думаю, все будет зависеть от стратегической политик, которую изберут премьер-министр, Президент и профильным министр. Хоть бы не довели до банкротства.
РБК-Украина: Как вы оцениваете возможность возвращения на украинский энергорынок "РосУкрЭнерго", ведь в окружении В.Януковича есть люди, близкие к этой структуре?
В.Б.: Я думаю, что Президент пойдет по линии "Не царское это дело". Считаю, что он отстранится, потому что будет очень некрасиво когда НАК при новом руководстве согласится отдать 11 млрд. куб. м. газа "РосУкрЭнерго". Возможно, это будет позиция мягкого содействие или невмешательства. Потому этот вопрос влияет на рейтинг, ведь у нас даже домохозяйки знают что такое "РосУкрЭнерго".

Беседовал Константин Штифурак

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь