В.Балога: Ю.Тимошенко пытается единолично решать вопрос поставок энергоносителей
Премьер-министр Юлия Тимошенко в который раз пытается единолично, на собственное усмотрение решать вопрос поставок энергоносителей в Украину. Этими действиями она вмешивается в сферу конституционных прерогатив Президента Украины Виктора Ющенко относительно обеспечения национальной безопасности, одной из составляющих которой является энергетическая безопасность государства. Так глава Секретариата президента Виктор Балога прокомментировал письменное поручение, согласно которому Ю.Тимошенко запрещает председателю правления компании "Укртранснафта" Игорю Кирюшину и его заместителям подписывать документы и принимать участие в совещаниях и консультациях о транспортировке нефти по трубопроводу Одесса - Броды до отдельного решения правительства, сообщает пресс-служба главы государства. "Каждый школьник знает, что нынешний премьер с давних лет лелеет особые сантименты к энергетике. Но Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор - не частная автозаправка, а мощный международный энергетический проект, поэтому регулировать его воплощение таким "ручным" способом, привычным для Кабмина, нельзя. Этот вопрос выходит за сугубо экономические рамки, здесь речь идет о европейской энергетической политике и реноме Украины в ее реализации", - сказал В.Балога. По убеждению В.Балоги, любое вмешательство способно поставить под угрозу выполнение таких амбициозных и далеко идущих планов. В итоге украинская экономика может понести многомиллиардные потери, а отечественные НПЗ потеряют возможности нарастить объемы производства, перейти на европейские стандарты продукции и усилить свою конкурентоспособность. Руководитель президентского Секретариата напомнил премьер-министру те положения из программы деятельности правительства, изложенной в коалиционном соглашении, которые касаются именно нефтепровода Одесса-Броды. В скрепленном подписью Ю.Тимошенко обязательстве речь идет о "приоритетности европейского направления" транспортировки энергоносителей этим продуктопроводом, подписании необходимых межправительственных документов с целью обеспечения реализации проекта поставок каспийской нефти в Украину через трубопровод Одесса-Броды, заключение долгосрочных контрактов с нефтяными компаниями относительно его загрузки в аверсном режиме. "Забывчивость Ю.Тимошенко при выполнении собственных обещаний уже никого в нашей стране не удивляет. Однако в вопросе, который непосредственно задевает национальные интересы, такая амнезия - это уже не личное дело премьера. Руководителю правительства стоит восстановить в памяти текст коалиционного соглашения и в дальнейшем отказаться от каких-либо попыток корректировать курс государства на обеспечение энергетической безопасности", - сказал В.Балога. Позже уполномоченный президента по энергетическим вопросам Богдан Соколовский обвинил премьера в срыве подписания соглашения между "Укртранснафтой" и двумя компаниями на прокачку нефти по нефтепроводу Одесса – Броды на украинские НПЗ. По его словам, вчера должно было состояться совещание под председательством президента, во время которого планировалось подписание вышеупомянутых соглашений, однако В.Ющенко был вынужден отменить его, поскольку Ю.Тимошенко своим распоряжением запретила принимать участие в совещании правительственным чиновникам и руководителям государственных энергетических компаний. "Это беспрецедентный случай, это шокирующая информация, такие действия имеют признаки преступления", - сказал Б.Соколовский. Также он заявил, что вчерашние события "отбросили подписание соглашений по транспортировке нефти как минимум на несколько месяцев". Напомним, 30 июня с.г. во время встречи президентов Украины и Азербайджана было принято решение о заполнении нефтепровода Одесса-Броды технологической нефтью. А 22 мая с.г. В.Ющенко подписал указ о переводе нефтепровода Одесса-Броды в аверсный режим. На сегодняшний день стороны, заинтересованные в проекте ожидают завершение разработки технико-экономического обоснования маршрута. Магистральный нефтепровод Одесса-Броды был построен в 2001 г. В течение нескольких лет он не использовался. В конце июня 2004 г. правительство Украины разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном режиме. Всего за время работы реверсного маршрута (с сентября 2004 г. по состоянию на 31 декабря 2007 г.), по нему было прокачано 19,276 млн т сырья.