В Украине завтра, 22 марта 2012 г., вступает в силу закон № 4442- VI об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования. Соответствующий закон опубликован в издании "Голос Украины".
В Украине завтра, 22 марта 2012 г., вступает в силу закон № 4442- VI об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования. Соответствующий закон опубликован в издании "Голос Украины".
Закон определяет, что создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются по решению Кабинета министров Украины и не требует предварительного разрешения Антимонопольного комитета Украины.
Общество создается как публичное акционерное общество, 100% акций которого закрепляются в государственной собственности, на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования, которые реорганизовываются путем слияния.
В уставной капитал создаваемой компании вносится имущество железнодорожного транспорта общего пользования, 100% акций предприятий по ремонту подвижного состава, право пользования земельными участками "Укрзализныци", магистральные железнодорожные линии, станции, энергоподстанции и другое профильное имущество.
Закон запрещает отчуждения акций создаваемой компании: "В госсобственности находятся 100% акций общества, которые запрещено отчуждать, передавать в управление, залог".
Акционирование и реформа позволят сделать структуру железнодорожного транспорта более прозрачной, повысить качество корпоративного управления и эффективность принятия решений. В результате, смена формы собственности позволит ускорить реализацию собственных инвестиционных программ УЖД и привлекать финансирование на модернизацию инфраструктуры. Компания также сможет привлекать внешних инвесторов и создавать совместные предприятия. В частности УЖД сможет привлечь финансирование, которое Европейский Союз направляет на структурные реформы в Украине.
Стратегия реформирования железнодорожного транспорта была принята еще в 2006 г. с целью превратить компанию в акционерное общество, принадлежащее государству. Создание такого акционерного общества и реформирование УЖД соответствуют международной практике, а также - требованиям международных организаций и Европейского Союза.
Отметим, Верховная Рада Украины приняла соответствующий закон 23 февраля 2012 г., а Президент Украины Виктор Янукович подписал его 15 марта.
О реформировании "Укрзализныци" говорят уже давно. Еще в 2009 г. возглавляющий тогда ведомство Михаил Костюк заявлял, что наилучшей формой реформирования "Укрзализныци" является ее акционирование. По его мнению, реформирование ведомства может осуществляться через постепенное акционирование 6 железных дорог, входящих в ее состав в качестве отдельных госпредприятий.
Ранее Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заявлял, что готов к сотрудничеству с "Укрзализныцей" и готов удвоить финансирование своих проектов при условии реформирования железнодорожного транспорта Украины. О направлениях реформирования не сообщалось.
В настоящее время в структуру "Укрзализныци" входят шесть региональных железных дорог, 22 тыс. км железнодорожных путей, 7 заводов по ремонту состава и производству шпал и около 20 других предприятий и центров. "Укрзализныця" является монополистом в сфере железнодорожных перевозок. Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины была создана в 1991 г. и является органом управления железнодорожным транспортом общего пользования.